АККОР

  1. Фермеры Хабаровского края, реализующие небольшие инвестпроекты по производству мяса и молока, смогут получать земельные наделы без торгов. Соответствующие поправки внесены в региональный закон «О государственной инвестиционной политике», передаёт корреспондент ИА REGNUM.

    Ранее такая возможность — получить землю без аукционов — была только у крупных сельхозхозяйств. В рамках процедуры признания проекта инвестиционным, необходимо было для получения надела заявить объём вложений не менее 50 млрд рублей. Теперь планка снижена до 25 млн рублей. Это продиктовано крайне низкой самообеспеченностью региона собственным мясом и молоком.

    Как сообщало ИА REGNUM, по данным Хабаровскстата, производство мяса в регионе с начала 2019 года упало на 45%, молока на 21%.

    Источник: ИА REGNUM

  2. Первые шесть национальных стандартов на «зеленую» продукцию, разработанных и подготовленных Роскачеством совместно с научными и отраслевыми объединениями, утверждены в Росстандарте.

    «В России продолжается реализация плана мероприятий по разработке национальных стандартов на сельхозпродукцию, при производстве которой минимизирован ущерб окружающей среде. Данный план выполняется в соответствии с поручением президента РФ по созданию отечественных защищенных брендов с соответствующими характеристиками. Роскачество совместно с научными и отраслевыми объединениями разработало и подготовило шесть национальных стандартов на «зеленую» продукцию, они утверждены в Росстандарте», - отмечается в сообщении Роскачества.

    Сейчас, как сообщили в ведомстве, в России утверждены следующие зеленые стандарты:

    • «Продукция сельскохозяйственная, сырье и продовольствие с улучшенными экологическими характеристиками. Термины и определения»;
    • «Продукция сельскохозяйственная, сырье и продовольствие с улучшенными экологическими характеристиками. Оценка соответствия»;
    • «Продукция сельскохозяйственная, сырье и продовольствие с улучшенными экологическими характеристиками. Производство, транспортирование и хранение»;
    • «Продукция сельскохозяйственная, сырье и продовольствие с улучшенными экологическими характеристиками. Удобрения минеральные. Общие технические условия»;
    • «Продукция сельскохозяйственная, сырье и продовольствие с улучшенными экологическими характеристиками. Общие требования»;
    • «Продукция сельскохозяйственная, сырье и продовольствие с улучшенными экологическими характеристиками. Удобрения минеральные. Методы определения свинца, кадмия, мышьяка, никеля, ртути, хрома (VI), меди, цинка и биурета».

    Источник: ТАСС

  3. Минсельхоз РФ определил предельные уровни максимальных цен, при достижении которых в 2020 году проводятся товарные интервенции зерна, следует из проекта приказа ведомства, размещённого на портале проектов нормативных актов (ссылка).

    По документу, предельные уровни максимальных цен установлены на пшеницу 3-5-го классов, рожь, ячмень и кукурузу по всем восьми федеральным округам страны.

    Цены будут едиными для регионов Центрального, Северо-Западного,  Южного федеральных округов и отдельно для регионов Сибирского,  Дальневосточного округов.

    Так, предельный уровень цены на пшеницу 3-го класса для субъектов Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов предлагается установить на уровне 13 462 руб. за тонну с НДС, для Приволжского округа - 10 816 руб., Сибирского и Дальневосточного - 10 278 руб. Предельные уровни максимальных цен на пшеницу 4-го класса регионам Центрального, Северо-Западного и Южного округов могут составить 12 239 руб. за тонну, Приволжского - 9 558 руб., Сибирского и Дальневосточного - 9 667 руб. Предельные цены на пшеницу 5-го класса в субъектах этих округов могут составить 10 019 руб. за тонну, 8 089 и 8 422 руб. соответственно.

    Источник: Агробук

  4. Минсельхоз РФ намерен освободить плательщиков единого сельхозналога от уплаты НДС, пишет «Российская газета» со ссылкой на информацию представителя пресс-службы ведомства.

