Печать

Производственная деятельность любого предприятия в современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде.

Основными путями достижения конкурентоспособного производства являются: использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.

Конкурентной устойчивости предприятия способствует соответствие управления предприятием его технологическому укладу. Чем больше разрыв между организацией управления предприятием и техническим уровнем производства, тем быстрее оно теряет свою конкурентоспособность.

Борьба за потребителя — это борьба за сферу влияния на рынке, которая, в свою очередь, зависит от цены и качества произведенной продукции, то есть потребительной стоимости.

Конкурентоспособной является та продукция, которая обеспечивает коммерческий успех на рынке. Индикаторами конкурентоспособности продукции являются:

Продуктовое лидерство. Основные критерии:

Правило: повышение цены, которое является приемлемым для покупателя, должно быть больше повышения издержек предприятия на производство и поддержание других элементов, составляющих его цену.

Ценовое лидерство. Обеспечивается возможностями предприятия к снижению затрат на производство продукции. Главная роль отводится производству. Усилия концентрируются на:

Снижение издержек базируется на использовании «кривой опыта» (затраты на производство единицы продукции падают на 20% всякий раз, когда объем производства удваивается).

Новации, способствующие развитию конкурентных преимуществ:

«Рыночную силу» товара формирует сочетание — высокая полезность и оптимальная цена. Она обеспечивает предприятию стабильность положения на рынке. Управление маркетингом должно быть направлено на то, чтобы постоянно отслеживать предпочтения потребителей, контролировать их «ценности», а также цену реализации товара.

Лидерство в нише проявляется в фокусировании продуктового или ценового преимущества на определенном сегменте рынка. Причем, этот специализированный сегмент не должен привлекать особого внимания более сильных конкурентов (такой прием, как правило, используют предприятия малого бизнеса).

Тип стратегии напрямую зависит от положения, занимаемого предприятием на рынке, и от характера его действий. Лидер на рынке часто представляет собой «точку отсчета» для конкурентов, которые нападают, подражают или избегают его. Занимая определенное положение на рынке, предприятия могут выбрать упреждающие (активные) или пассивные стратегии для обеспечения своих конкурентных преимуществ:

 

       Стратегия

Характеристика

«Захват рынка»

Подразумевает расширение спроса на продукцию путем использования продуктового или ценового лидерства, поиска новых потребителей, увеличения интенсивности потребления и др.

«Защита рынка»

Воздействие на «своих» потребителей с целью удержать их в сфере деятельности предприятия, например, с помощью рекламы, сервиса, стимулирования и др.

«Блокировка рынка»

Не допускать, чтобы преследователи добивались преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях: товар, распределение, цена и так далее

«Перехват»

Реакция на нововведения преследователей для снижения ихвозможной эффективности

«Атака в лоб» («фронтальная атака»)

Использование преследователем достигнутого над лидером превосходства для установления конкурентного преимущества

«Прорыв» («фланго-

вая атака»)

Использование какой-либо одной слабой стороны лидера

«Окружение»

Постепенное накопление преимуществ перед лидером путем определения его слабых мест, обход конкурента с разных сторон

«Следование по курсу»

Минимизация риска ответных действий лидера, например, в ценовой политике

«Сосредоточение сил на выгодных участках»

Выбор сегментов рынка, не привлекающих внимание более сильных конкурентов

«Обход»

Избежание конкуренции путем выпуска не соперничающих товаров, сервиса, использование непривлекательных для конкурентов каналов сбыта и тому подобное

«Сохранение позиций»

Поддержание постоянства в рыночной деятельности, не вызывающей внимания конкурентов (статус-кво).

Направления (на выбор) при принятии решений по результатам оценки конкурентоспособности продукции (товара):

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

 

Выпуск подготовлен специалистами отдела информационно-аналитической

работы ГКУ «Ставропольский СИКЦ».