Мы продолжаем знакомить читателей с размышлениями «мелкого собственника полевых участков», которые нам представляются очень здравыми и своевременными. Сегодня пойдет речь о конкретных, практических предложениях, касающихся различных форм объединения собственников земельных паев. Автор назвал такие предложения «мечтами – фантазиями», а ведь такое объединение – важная государственная задача.

Для массового вовлечения мелких собственников полевых участков – жителей села, в использование своих участков, для эффективного ввода в оборот неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения необходимо разработать и принять комплекс мер в виде государственной программы поддержки данной группы собственников. Именно комплексность мер сыграет решающую роль.

К таким мерам следует отнести:

1) Создание реестра собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения — физических и юридических лиц, не зарегистрированных в качестве сельхозпроизводителей, на основе сведений Росреестра и налоговой службы. Реестр должен быть создан в виде списка собственников по каждому населенному пункту административной единицы – сельского поселения, с указанием для физлиц: ФИО, адреса проживания, кадастрового номера земельного участка и номера телефона. С помощью реестра собственников и публичной кадастровой карты можно без особых затрат (временных, материальных) создать «оперативную» атлас-карту неиспользуемых полей по каждому сельскому поселению с перечнем собственников (физ. и юр. лиц) земельных участков, входящих в состав таких полей. (Администрации поселений, как правило, прекрасно знают неиспользуемые поля на их территории). Реестр будет иметь принципиально важное значение для получения необходимой статистики, работы с собственниками земельных участков и принятия обоснованных, компетентных решений.

2) Объединение разрозненных мелких собственников полевых участков в приемлемую организационно-правовую форму.

Наиболее подходящей организационно-правовой формой для объединения мелких собственников полевых участков является потребительский кооператив в виде «Сельскохозяйственного потребительского кооператива собственников полевых участков» (далее «СПКСПУ»), хотя в законе о кооперации конкретно такой вид потребительского кооператива не указан (!), но и не отрицается. «СПКСПУ» можно отнести к смешанному (комплексному) виду потребительских кооперативов, имеющего признаки двух и более видов потребительских кооперативов — перерабатывающих, сбытовых/торговых, обслуживающих, снабженческих, животноводческих. (Во многом организационно-правовая форма «СПКСПУ» близка и к «КООПХОЗ» — одному из видов производственного кооператива.)

«СПКСПУ» наиболее полно отвечает целям и задачам совместного использования мелкими собственниками своих полевых участков, является наиболее оптимальной для этого формой хозяйствования. Как потребительский кооператив, «СПКСПУ» является некоммерческой организацией (с соответствующим налогообложением), имеющий право заниматься предпринимательской деятельностью для целей, ради которых он создан, с оказанием не менее 50% работ (услуг) для членов кооператива, с распределением доходов между его членами в соответствии с законом и уставом кооператива. В «СПКСПУ» не требуется передача земельных участков в паевой фонд кооператива (что очень важно, крестьяне должны оставаться собственниками земли), и не требуется личное трудовое участие члена кооператива в его производственной деятельности (в отличие от производственного кооператива, — того же «КООПХОЗ»). Член «СПКСПУ» принимает участие в высшем органе управления – общем собрании кооператива – и в его хозяйственной деятельности в качестве пользователя услуг кооператива (в соответствии с понятием «хозяйственная деятельность» закона о сельскохозяйственной кооперации). Личное трудовое участие собственника полевого участка в деятельности потребительского кооператива может быть только в качестве наёмного работника, что продиктовано экономической целесообразностью, очевидной из принципов работы сельхозпредприятий и фермеров.

«СПКСПУ», целесообразно создавать на базе центральной усадьбы (административного центра бывших совхозов и колхозов) и деревень, входящих в одну административную единицу – «Сельское поселение».

«СПКСПУ» – это фактически основная форма хозяйствования для мелких собственников земельных участков, владеющих 1-3 полевыми участками. «СПКСПУ» позволит жителям села объединить их земельные, финансовые и прочие ресурсы, самостоятельно выращивать сельхозпродукцию на достаточно рентабельном уровне, иметь те же преференции от государства, что и фермеры, сельхозпредприятия.