    «Минсельхоз России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатывает вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части увеличения предельной суммы выручки от сельхоздеятельности, при которой предусмотрено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость плательщиков единого сельскохозяйственного налога (до 800 млн рублей)», - рассказали в пресс-службе министерства.

    Отмечается, что проект федерального закона «О внесении изменений в статью 145 части второй Налогового кодекса РФ» уже внесён в Госдуму. Минсельхоз поддерживает эти изменения и передал свою позицию в Минфин России.

    Напомним, в настоящее время предприятия могут выбирать, какой он налог им платить - единый сельскохозяйственный или налог на добавленную стоимость, если их годовая выручка не превышает 80 млн рублей.

    Автор: Татьяна Ермакова

    Источник: Агробук

  5. По оперативным данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации по состоянию на 6 декабря 2019 года в целом по стране зерновые и зернобобовые культуры обмолочены с площади 45,3 млн га или 96,8% к посевной площади (в 2018 г. – 44,5 млн га), намолочено 126,7 млн тонн зерна (в 2018 г. – 116,6 млн тонн) при урожайности 28 ц/га (в 2018 г. – 26,2 ц/га).

    Из них пшеница обмолочена с площади 27,5 млн га или 98,1% к посевной площади (в 2018 г. – 26,4 млн га), намолочено 77,9 млн тонн зерна (в 2018 г. – 73,4 млн тонн) при урожайности 28,3 ц/га (в 2018 г. – 27,9 ц/га). 

    Ячмень обмолочен с площади 8,5 млн га или 96,6% к посевной площади (в 2018 г. – 7,9 млн га), намолочено 21,6 млн тонн (в 2018 г. – 17,7 млн тонн) при урожайности 25,4 ц/га (в 2018 г. – 22,4 ц/га).

    Кукуруза на зерно обмолочена с площади 2,4 млн га или 92,7% к посевной площади (в 2018 г. – 2,2 млн га), намолочено 14,5 млн тонн (в 2018 г. – 11,1 млн тонн) при урожайности 60,3 ц/га (в 2018 г. – 49,4 ц/га).

    Рис обмолочен с площади 191,7 тыс. га или 98,8% к посевной площади (в 2018 г. – 175,1 тыс. га), намолочено 1,2 млн тонн (в 2018 г. – 1,1 млн тонн) при урожайности 64,9 ц/га (в 2018 г. – 64,5 ц/га).

    Сахарная свекла выкопана с площади 1,1 млн га или 98,3% к посевной площади (в 2018 г. – 1,1 млн га), накопано 53,3 млн тонн (в 2018 г. – 41,3 млн тонн) при урожайности 473,9 ц/га (в 2018 г. – 375,8 ц/га).

    Лен-долгунец вытереблен с площади 44,9 тыс. га или 88,8% к посевной площади (в 2018 г. – 41,8 тыс. га).

    Подсолнечник обмолочен с площади 8,3 млн га или 97,2% к посевной площади (в 2018 г. – 7,8 млн га), намолочено 15,3 млн тонн (в 2018 г. – 12,5 млн тонн) при урожайности 18,5 ц/га (в 2018 г. – 16 ц/га).

    Соя обмолочена с площади 2,7 млн га или 90,2% к посевной площади (в 2018 г. – 2,6 млн га), намолочено 4,5 млн тонн (в 2018 г. – 4 млн тонн) при урожайности 16,4 ц/га (в 2018 г. – 15,3 ц/га).

    Рапс обмолочен с площади 1,44 млн га или 92,1% к посевной площади, намолочено 2,2 млн тонн (в 2018 г. – 2,1 млн тонн) при урожайности 15,6 ц/га (в 2018 г. – 14,3 ц/га).

    Картофель в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах выкопан с площади 283,8 тыс. га или 93,9% к посадочной площади (в 2018 г. – 282,6 тыс. га), накопано 7,3 млн тонн (в 2018 г. – 6,7 млн тонн) при урожайности 256,7 ц/га (в 2018 г. – 237,8 ц/га).

