Печать

          Около четырехсот представителей одной из лучших крупного рогатого скота отечественного происхождения молочного типа - ярославской - завезли в ОАО «Урожайное» Новоалександровского района Ставрополья в 2006 и 2007 годах. Теперь эти животные - гордость хозяйства, в 2012-м получившего статус племенного репродуктора.

Сегодня в стаде «Урожайного» 1733 головы ярославской и черно-пестрой пород, из них 600 коров. К слову, черно-пестрой всего-то 20 процентов. Любопытно, что в первые же дни с «ярославкой» были связаны некоторые проблемы. Начальная партия нетелей переехала на Ставрополье в конце весны, когда на улице установилась жара до сорока градусов. Животные, к такому климату непривычные, дышали с трудом, вываливали языки. Пришлось прятать их в тени лесополосы и устанавливать там корыто с водой, дабы буренки утоляли жажду. К тому же окрас рубашки у ярославской породы - черный, пуще любого другого цвета притягивающий солнечные лучи. А уже при 25 градусах копытное может получить тепловой удар и копыта свои отбросить.

Но нет, выдержали ярославские переселенцы испытание на прочность. Период же адаптации, по словам начальника животноводческого комплекса Александра Павлова, занимает не менее пяти лет. И чтобы коровам стало проще переносить местный климат, решено было их потомство «переодеть» в светлые и белые рубашки. А для этого специалисты «Урожайного» начали применять осеменение лучшим семенем быков голштинской породы, закупаемым в Москве.

Такая селекция дала ощутимые результаты. И не только в плане акклиматизации, но и в улучшении других качеств породы. Как рассказал зоотехник-селекционер Василий Гусев, родословная кандидатов-голштинов изучается весьма тщательно: какие в генах предков были показатели жира и белка, какое количество молока приносила родительница, с какой легкостью телилась... Важна каждая мелочь. И что же получилось? Хоть «ярославка» и не рекордсмен по надоям, зато у нее есть неоспоримые преимущества перед другими КРС. Это обильные жирность и белок.

- Мы продаем молоко в зачетном весе, - говорит главный зоотехник Сергей Ерохин. - Например, реализуем десять тонн с жиром 4 процента и содержанием белка 3,2 или 3,3 процента. Стоимость наших десяти тонн выходит намного больше, чем цена молока с меньшими аналогичными показателями у других производителей.

Впрочем,«голштинизированные» буренки все-таки демонстрируют значительно более высокие надои, нежели их сородичи, приехавшие покорять край девять лет назад. Так, в 2014-м от каждой было получено свыше 6,5 тонны молока, в 2015-м в хозяйстве планируют надоить по 6,9 тонны. И это при том, что в 2012-м надои были «всего лишь» 6 тонн 25 килограммов. Кроме того, сохранность молодняка в ОАО «Урожайное» просто великолепная - 99,7 процента! Примечательно, что после упомянутого приобретения в Ярославской области, предприятие уже не покупало животных. И как заметил С. Ерохин, с 2011 года, когда он пришел сюда работать, стадо увеличилось с одной тысячи голов до 1733. Ну и в 2015-м предприятие намерено получить 87 телят на сто коров.

Конечно, поголовье можно было бы еще наращивать, но вместить его некуда. Девять реконструированных и новых корпусов комплекса - это пока все, что имеется, на большее нет средств.

- Животноводство - очень затратное занятие, - объясняет А. Павлов. - Если посчитать рацион, заготовку кормов, лекарства... Мы сдаем молоко высшего сорта по 23 рубля за литр, больше никто не дает, а субсидирование составляет всего 53 копейки на тот же литр. Это же мизер! Даже в 2014 году продавали на четыре рубля дороже. Выходит, если мы ежемесячно сдаем по 310 тонн, то наши потери за 30 календарных дней составляют 1 миллион 240 тысяч рублей. А за год - около 15 миллионов. Это же какая сумма! Но, несмотря на всякие коллизии, мы добились того, что по молоку хозяйство не убыточно. Вот по мясу - в минусе. За один килограмм живого веса в прошлом году давали 110 рублей, сейчас- 120-125.Как ни крути, а сельхозтоваропроизводитель в цепочке от коровника до прилавка - самое пострадавшее звено...

Выносливость, неприхотливость, продуктивность - именно такие качества и побудили в свое время ОАО «Урожайное» обратить взоры на ярославскую породу. Ведь как здесь говорят, многие животноводы обычно «бросаются за большим молоком». То есть занимаются породами, дающими «молочные реки». И даже результат получают сразу. Но не просматривают перспективу, поскольку завезенные за хорошие деньги «иностранцы» через два-три года начинают болеть, и предпринимателям приходится вырезать едва ли не все стадо. А затем снова покупать. Так что выгоднее? Но все считают по-разному. И те, кто работает с зарубежными животными, убеждены в своей экономической рациональности.

Ярославская в этом аспекте - намного надежнее, живет дольше и доится шесть-семь лет. В немалой степени такая сохранность поголовья является следствием слаженных действий зоотехнической и ветеринарной служб. На одни только медикаменты, как сказал главный ветеринарный врач Александр Конобейский, ежемесячно расходуется до 200 тысяч рублей. Много? Но в «Урожайном» в приоритете индивидуальный подход к подопечным. Доение разбито по фазам лактации, однако, более щадящее, чем в промышленном животноводстве. Коров не выжимают, будто лимон, и не выбрасывают затем за ненадобностью. А. Конобейский, по его признанию, болеет душой за каждое животное. Случается, приезжает ночью по вызову: то ли трудный отел, то ли расхворался бычок...

Коров здесь любят. Взять хотя бы телят. Каждый из них обитает в отдельной «комнатке» - круглой металлической сетке, на толстой подушке из соломы, пьет воду, молоко и питается из «собственной» посуды, чтобы уменьшить возможность различных инфекционных заражений. Ежемесячно телят взвешивают и тща­тельно контролируют, как они развиваются. Отстающих в развитии специально потчуют подкормкой и премиксами, так что вскоре бывшие хилячки успешно на­верстывают упущенное. Плюс ко всему профилактика заболеваний и вовремя проводимая вакцинация. Не грозит животным и недоедание - из имеющихся в распоряжении «Урожайного» 7,5 тысячи гектаров земли 500 га отведены под вы­ращивание кормов: люцерны, суданки, кукурузы на силос.

- У нас никаких секретов нет, - сразу предупреждает возможные расспросы А. Павлов. - Какие секреты? Необходимо добросовестно работать, быть новато­рами, подобрать группу высококвалифицированных специалистов. Главное - навсегда забыть про равнодушие. И немаловажно, чтобы был руководитель, который бы слышал этих специалистов, что называется, на расстоянии, понимал их и поддерживал. У нас такой руководитель есть - генеральный директор Леонид Резник. А еще мы постоянно учимся у других, ездим по краю, стране, перенимаем лучшее и внедряем у себя.

Отрасль животноводства в «Урожайном» - неубыточна. Ведь к прочим «несе­кретам» здесь добавлена четкая трудовая дисциплина. Ответственность - норма. Пьянка на рабочем месте исключена как понятие. Нерадивые или нестарательные ощущают соответствующую их вкладу в общее дело легкость в кошельке.

В перспективе в хозяйстве планируют снизить затратную часть по молоку и себестоимость продукции. Какими способами? Будут повышать продуктивность, увеличат процент ввода нетелей ремонтного стада, снизят затратную часть на потребление ветеринарных препаратов и дополнительные корма.

Игорь ИЛЬИНОВ

«Специальный выпуск газеты «Земля и Жизнь ЮФО» № 1 (4), июнь, 2015 г.