Принципиально важно помочь сельским жителям на начальном этапе создания коопе­ратива, оказывая им организационную и юридическую поддержку, т. к. процедура создания и сама деятельность кооператива сопряжены с необходимостью оформления и ведения большого количества «нестандартных» документов, что требует наличия специалистов определенной квалификации.

(«СПКСПУ» по своему виду, целям и задачам деятельности является однотипным для любого сельского поселения России (“как на юге, так и на севере страны”) с одинаковыми стартовыми возможностями для его создания, состоящими из полевых участков крестьян и паевого фонда кооператива (в размере денежных взносов, внесённых его членами). Исходя из этого, необходимо подго­товить стандартный пакет документов для создания и деятельности такого вида кооператива.)

При этом большую, даже решающую роль в создании «СПКСПУ» сыграли бы государство в лице государственных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления (района, поселения), совместно выступая в роли инициатора – соорганизатора первого общего собрания сельских жителей – собственников полевых участков (хотя формально инициатива должна исходить «снизу»). На основе реестра собственников необходимо в первую очередь выбрать сельские поселения, наиболее остро нуждающиеся в создании «СПКСПУ», с большим количеством мелких собственников полевых участков, большим количеством неиспользуемых земель (в том числе, принадлежащих государству), высоким уровнем безработицы, удаленностью от «центра» и т. д. На собрании крестьянам важно разъяснить, что именно кооперация позволит им использовать свои участки с максимальной пользой, отдачей в отличие от аренды и продажи земельных участков, что только совместное использование участков, объединённых в более крупные участки и поля, технологически позволит эффективно применять современную технику, добиваться высокой урожайности и рентабельности в сельскохозяйственном производстве, осуществлять севооборот растительных культур. Представители государственных органов власти или органов местного самоуправления должны быть готовы озвучить возможные варианты поддержки «СПКСПУ». Первое общее собрание собственников полевых участков позволит появиться инициативной группе и оргкомитету (из их числа) по созданию «СПКСПУ».

В отдельных случаях государство могло бы привлечь/нанять специалиста (в том числе, из состава выпускников сельскохозяйственных вузов) для создания кооператива в том или ином сельском поселении/поселениях, организации его производственной и хозяйственной деятельности в первые 2-3 года в качестве наемного директора «СПКСПУ», если в этом будет необходимость у созданного кооператива. Грамотный “специалист-управленец” сыграет решающую роль в деятельности кооператива, в выработке успешной стратегии его развития.

Согласно статье 7 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путём выделения им средств, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение.

Любая помощь государства «СПКСПУ» фактически будет направлена «СЕЛУ» — многочисленным жителям села, входящим в состав кооператива и являющимся конечными выгодоприобретателями результатов его деятельности (в отличие от дотаций крупным хозяйствам и агрохолдингам с единоличными собственниками таких организаций).

Если «СПКСПУ» заработают, то после 1-2-3 лет работы одной из первоочередных потребностей для них станет увеличение посевных площадей за счёт ближайших неиспользуемых земель, приобретение сельхозтехники и другого совместного имущества по лизингу или в кредит. С появлением своих кормов у членов кооператива появится возможность расширения личных подсобных хозяйств, а у их объединения – возможность заняться животноводством и птицеводством. Кооператив сможет продавать корма односельчанам и централизованно закупать у них (в том числе, у членов кооператива) экологически чистую продукцию, произведенную в личном подсобном хозяйстве – мясо птиц и животных, молоко, овощи и т. д. У частного подворья в этом огромный потенциал, конечно, при соответствующей поддержке государства. (Вызывает большое сомнение, что агрохолдинги способны и заинтересованы в производстве действительно экологически чистой продукции. К примеру, суточные цыплята, закупленные на птицефабрике, в естественных условиях выращивания частного подворья без антибиотиков и гормонов роста набирают необходимый вес как минимум в два раза дольше —  вместо 1,5 месяцев на фабрике — от 3 месяцев и более в естественных условиях с соответствующими затратами, но и с очевидными и оправданными преимуществами.) Каждый сельский житель не может стать фермером и профессионально заниматься производством сельхозпродукции. Но продукция, произведенная в личном подсобном хозяйстве, так называемым по-научному «архаичным способом», была и будет для всех без исключения потребителей эталоном полезной и вкусной пищи, а для страны — «подушкой продовольственной безопасности».