    Овощи в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах убраны с площади 181,5 тыс. га или 98,6% к посевной площади (в 2018 г. – 147,5 тыс. га), собрано 5,2 млн тонн (в 2018 г. – 4,2 млн тонн) при урожайности 288,1 ц/га (в 2018 г. – 283,5 ц/га).

    Сев озимых культур проведен на площади 18,2 млн га или 104,2% к прогнозной площади (в 2018 г. – 17,6 млн га).

    Источник: Аналитика/МСХ

  6. Министерство сельского хозяйства России планирует увеличить бюджет льготного кредитования в 2020 году до 90 млрд. рублей. Об этом в ходе XIX федеральной отраслевой конференции об инвестициях в АПК «Агрохолдинги России – 2019» заявила Елена Фастова, заместитель министра сельского хозяйства.

    «В 2020 год мы входим с тем же набором поддержки. Мы увеличим бюджет по льготному кредитованию, если в этом году он составлял 60 млрд, то в будущем порядка 90 млрд. Этот механизм востребован с точки зрения как коротких, так и инвестиционных кредитов. Вторая форма поддержки - лизинг, к нему были некоторые вопросы, и сам механизм мы передаём Минпромторгу. В этом году было реализовано техники на 25 млрд. рублей через Росагролизинг, в следующем году эта сумма составит больше 40 млрд», - рассказала Елена Фастова.

    Также заместитель министра отметила, что в 2019 году инвестиции в основной капитал составили 520 - 540 млрд. руб., в планах министерства увеличить их до 5% в будущем году.

    Источник: © DairyNews.ru

  7. 15  ноября  2019 г., Москва

    За последние годы возросло внимание государственных органов Российской Федерации к сельскохозяйственной кооперации и тем задачам по повышению доходности и развитию сельских территорий, которым она служит. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты программы развития сельскохозяйственной кооперации, обрело жизнь понятие «региональная кооперативная политика». В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства выделяются гранты на создание материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов. Сельхозкооперация получила своё отражение в Национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы». Перечень мер государственной поддержки кооперативов существенно расширился.

    Однако, несмотря на принимаемые меры по популяризации кооперативных идей в аграрной отрасли, а также меры государственной поддержки, сельскохозяйственная потребительская кооперация пребывает в настоящее время в зачаточном состоянии. Доля сельскохозяйственной продукции, сбываемой через кооперативы, не превышает 3 процентов по молоку и 1 процента по иным видам продукции от совокупной реализации. Роль кооперативов в оказании услуг в таких сферах, как снабжение ресурсами, оказание механизированных услуг, совместный наем специалистов в сфере ветеринарии, зоотехники, агрономии, бухгалтерского учёта, ещё меньше, чем в сфере сбыта. Роль сельскохозяйственных кооперативов в обслуживании агропромышленного комплекса, повышении доходности сельских семей и предпринимателей, как и уровень участия в них сельскохозяйственных товаропроизводителей и личных подсобных хозяйств, по-прежнему остаются незначительными, и не сопоставимы с аналогичными показателями стран с традиционной рыночной экономикой.

    Главными причинами неудовлетворительной динамики развития сельскохозяйственной кооперации, по мнению участников Съезда, являются недоступность  кредитных ресурсов, в том числе из-за низкой результативности работы АО «Корпорации «МСП» и АО «МСП Банк», а также рынков сбыта; отсутствие преференций в налоговом регулировании сельскохозяйственных кооперативов; отсутствие системы подготовки кадров менеджеров сельскохозяйственных кооперативов; низкий уровень кооперативной грамотности на всех уровнях общества, взаимное недоверие хозяйствующих субъектов, исключающих объединение ресурсов, координацию деятельности, и ответственность за совместно принятые решения.

    Также кооперативное сообщество признаёт недостаточность мер, предпринимаемых региональными органами управления АПК, муниципальными и поселенческими органами местного самоуправления, центрами компетенции для проведении разъяснительной работы среди сельского населения и фермерства, популяризации успешного регионального опыта.

