Печать

Картинки по запросу РАПСПо оценкам аналитиков, выращивание рапса может быть действительно очень выгодным, в связи с чем его площади должны стремительно расти. Однако далеко не все аграрии готовы взяться за производство этой капризной и технологически непростой культуры.

Минсельхоз с 2020 года планирует активно поддерживать производство масличных культур, таких как соя и рапс. Что пугает сельхозпроизводителей и можно ли сделать рапс более простым для производства, разбирался корреспондент журнала «Агротехника и технологии».

Согласно статистике компании «Евралис Семанс Рус», посевная площадь ярового и озимого рапса в России уменьшилась в 2019 году на 1,5-2 %, что вряд ли можно назвать значительным сокращением. «При этом в то время как в одних регионах происходит уменьшение посевных площадей, в других, напротив, наблюдается увеличение», — поделился Евгений Щедрин, директор по маркетингу «Евралис Семанс Рус». К примеру, посевы ярового рапса уменьшились в ЦФО, но увеличились в Сибири, а озимого рапса стали меньше возделывать в Ставропольском крае, но больше — в Калининграде и Краснодаре. Если сельхозпредприятия отказываются от возделывания рапса, то дело, скорее всего, в рынках сбыта, так как рапс — это культура, предназначенная в первую очередь для экспорта. Кроме того, рапс достаточно сложен в выращивании — он требует большого количества обработок и принятия мер для предотвращения потери урожая (растрескивания стручков), поэтому ряд хозяйств делает выбор в пользу других культур, например сои, замечает специалист.

Заманчивая культура

«Рапс — культура высокомаржинальная, и заниматься им нужно, — уверена Оксана Федорова, глава Владимирского представительства компании «Щелково Агрохим». — Он востребован в каждом регионе. Например, в нашей Владимирской области, которая преимущественно является животноводческим регионом, рапсовый жмых активно используется для кормления скота. Аграрии научились успешно выращивать яровой рапс, с озимым рапсом ещё остаются проблемы, хотя есть хозяйства, которые отработали технологию его возделывания и получают хороший урожай. Нужно тесно работать с научным сообществом и специалистами в области защиты растений. Только так можно добиться хороших результатов и получить прибыль».

Корневая система рапса поддерживает почву в рыхлом состоянии, разрушая почвенные капилляры. Кроме того, он оставляет после себя растительные остатки, которые быстро перегнивают. Корневые выделения рапса санируют почву и переводят труднорастворимые соединения фосфора в доступные. То есть рапс является идеальным предшественником для зерновых, особенно озимой пшеницы. Было замечено, что посеянная после рапса озимая пшеница лучше перезимовывает. Всё это необходимо учитывать при расчёте севооборота.

«Рост популярности рапса в России связан с развитием перерабатывающей промышленности, — убеждён Анатолий Мурашкин, технический менеджер по рапсу компании «Джерман Сид Альянс Русс». — Так, перерабатывающие предприятия появились в Центральном регионе (Тульской и Орловской областях). Да и плавный переход в Центральном Черноземье от сортов к более интенсивным гибридам связан именно с интенсификацией получения масла». Ещё лет пять тому назад в Московской области рапсом занимались только единицы, вспоминает он. Сегодня же в этой сфере наблюдается колоссальный прирост за счёт того, что в радиусе 100 км находится точка переработки рапса. Эта культура находит свою нишу там, где в силу неподходящих климатических условий сою возделывать не получается, замечает специалист.

Технологические риски

Конечно, возделывание рапса сопряжено с некоторыми сложностями. Например, все технологические операции необходимо выполнять строго в соответствии с рекомендациями, поскольку любое нарушение будет грозить снижением урожайности.  «Подготовка почвы должна быть идеальной, — объясняет Анатолий Мурашкин, — поле — идеально выровненным, с хорошей структурой, поскольку семена мелкие. На первых этапах развития растения подвергаются жёсткому стрессу. Дополнительный риск, который возникает в самом начале возделывания рапса, — равномерность распределения соломы по полю. Если семена просеяны в соломенное гнездо, им грозит дефицит влаги. Такие растения взойдут позже, всходы на поле будут неравномерными. Кроме того, солома будет оттягивать в себя азот из почвы».

Как только на поверхности появляются семядоли, растению начинают вредить крестоцветные блошки, продолжает специалист «Джерман Сид Альянс Русс». Несмотря на то что семена обрабатываются инсектицидами, вредители всё-таки пробуют растения, прежде чем понять, что они для них несъедобны. И каждая такая проба остаётся на поверхности листа, сокращая его площадь. При появлении всходов необходим мониторинг посевов на наличие вредителей. То есть на рапсе нельзя позволить себе обработать семена от вредителей и потом в течение месяца не появляться на поле — это уже нарушение технологии, объясняет Анатолий Мурашкин. А если всходы неравномерные, в конце вегетации можно столкнуться с необходимостью проведения десикации, что приведёт к дополнительным затратам, подчёркивает он.