Государству следовало бы содействовать «СПКСПУ» и их объединениям в переработке сельхозпродукции «на местах» в своих цехах — переработке и фасовке молока, производстве сыров, мясных полуфабрикатов, колбасных изделий, замороженных овощей, фруктов, ягод и т.д. Это значительно увеличило бы добавленную стоимость производимой ими продукции и занятость сельского населения. Продукция кооперативов («СПКСПУ») района / области, могла бы реализовываться в фирменных магазинах под брендом «Частное подворье». (Подобные фантазии могли бы стать реальностью, при соответствующей целенаправленной политике государства.)

Создание «СПКСПУ» вдохнёт жизнь в российскую деревню, для которой исторически характерен общинный образ жизни.

Теперь рассмотрим проблему обеспечения таких хозяйств необходимой техникой по доступным ценам.

Оптимальным вариантом решения этой задачи было бы: вместо неоправданных затрат государства на изъятие/приобретение неиспользуемых и невостребованных земель, направить сопоставимые средства на создание в каждом районе региона мобильной группы МТС – машинно-технологической станции сельхозтехники в минимальном (для начала) наборе. Районные МТС должны иметь единый «центр управления» с минимальным штатом: директор, бухгалтер, агротехник ….

В состав мобильной группы МТС должен войти мощный колесный трактор, необходимый в первую очередь для поднятия залежных земель, с основным комплектом навесного и прицепного оборудования для выращивания, уборки зерновых и овощей.

                            Цена вопроса создания МТС

 Примерный минимальный состав МТС для выращивания и сбора зерновых, картофеля и её стоимость:

— колёсный трактор К744Р2 (350 — 354 л.с.) = 7,8 млн. руб.;

— борона прицепная мелиоративная БПМ-5 «ЗУБР» = 2,5 млн. руб.

— плуг чизельный SVAROG ПЧ-4,5 = 300 тыс. руб.;

— борона дисковая DANA БДП – 6×4 м = 800 тыс. руб.;

— зерноуборочный комбайн КЗС 10 ПАЛЕССЕ =6 млн. руб.;

— трактор МТЗ «Беларусь», кл 1.4 = 1,3 млн. руб.;

— широкозахватный посевной комплекс «КУЗБАС-Т»; 8,5 м, (MINI-TIIL) = 4 млн. руб.;

— опрыскиватель прицепной «Заря», 2500 л = 445 тыс. руб.;

— картофелесажалка четырёхрядная Л-207 («Лидсельмаш»)  = 350 тыс. руб.;

— картофелеуборочный комбайн полуприцепной, двухрядный ПКК – 2-05 («Гомсельмаш») = 4 млн. руб.;

 (вышеперечисленные позиции приведены по данным из Интернета).

 Итого: 27, 6 млн руб.  

(Общая стоимость МТС может быть меньше за счет прямых и оптовых поставок. Техника, включенная в состав МТС, навесное и прицепное оборудование взяты в основном с максимальной производительностью.)

Для сравнения: Сумму, равную стоимости техники МТС, – 27,6 млн руб., государство потратит на приобретение неиспользуемых и не проданных на торгах земельных участков, общая площадь которых составит 2875 га, при цене покупки 48 тыс. руб. за участок в 5 га. В подавляющем большинстве муниципальных районов страны (за исключением может быть сельскохозяйственных регионов) неиспользуемых и невостребованных земель, которые государству придется выкупать (и «продолжать дальше выращивать на них березки»), фактически на порядки больше. 