    Обсудив проблемы, стоящие на пути развития сельскохозяйственной кооперации, и направления совместных действий государства и кооперативного сообщества по преодолению негативных тенденций и формированию кооперативной инфраструктуры агропромышленного комплекса страны, делегаты Съезда считают, что для развития кооперации должна проводиться планомерная сфокусированная аграрная политика, как на федеральном, так и на региональном уровне, предполагающая снятие всех имеющихся барьеров. В этой связи делегаты съезда рекомендуют:

    1. Федеральному Собранию Российской Федерации в качестве первоочередных мер законодательного регулирования

    1.1.  Включить сельскохозяйственную кооперацию в перечень принципов и направлений государственной аграрной политики, предусмотренных Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства".

    1.2.  Предусмотреть в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства" в качестве мер государственной аграрной политики предоставление сельскохозяйственным кооперативам налоговых преференций.

    1.3.  Предусмотреть в Гражданском кодексе Российской Федерации право сельскохозяйственнх потребительских кооперативов на распределение прибыли, полученной от некоммерческой деятельности (от операций с членами и непосредственно связанных с ними операций).

    1.4.  Предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации освобождение кооперативных выплат, производимых членам сельскохозяйственных производственных кооперативов, от обложения страховыми взносами.

    1.5.  Предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации нулевую ставку налога на прибыль,  а также нулевую ставку единого налога по упрощенной системе налогообложения  - в отношении прибыли / дохода, полученной (-ого) сельскохозяйственными потребительскими кооперативами от операций с членами кооператива. 

    1.6. Внести изменения в статью 145 Налогового Кодекса и увеличить размер установленной градации по переходу на уплату НДС для плательщиков ЕСХН до 800 млн. рублей.

    1.7.  Предусмотреть в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность за нарушение ряда норм Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».

    1.8.  Внести поправки в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», в которых предусмотреть обязанность торговых сетей обеспечить присутствие на торговых прилавках не менее 30% продукции местных сельхозтоваропроизводителей.

    1.9.  Внести изменения в  44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части обеспечения СПоК преференциями при участии в госзакупках с установлением квоты в размере не менее 25%.

    1.10. Внести изменения в статьи 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотреть передачу без проведения торгов земельных участков в собственность или в аренду сельскохозяйственным кооперативам, образованным в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", под строительство и эксплуатацию кооперативных торговых зданий.

    1.11. Внести изменения в законодательство РФ, регулирующее розничную торговлю, поправки, вводящие максимальный срок расчетов по договорам поставки с сельхозтоваропроизводителями и СПоК в 10 дней со дня осуществления поставки.

    1.12. Внести изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", а именно в п.4 ст. 213.28 включить пятый абзац следующего содержания:

    «обязательство возникло в результате получения займа в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе.».

    1.13. Выступить с законодательной инициативой по выводу из-под государственного регулирования Банком России  деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

    2. Правительству Российской Федерации

    2.1.  Распространить мероприятия Федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» на поддержку хранения и реализации сельскохозяйственной продукции в специализированных потребительских кооперативах и логистических центрах.

    2.2.  В целях защиты членов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее – СКПК) и самих СКПК как сельских кредиторов:

    -  вывести займы, полученные в СКПК, из сферы действия Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а именно - в п.4 ст. 213.28 включить пятый абзац следующего содержания: «обязательство возникло в результате получения займа в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе.»;

    -  ограничить рекламу услуг по банкротству физических лиц (например, «Спишем долги»);

    -  усилить контроль за основаниями возбуждения процедуры банкротства в целях исключения мошенничества (отслеживать получение займов на оплату услуг «банкротоведов»);

    -  законодательно защитить права кредиторов – СКПК на основе уникальности права собственности («член кооператива – собственник кооператива»), не допускать списания займов, взятых в СКПК; 

    -  законодательно запретить реализацию внесудебной процедуры банкротства членов СКПК; 

    -  для финансовых управляющих через их СРО внедрить жесткий стандарт реализации процедуры банкротства физического лица с обязательной оценкой обстоятельств и мотивации конкретной ситуации.