Стоит обращать внимание и на риски, вызванные уплотнением почвы. В некоторых источниках рапс называют «биологическим буром», поскольку его корневая система бурит почву, активно продвигаясь вглубь. По этой причине аграрии порой считают, что дополнительных агротехнических мероприятий по подготовки поля для рапса не требуется. Однако это не так. «Там, где есть уплотнение почвы, корневая система рапса не может пробиться, — поясняет Мурашкин, — и в условиях дефицита влаги такие растения больше подвержены засухе и не будут эффективно использовать питательные вещества. То есть, если вы проводите минимальную обработку, глубокое рыхление необходимо проводить один раз в ротацию севооборота, чтобы исключить возможность уплотнения почвы». Кроме того, рапс очень чувствителен к кислотности почвы: показатель ниже 5 — уже пограничный, что ставит под угрозу успех возделывания данной культуры. Именно поэтому кислотность необходимо учитывать не только при выращивании рапса, но и при подборе предшественников, подчёркивает он.

Хозяйствам, планирующим заниматься рапсом, эксперты рекомендуют тщательно подойти к подбору гибридов. «Наиболее правильным решением для аграриев являются демо-посевы, — рассуждает Евгений Щедрин из «Евралис Семанс Рус». — С их помощью сельхозпроизводители смогут проверить гибрид в своих локальных климатических условиях. Если речь идёт об озимом рапсе, особенно важна зимостойкость гибридов».

В каждом регионе есть свои сортоиспытательные станции, задача которых — определять сорта, рекомендованные к выращиванию, замечает Оксана Федорова. По результатам их работы выпускается специальный реестр селекционных достижений, к которому стоит обращаться при выборе гибридов. Однако не все аграрии берут эти данные на вооружение, сожалеет она.

Практикуют демо-посевы, например, в Агрохолдинге «Промагро», где в 2019 году посеяли небольшую площадь рапса на семена. «Мы засеяли экспериментальную площадку площадью 7 га, — рассказал управляющий директор по растениеводству компании «Русский Лён» (входит в «Промагро») Александр Никитенко. — Использовали яровой сорт Руян. В дальнейшем хотим высаживать рапс как один из компонентов севооборота». В «Русском Льне» планируют использовать шестипольный севооборот.

Рапс, по мнению Александра Никитенко, в выращивании не сложнее, чем любая зерновая культура. «Для получения хорошего урожая необходима система защиты и система питания, а также жатки, оборудованные рапсовыми столами, для минимизации потерь при уборке», — поясняет он.

Требующий защиты

Однако не все аграрии готовы заниматься этой культурой. «Озимый рапс — очень сложная культура, — поясняет Александр Дедов, глава КФХ «Широкая речка» (Липецкая область), — пока он, к сожалению, не адаптирован для нашего региона. Хотя я знаю человека, который и в Тульской области умудряется получать урожай озимого рапса, но это скорее исключение и большой риск. Мы пока к озимому рапсу не готовы. Безусловно, это хорошая культура, вся Европа сеет только озимый рапс и получает при этом урожай до 40 ц/га. Но сейчас с вредителями непростая ситуация, они адаптируются к инсектицидам, из-за чего бороться с ними тяжело, поэтому на эксперименты с рапсом мы не решаемся».

Действительно, из-за увеличения площадей происходит накопление в почве возбудителей болезней и вредителей. «В идеале нужен 7-8-польный севооборот, — рассуждает Оксана Федорова из «Щёлково Агрохим». — У нас же едва получается соблюсти 5-6-польный, а иногда даже 4-польный». Например, во Владимирской области ещё несколько лет назад не наблюдалось вредных объектов по рапсу, сейчас же они появились. Так, на выходе проростка его атакует крестоцветная блошка. В 2019 году сильно активизировалась капустная моль — из-за благоприятных условий перезимовки и тёплой весны она вылетела раньше срока, к чему владимирские агрономы не были готовы. В таких условиях приходится дополнительно применять инсектицидные обработки, что увеличивает нагрузку на культуру.

«Рапс требует постоянного, если не каждодневного внимания, и, к сожалению, из-за недостатка специалистов хозяйства вынуждены отказываться от его возделывания, — констатирует Федорова. — Потому что есть риск недоглядеть». Всё упирается в построение грамотной системы защиты, считает специалист. При этом не обязательно заливать поля химией, ведь проблему лучше предупредить, нежели потом справляться с последствиями. «Например, защиту от той же капустной моли нужно начинать с мониторинга, а для этого необходимо ставить феромонные ловушки, которые зафиксируют первый лёт бабочек, — объясняет она. — Тогда можно начинать краевую обработку, чтобы моль не оккупировала поля и не отложила яйца. Как правило, на этом этапе можно снизить поражение рапса вредителями. Если же момент упущен, то потребуется ежедневный осмотр растений на наличие яиц и гусениц». А что касается другого распространённого вредителя — рапсового цветоеда, то с ним необходимо бороться до начала бутонизации.

Стабильный спрос на сырьё на внутреннем и внешнем рынках, а также биржевая торговля по форвардным контрактам делают возможным прогноз цен на рапс минимум на год вперед, отмечает Анатолий Мурашкин. «Даже в сложный 2019 год ряд хозяйств в различных регионах получили урожайность до 40 ц с гектара, — подчёркивает он. — Для того чтобы обеспечить себя сырьём, многие предприятия-переработчики кредитуют сельхозтоваропроизводителей семенами, средствами защиты растений, заключают договоры на покупку товарного рапса по заранее установленным ценам».

Хотя рапс и является высокорентабельной культурой, во многих хозяйствах к нему относятся порой как к культуре второго плана, сожалеет специалист «Джерман Сид Альянс Русс». При этом в большинстве случаев сложность у аграриев вызывает незнание правильной технологии. А те, кто научились работать с рапсом, связывают с этой культурой большие надежды, уверен специалист.

www.agroinvestor.ru