[Ввод в оборот неиспользуемых земель невозможен без предварительного проведения культуртехнических работ по корчеванию и поднятию залежных земель. Такие работы являются самыми затратными и сложными.  Кроме мощного трактора, необходима дорогая, но эффективная тяжелая мелиоративная борона, которую может себе позволить (специально для корчевания березок, а кое-где уже и берез) далеко не каждое сельхозпредприятие и, тем более, мелкий фермер. Данная проблема особенно остро стоит перед мелкими собственниками земельных участков, не имеющих техники, т. к. отсутствуют предложения на выполнение таких работ и аренды подобной техники. В состав техники МТС включена борона прицепная мелиоративная БПМ — 5 «ЗУБР» массой 8 тонн, используемая для поднятия залежных земель и, в первую очередь, как эффективное средство для корчевания берёзок и берез диаметром до 12 см, высотой до 6-7 метров с одновременной обработкой почвы в качестве отвального плуга, производительностью 3-5 га/час (видеоролик «Борона прицепная мелиоративная БПМ-5 «ЗУБР» в работе» на youtube). В каждом регионе должны быть представлены такие или подобные бороны в составе МТС или других специализированных организациях, для работы по заявкам всех видов собственников. С помощью субсидий государство должно обеспечить ценовую доступность таких услуг. Вводимая регионами практика субсидирования затрат сельхозпроизводителей на ввод в оборот неиспользуемых земель «непрозрачна» и недоступна для мелких собственников. ]

Приведённый минимальный комплект МТС позволит обрабатывать (пахать, засевать) почву на площади до 5 тыс. га за сезон (определяется в основном возможностью трактора К744Р2, заявленной производителем), собирать урожай зерновых на площади до 1000 га (возможность комбайна КЗС 10 «ПАЛЕССЕ», по отзывам пользователей), картофеля – на площади до 1га/час.

Если предположить, что из 12 млн претендентов на земельные доли осталось 2 млн мелких собственников земельных участков (5 га), то общая площадь их земель будет составлять 10 млн га. Общая площадь земель (в первую очередь залежных), «обработанная» с помощью МТС за сезон составит условно до 4-5 тыс. га х 1788 муниципальных районов = 7,15 — 8,94 млн га. Объем зерновых, собранных с этой площади (с помощью дополнительно привлеченной техники — в первую очередь комбайнов), составит 10,7 -13,4 млн тонн, при урожайности 15 центнеров с гектара. Даже в таком минимальном составе МТС сыграют принципиально важную роль — позволят запустить процесс массового вовлечения мелких собственников в использование своих полевых участков. После поднятия залежных земель с помощью МТС, мелкие собственники («СПКСПУ») смогут привлекать/покупать уже более легкую и дешевую, в том числе б/у технику. По мере роста спроса на услуги МТС, возможности федерального и местного бюджетов, необходимо будет разумно расширять состав МТС.

Состав техники МТС может быть подобран специалистами в других модельных и количественных вариантах, с учетом условий конкретной почвенно-климатической зоны, требуемого объема выполнения тех или иных работ и финансовых возможностей. 

Данный комплект МТС приведён условно, для ориентировочного, оценочного представления об общем, минимально необходимом количестве техники и её стоимости при поставке в каждый муниципальный район 82 (из 85) субъектов РФ.

Итого, для поставки минимального комплекта МТС в 1788 муниципальных районов, входящих в 82 (из 85) субъекта РФ, потребуется: 1788 x 27,6 млн. руб. = 49,349 млрд рублей.

[Для сравнения: общая стоимость поставки МТС во все районы всех регионов страны:

– сопоставима со стоимостью реконструкции футбольной ЗЕНИТ-АРЕНЫ в Санкт-Петербурге, обошедшейся казне по разным оценкам в 43-48 млрд руб. Плюс 1 миллиард на ее ежегодное обслуживание;

– эквивалентна 0,75 % от $108.7 млрд. вложенных Россией в американские долговые обязательства по состоянию на май 2017 г. (по данным Минфина США)! С января по май 2017 года Россия увеличила инвестиции в бумаги Казначейства США на $22,6 млрд.=1356 млрд. руб. или 26,2%.