    2.3.  В целях сохранения сектора СКПК внести изменения в статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающие пропорциональность размера административного наказания и существенности допущенного нарушения - в связи с наличием объективных обстоятельств, исключающих виновность деяния, исходя из реальных условий работы СКПК (отсутствие стабильного доступа в Интернет, ограниченные технические и кадровые возможности, плохие дороги до райцентра,  отсутствие банковских сервисов и их доступности и т.д.).

    2.4. Сохранить государственный надзор со стороны Минсельхоза России за саморегулируемыми организациями ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, отрегулировав порядок его осуществления.                                                  

    3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации

    3.1.  С участием кооперативных организаций, объединений, научных организаций, представителей кооперативной общественности разработать и представить на утверждение Правительству Российской Федерации Концепцию развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, предусматривающую создание системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, способной противостоять коммерческим структурам на рынках.

    3.2.  Организовать в 2020 году ежеквартальное проведение совещаний с участием всех ключевых департаментов Министерства и органов управления АПК субъектов Российской Федерации по вопросам развития сельскохозяйственной кооперации.

    3.3.  Организовать обучение сотрудников федерального и региональных органов управления АПК основам деятельности сельскохозяйственной кооперации.

    3.4.  Включить вопросы развития сельскохозяйственной кооперации в тематические семинары и совещания, привлекая в качестве спикеров кооперативные организации: организации фермерского и кооперативного самоуправления, ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов и их саморегулируемые организации, действующие кооперативы и их объединения.

    3.5.  Пересмотреть требования предоставления грантов в части обязательного срока осуществления деятельности СПоК, увеличив его до 10 лет.

    3.6.  Включить в направления использования грантов для создания материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов аренду или строительство розничных кооперативных магазинов и кооперативных рынков.

    3.7.  Совместно с Минстроем разработать типовые проекты по строительству кооперативных рынков.

    3.8.  Распространить меры грантовой поддержки на разработку проектно-сметной документации бизнес–проекта сельскохозяйственного потребительского кооператива. 

    3.9.  Включить СКПК в программы поддержки и развития инфраструктуры для малого бизнеса, в частности - в программы реализации мероприятий Национального проекта по направлению "Малое предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".

    3.10. Привести условия по объединению в качестве членов кооператива сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствие Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предоставив такое право всем малым предприятиям.

    3.11. На основе предложений, содержащихся в данной Резолюции подготовить с участием кооперативных объединений  проекты законодательных и других нормативных правовых актов и внести их на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

    4. Министерству экономического развития Российской Федерации

    4.1.  Установить для региональных гарантийных организаций целевые задания по количеству предоставленных гарантий по кредитным обязательствам сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

    4.2.  Предусмотреть в правилах работы региональных гарантийных организаций предоставление гарантий вновь образованным сельскохозяйственным кооперативам.

    4.3.  Отнести гарантии/поручительства Региональных гарантийных организаций, выданные в рамках государственных программ поддержки МСП, к обеспечению I категории качества и внести соответствующие изменения в пункт 6.2. Положения №590-П.

    5. АО «Корпорации «МСП» совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации

    5.1.  Разработать систему мер по защите правовых, экономических интересов сельскохозяйственных кооперативов.

    5.2.  Предусмотреть проведение обучающих мероприятий по вопросам развития сельскохозяйственной кооперации для сотрудников органов государственной власти и управления различных уровней (в сфере экономики, развития малого предпринимательства, труда и занятости, опыта развития малых форм хозяйствования и кооперации на примере успешных региональных практик), а также для служащих местного самоуправления совместно с профильными общественными организациями.

    5.3.  Предусмотреть проведение обучающих мероприятий по повышению финансовой и юридической грамотности членов СПоК.

    5.4.  Обеспечить меры по улучшению доступа сельскохозяйственных кооперативов к кредитным ресурсам.

    5.5.  Перед использованием учебных программ оценивать их на применимость, реалистичность, адекватность поставленным задачам с привлечением независимых экспертов.

