Печать

 В 2018 году в России был ФЗ №280 «Об органической продукции», в 2020-м он вступит в силу. По словам экспертов, у нашей страны есть все предпосылки для резкого роста отрасли, в том числе большой экспортный потенциал. Но сможет ли государство и консервативный аграрный бизнес «оседлать волну» нового мирового тренда? Об этом Национальному аграрному агентству рассказал председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов.

- Как оцениваете проработанность органической темы в Госпрограмме развития сельского хозяйства? Уделяет ли государство достаточное внимание отрасли?

- Да, государство активно взаимодействует с бизнесом, и мы совместно работаем над созданием инструментария для отрасли. Осталось полтора года, чтобы подготовиться. И сегодня мы совместно с аграрным комитетом Госдумы и Минсельхозом РФ мы готовим предложения по мерам экономической поддержки производителей органической продукции. Уверены, что не нужно изобретать велосипед, а необходимо брать самые успешные действующие практики. По официальным каналам Союз органического земледелия запросил действующие меры поддержки развитых стран-лидеров в органическом сельском хозяйстве. Так что наши предложения господдержки составлены с учетом мирового опыта, хотя и не без российской специфики. Но это только первый шаг. Впереди большая работа по включению органического сельского хозяйства в действующие государственные программы, разработка подзаконных актов.

- Как вы считаете, есть ли шансы у российских "органиков" на мировом рынке? Какие продукты могут быть, и какие страны покупатели?

- В органическом сельском хозяйстве России есть сформированный рынок экспорта органического сельскохозяйственного сырья, на этом рынке есть устойчивый рост спроса и он намного превышает предложение. Российскую продукцию готовы покупать все страны ЕС и США. Есть заказы и конкуренция между иностранными трейдерами. Переход на технологии органического сельского хозяйства на условиях пре-контракта под конкретные заказы может быть осуществлен течение 1-3 лет. На этом рынке есть сложившиеся правила игры, которые выполнить сложно, но возможно. Есть «проводники», имеющие многолетний опыт, под руководством которых можно пройти путь перехода на технологии органического сельского хозяйства с минимальными рисками. Потенциал рынка органической продукции для стран ЕС оценивается в 130 млн. долларов США, мирового рынка органической продукции – 290 млн долларов США. Риском данного рыка является ухудшение политической обстановки. Ограничивающим фактором является то, что это только рынок сельскохозяйственного сырья, с продуктами переработки и с готовой продукцией нас на этом рынке не ждут и не примут.

В настоящий момент экспортируют продукцию в страны ЕС 16 сертифицированных производителей. В основном, это зерновые и масличные культуры. Одно хозяйство экспортирует эфирные масла.  Несмотря на то, что внутренний рынок России находится в зачаточном состоянии, большинство участников реального сектора видят будущее именно в нем.

- Во сколько денег оценивается рынок РФ органики сегодня и прогноз через 5-10 лет? Какие факторы сдерживают развитие отрасли в РФ?

Рынок органических продуктов России составляет 120 млн. долларов США, включая импортируемую органическую продукцию, 0,12% сельхозземель (246 тыс га) сертифицированы как органические по международным стандартам. Всего в России 70 сертифицированных органических сельхозпроизводителей. По международным стандартам – 53 хозяйств, по российским – 17 хозяйств. Из них в сфере растениеводство - 20 хозяйств, животноводство – пять хозяйств, дикоросы – 14 хозяйств, производство алкогольной продукции – 1 предприятие, переработка – 2 предприятия.

Для развития органического сельского хозяйства сельхозпроизводителям больше всего необходимы знания, инвестиции и стабильный спрос. Отрасль сегодня является закрытой и мало понятной как потенциальным участникам, так и инвесторам. Однако, в настоящий момент массовое производство сертифицированных органических продуктов для внутреннего рынка является лишь мечтой. При невозможности получить маржинальную премию, отсутствии государственной поддержки на переходном периоде, низком технологическом уровне, высокой стоимостью международной сертификации – на этот рынок выходят только энтузиасты или компании, изначально ориентированные на экспорт органического сельскохозяйственного сырья.

- Какие товары в первую очередь сегодня выпускают в РФ? Насколько наш ГОСТ коррелирует с мировыми стандартами? Не возникнет ли проблем у сертифицированных в России фермеров при выходе на другие страны?

- Практика показывает, что на внутреннем российском рынке органической продукции экономически успешны производители B2C. Востребованные продукты: бакалея, свежие натуральные локальные продукты, которые могут конкурировать с зарубежными, а по качеству лучше. Движущей силой внутреннего рынка будет формирование спроса, который сегодня фактически отсутствует в низкой покупательной способности россиян, их слабой осведомленности о преимуществах органической продукции. Но в настоящий момент, сегмент покупателей сертифицированной органической продукции сформирован лишь у небольших специализированных магазинов, федеральные сети не видят потребности в такой продукции, продолжая эксплуатировать тренды «натуральное» и «фермерское».

Российский ГОСТ не идентичен мировым общепринятым стандартам ЕС и США. Предстоит работа по гармонизации и взаимопризнанию нашего ГОСТа и международных стандартов органик.

rosng.ru