Вопрос: где деньги (0,75% от $ 107 млрд.) принесут больше пользы экономике – в американских ценных бумагах или направленные на ввод в оборот 40-97 млн га неиспользуемых земель, на производство сельхозпродукции, производство отечественной сельхозтехники, на развитие малых форм хозяйствования на селе?! Повторюсь, ЕС тратит треть годового бюджета на АПК, основными представителями которого являются малые формы хозяйствования.]

На поставку в каждый из 82 регионов, к примеру, трех комплектов МТС в качестве «пилотного проекта» потребуется: 27,6 млн руб. Х 3 комплекта Х 82 рег. = 6,79 млрд руб.)

МТС должны работать на уровне минимальной рентабельности (с установленными / контролируемыми ограничениями по затратам, входящими в себестоимость ее содержания, работы и т. д.). Затраты мелких собственников на пользование услугами МТС должны быть сопоставимыми или чуть более затрат собственников сельхозтехники – сельхозпредприятий, особенно в первые 3-5 лет работы. В будущем, после решения основной задачи создания МТС, возможна их приватизация (через акционирование) или продажа техники местным сельхозпроизводителям, в том числе «СПКСПУ». Безусловно, «СПКСПУ» (как и другие сельхозпроизводители) по мере возможности должны закупать сельхозтехнику в собственность, развивать межхозяйственную кооперацию в использовании техники на принципе соседской взаимопомощи.

[Это может выглядеть следующим образом: три – четыре «СПКСПУ», образованные на территории соседних сельских поселений, заключают соглашение, либо создают кооператив последующего («второго») уровня, юридические члены которого совместно принимают решение о том, какую технику, в каком количестве необходимо закупить каждому из «СПКСПУ» для ее совместного взаимовыгодного использования всеми членами, входящими в состав данного последующего кооператива. Последующим кооперативом («второго уровня») могут реализовываться и другие совместные проекты по хранению, переработке и реализации продукции.] 

Начинать создание МТС необходимо на основе тех же критериев, что и организацию «СПКСПУ»: в первую очередь в регионах и районах, наиболее остро нуждающихся во вводе в оборот неиспользуемых земель, в районах, где осталось наибольшее количество собственников, не использующих свои полевые участки, в районах, имеющих наиболее острый дефицит современной техники и т. д.

МТС сыграли бы огромную, даже решающую роль в образовании и развитии малых форм хозяйствования на селе (не имеющих или ограниченных в возможности закупать и использовать современную технику)ЛПХ, «СПКСПУ», КФХ и ИП.

МТС – это важнейший инструмент для формирования многоукладной экономики в сельском хозяйстве, который государство не использует.

(МТС без работы не останутся, тем более в минимальном составе. Дефицит современной техники имеется у многих сельхозпроизводителей особенно в «горячие периоды» — посевную и уборочную. Часть скупщиков, чтобы избежать изъятия земельных участков, также воспользуется услугами МТС (возможно по другим расценкам). Кто-то из них втянется и займется сельским хозяйством – что только положительно. Важно обеспечить приоритет мелких собственников в использовании МТС.)

Создание МТС будет содействовать внедрению современных агротехнологий в сельском хозяйстве, «работе на будущее».

[В свое время вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что необходимо «обновить примерно 50% парка сельскохозяйственной техники, это очень серьезная задача».
В АПК страны задействованы не более 230 тыс. тракторов и 61 тыс. зерноуборочных комбайнов. Из них 60% изношенных машин. Для сравнения эксперты приводят цифры 1990 года, когда в РСФСР сельхозпредприятия использовали более 1,5 млн тракторов и 408 тыс. комбайнов (по материалам agro.ru).]

(Окончание следует).

kvedomosti.ru