    6. Банку России:

    6.1. Учесть предложения СКПК, направленные в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы», в части пропорционального регулирования их деятельности, а именно - в отношении  СКПК последующего уровня и СКПК, количество членов и ассоциированных членов которых не превышает двухсот физических лиц и (или) юридических лиц:

    - отменить требование о соблюдении финансовых нормативов ФН2 и ФН3;

    - установить периодичность составления и предоставления отчетности в Банк России:

    в части документов, содержащих отчет о деятельности СКПК, – не чаще 1 раза в год;

    в части отчетности об операциях с денежными средствами – не чаще 1 раза в квартал.

    6.2.  Внедрить специализированные тарифы банков на услуги по расчетно-кассовому обслуживанию для СКПК в связи с необходимостью снижения финансовой нагрузки на сельхозтоваропроизводителей - членов СКПК из-за неконтролируемого роста банковских тарифов для СКПК.

    6.3.  Устранить неравные условия для кредитных организаций (банков) и СКПК в отношении правил работы с наличными средствами, как одинаковых полноправных участников финансового рынка (неравные условия работы с наличными средствами не только противоречат антимонопольному законодательству РФ, но и блокирует работу СКПК, если будет принято новое указание "О правилах наличных расчетов").

    6.4. В целях сохранения сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов амнистировать все СКПК, к которым со стороны ЦБ РФ были применены меры административного воздействия в соответствии со ст. 15.38 КоАП РФ по состоянию на 30.11.2019.

    7. Региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления

    7.1.  Принять региональные нормативно-правовые акты, способствующие развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации и вовлечению населения сельских территорий посредством создания нового режима налогообложения и по совершенствованию системы закупок.

    7.2.   Внести изменения в региональные нормативные правовые акты в сфере градостроительной деятельности, закрепляющие возможность нахождения кооперативных торговых объектов в рамках местных планов землепользования и застройки территорий.

    7.3.  Принять нормативные правовые акты, предусматривающие приоритетную передачу сельскохозяйственным кооперативам объектов торговли и торговых площадей, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    7.4.  Включить в средства грантовой поддержки затраты, связанные с оснащением лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции).

    7.5.  Обеспечить приоритетность участия сельскохозяйственных кооперативов в закупках сельхозпродукции и продовольствия для обеспечения социальных организаций муниципальных образований, а также формирование удобных лотов.

    8. Центрам компетенции

    8.1. Привлекать к консультационной и разъяснительной работе с малыми формами хозяйствования профильные союзы и ассоциации, объединения сельскохозяйственных кооперативов, ревизионных союзов на договорной основе.

    9. Кооперативному сообществу

    9.1.  Активизировать деятельность по популяризации движения сельскохозяйственной кооперации, кооперативному просвещению и повышению кооперативной грамотности сельского населения.

    9.2.  Кооперативным организациям и объединениям, научным организациям, представителям кооперативной общественности принять активное участие в реализации настоящей резолюции и предусмотренных в ней мероприятий.

    9.3.  Инициировать внесение изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", а именно в п.4 ст.213.28 включить пятый абзац следующего содержания: «обязательство возникло в результате получения займа в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе.»

    9.4. Провести на площадке Общественной палаты РФ круглый стол по обсуждению вопросов деятельности и государственного регулирования Банком России сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

    9.5. Обратиться к депутатам Государственной Думы с просьбой выступить с законодательной инициативой по выводу из-под государственного регулирования Банком России  деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

  8. До недавнего времени ответственность за качество жизни в селе была возложена на региональные власти. Но специфика бюджетов субъектов федерации такова, что оперативно направить средства на эти цели не удавалось. Сейчас минсельхоз РФ ставит задачу комплексного развития сельских территорий и обеспечения жителей сел инфраструктурой не хуже, чем в городах. Пути ее решения стали ключевой темой на пленарном заседании «Российское село. Потенциал развития», которое прошло в рамках IV Новосибирского агропродовольственного форума.

    В работе форума приняли участие фермеры – представители Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Новосибирской области.

    Одна из главных задач - закрепить в селе квалифицированных работников.

