Дмитрий Востриков, исполнительный директор Ассоциации "Руспродсоюз" в комментарии The DairyNews подчеркнул необходимость решения  проблемы возвратов нереализованной продукции и отметил, что ужесточением законодательства достичь этой цели невозможно.

На сегодняшний день закон содержит норму о запрете навязывания возвратов, но некоторые участники рынка считают это недостаточным и выступают за полный запрет независимо от того, что он согласовывался сторонами добровольно.

Как уже писало The DairyNews, большинство сетей решают проблему по договоренности с производителями и в отдельных случаях сами предприятия не возражают против возвратов.

"Комплексное решение данной проблемы находится в плоскости планирования заказов, умения и желания игроков рынка вести диалог, слушать и, главное, слышать друг друга. Более детально такой механизм планирования прописан в Кодексе добросовестных практик, подписанном поставщиками и торговыми сетями и действующем с 2012 года, и если бы этих норм придерживался весь рынок, то, возможно, такой проблемы бы не было", - отметил Дмитрий Востриков.

По словам эксперта, известны успешные примеры реализации заказов, построенные по данному принципу и позволившие сократить уровень возвратов продукции до "0". В частности, речь идет о проектах участника "Руспродсоюза" - Владимирского хлебокомбината, запущенных с разными торговыми операторами. Суть которых заключается в тщательном планировании, своевременной и регулярной доставке продукции, а также в оперативной выкладке товара на полку. Эксперт подчеркнул, что внимания заслуживает и практика некоторых торговых сетей, которые снижают цены продукта соразмерно остаточному сроку годности продукта, что позволяет им работать без образования просроченных продуктов. При таком выстраивании бизнес-процессов нет необходимости возвратов ввиду их отсутствия, отметил Востриков.

"Вторым направлением, которое конструктивно могло бы исправить ситуацию, является развитие инфраструктуры переработки пищевых отходов. Выстраивание системы утилизации продукции позволило бы не перекладывать некомпетентность и непрофессионализм в цепочках поставок на покупателя и способствовало бы открытию новых бизнесов и созданию дополнительных рабочих мест", - прокомментировал исполнительный директор "Руспродсоюза".

Отдельно эксперт высказал мнение о введенных полтора года назад поправках в закон "О государственном регулировании торговой деятельности". По словам Дмитрия Вострикова, поправки сделали рынок более прозрачным с точки зрения ценообразования. Государство видит распределение добавленной стоимости по цепочке "от поля до прилавка" по участникам рынка, что важно для принятия решений о поддержке отраслей, распределении субсидий для тех, кто в них действительно нуждается. Предприятиям пищевой промышленности проще контролировать отпускные цены и составлять предложения для розничной торговли. Торговым сетям проще мотивировать персонал на прирост валовой торговой маржи по категориям продукции. Ушла большая часть конфликтов из-за неформализованных отношений.

"Основным риском для поставщиков пока еще остаются штрафные санкции, ближайшее время покажет насколько существенные риски кроются в этой части договоров поставки. На наш взгляд, чтобы добиться действительно позитивных изменений, необходимо комплексно дополнять государственное регулирование инструментами более гибкими, то есть развивать отраслевое саморегулирование. Чтобы достичь компромисса между игроками по всем спорным вопросам, нам, прежде всего, нужно способствовать повсеместному исполнению норм Кодекса добросовестных практик и решений Комиссии по его применению", - подытожил Дмитрий Востриков.

Напомним, в январе в Госдуму был внесен законопроект, запрещающий возврат поставщикам продуктов, которые не были проданы торговыми сетями за определенный срок. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ проект закона поддержала, однако ритейлеры и некоторые производители считают, что проблему возвратов можно решить без принятия закона, например, через механизмы саморегулирования. Эту позицию поддержал и Минпромторг.

 

www.dairynews.ru