    Как сообщил первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов, со следующего года начнет действовать программа комплексного развития сельских территорий, основанная на инициативах и предложениях, которые обсуждались Федеральным Собранием России. Предполагается, что ежегодное финансирование мероприятий, предусмотренных программой, составит шестнадцать миллиардов рублей. Половину средств направят на строительство и ремонт дорог, остальное - на создание социальной и прочих инфраструктур. По инициативе федерального ведомства в дальнейшем объем финансирования будет увеличен.

    По словам Джамбулата Хатуова, один триллион рублей в течение десяти лет запланировано направить на реализацию проектных заявок, которые в министерство представили регионы России.

    Однако уровень подготовки проектов, цель которых - качественно улучшить жизнь в селе, совершенно разный. Как говорится: кого-то тянули, а кто-то сам бежал. Есть муниципалитеты с уже готовыми проектами, а есть те, которые смогут их сформировать. Но некоторые не в состоянии разработать документ из-за специфики бюджетного планирования или других причин.

    Например, от Новосибирской области подана заявка по всем направлениям, предусмотренным программой (жилье, коммунальная инфраструктура, образование), кроме того, там подготовили свою программу развития села и предусмотрели собственные меры господдержки сельхозпроизводителей. Но есть регионы, которые до сих пор не разобрались в правилах и порядке защиты проектов. Аутсайдеров первый замминистра не стал называть, но отметил, что министерство это очень беспокоит. Сегодня при реализации нацпроектов почти в тридцати регионах не осваиваются в полном объеме выделенные средства. Иными словами, деньги есть, а идей нет.

    - Наша задача - комплексно, за счет федеральной поддержки, оказать содействие в подготовке и осуществлении проектов, которые качественно улучшат жизнь в селе. Да, минсельхоз заставляет дополнительно обосновать цифры, выйти на показатели эффективности. Позиция министерства такова, что мы разделим ответственность регионов за социально-экономическое развитие сельских территорий. Вместе с региональными властями и аграрным бизнесом берем на себя ответственность за создание рабочих мест, повышение качества жизни, - заявил Джамбулат Хатуов.

    - Мы называем эту программу тринадцатым национальным проектом. Он существенно повысит эффективность комплексного развития сельских территорий и привлечет инвестиции в АПК. А также поможет скоординировать многие мероприятия из разных программ, дополнить целевым финансированием отдельные важные региональные проекты в этой сфере, - отметил губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

    В среднем объем вложений в развитие села по различным программам - газификации, строительства и ремонта дорог, благоустройства и других - в регионе ежегодно превышает десять миллиардов рублей, а в прошлом году он составил тринадцать миллиардов (без учета средств, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей). В частности, по госпрограмме "Устойчивое развитие сельских территорий" в селах Новосибирской области за четыре года построено почти 125 километров газопроводов, около 98 километров водопроводов, 65 километров автодорог, 58 тысяч квадратных метров жилья. По данным пресс-службы областного правительства, по этой программе на создание комфортных условий в сельской местности направлено почти 2,5 миллиарда рублей.

    В то же время участники обратили внимание на проблемы. Среди них - отставание области по объемам производства молока: регион только на восьмом месте по стране, хотя на втором - по поголовью молочного стада. Второй год в среднем отмечается неплохая урожайность зерновых, но если в одном хозяйстве она достигает тридцати-сорока центнеров с гектара, то в другом нет и четырнадцати. И этот разрыв надо устранять.

    - Мы видим, что сельское население перетекает в города. Нам надо его закрепить. А для этого нужны жилье, школы, детские сады, - поддержал губернатора глава Ордынского района Олег Орел.

    В этом не последнюю роль должны играть местная власть, сельскохозяйственные предприятия и фермеры, которые заинтересованы в квалифицированных работниках.

    В то же время, как отмечают эксперты, реализацию новых инвестпроектов и стартапов тормозят сложность получения инвестиционных кредитов, нелояльность банковской сферы к крестьянско-фермерским хозяйствам, низкая доступность заемных средств для малого и среднего предпринимательства.

    «Банки работают с большим бизнесом. Мы не видим реального банковского продукта для начинающих фермерских хозяйств. Для МСБ кредитование недоступно», - сетовали представители Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Новосибирской области.

    Джамбулат Хатуов посоветовал составить список «отказников» и пообещал рассмотреть каждый случай. По его мнению, порой фермеры, обращаясь в банк за кредитом, плохо готовят заявку.

    - Нужно объединяться в кооперативы. Так больше шансов, что проектами МСБ заинтересуются институты развития. Будущее - за потребительскими кооперативами, - резюмировал первый заместитель министра сельского хозяйства России.

    Автор: Наталья Решетникова

    Источник: Российская газета - Экономика Сибири № 275(8033)

  9. В рамках Сибирского Аграрного форума 29 ноября состоялся Семинар «АО "Росагролизинг" как эффективный инструмент обновления парка техники сельхозпредприятий».

    Семинар посетили фермеры - члены Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Новосибирской области (АККОН).

    Заместитель генерального директора АО «Росагролизинг» Дмитрием Крамаренко и генеральный директор АККОН Алла Хмелёва обсудили основные моменты сотрудничества АККОН и Росагролизинга по программе АККОР.

    Дмитрий Крамаренко отметил, что АО «Росагролизинг» уделяет особое внимание работе с клиентами, членами АККОР. Для них создана специальная программа лизинга на самых льготных условиях, а также возможность рассмотрения индивидуальных заявок на приобретение оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции.

    Для Росагролизинга ходатайство АККОР является гарантией и подтверждением высокой деловой репутации заемщика. Многолетний положительный опыт сотрудничества подтверждается почти стопроцентной возвратность по выданным членам АККОР кредитам.

  10. У каждого из регионов России свое «золото». Широта географии и разница в условиях жизни сказываются не только на мировоззрении жителей того или иного региона, но и на том, чем он зарабатывает. И Кубань не исключение — когда ездишь по стране, только и слышишь: «у вас там овощи и фрукты, наверное, копейки стоят», «воткни палку в землю, она лозой прорастет», «мы бы в вашем климате по два урожая собирали» и прочие досужие домыслы. Точнее, доля правды в этом есть — климат на Кубани действительно прекрасен для сельского хозяйства, спорить не будем. Но дело даже не в этом. В последние двадцать лет кубанские фермеры на собственном опыте поняли, что вырастить мало. Еще нужно «понравиться рынку». Да, израильская редиска на полках кубанских магазинах — частый гость. Но почему так?

    Помню разговор с одним крупным кубанским фермером, производителем молока, который жаловался, что в иные месяцы и годы молоко просто приходится выливать. Потому что пристроить некуда. А как же торговые сети? «Попробуй попади к ним, а потом еще руки выкручивают, цену сбивают ниже себестоимости». А как же соцучреждения — детские сады, школы, больницы? «Там еще интереснее. Тендеры выигрывают предприятия чуть ли не с Урала, потому что у них цена производства ниже». Вот и получается, что шестимиллионная Кубань так привлекательна в качестве рынка сбыта, что на собственной земле местные фермеры чувствуют себя неуютно.

    Но есть одна категория продукции, со сбытом которой на Кубани особенных проблем нет — это зерно. Благодаря близости к порту стоимость его поставки на экспорт всегда была довольно привлекательной. То есть если в условном Курске прибыль от реализации на внутреннем рынке выше, чем на внешнем, то в Краснодарском крае вывоз зерна зарубеж является самым прибыльным предприятием. Вот только это не очень сочетается с поставленным местной властью курсом на глубокую переработку. Зерно — это и есть «золото» Кубани. А вот правильно ли мы им распоряжаемся — пока вопрос. Власти не приблизились к тому, чтобы вместо зерна зарубежные партнеры закупали муку и прочую готовую продукцию, и продолжают требовать рекордных урожаев. То, что соскакивать с «зерновой иглы» придется, показал этот год — из-за перепроизодства пшеницы закупочная цена упала. То же самое ранее случилось и с сахарной свеклой — большие объемы сбили цену. Так что у АПК Кубани один путь — в глубину.

    Источник: Коммерсантъ