Печать

     Фронтальный погрузчик – универсальная машина, востребованная в разных сферах человеческой деятельности, включая агропромышленный комплекс. Благодаря широкому набору навесного оборудования для сельскохозяйственных работ значительная часть продаж этих машин в мире стабильно приходится на агросектор.

Хотя модели фронтальных погрузчиков, включая разновидности в классе «мини», используемые в агросекторе, конструктивно не сильно отличаются от своих «городских» собратьев, различия между теми или другими машинами проследить можно. Сельскохозяйственные модификации этих машин нередко имеют более высокий протектор с минимальным пятном контакта – в то же время он не так устойчив к порезам и проколам, как шины погрузчиков, предназначенных для использования в строительстве или на производстве, где риск подобных повреждений много больше. Кроме того, сельскохозяйственные погрузчики нередко рассчитаны на более высокую скорость передвижения – до 40 км в час, и уже в базовой комплектации снабжены отопителем кабины, кондиционером, комплектами дорожных ламп и рабочего освещения.

Все это – важные нюансы. Но действительно сельскохозяйственной машиной фронтальный погрузчик становится благодаря впечатляющему набору навесных агрегатов для работы в агросекторе.

Для того чтобы функционировать как полноценная сельскохозяйственная машина, погрузчик оснащают большим набором навесного оборудования. Это вилы для силоса и для соломы, которыми производят подбор и погрузо-разгрузочные работы валков и тюков различной формы. Набор ковшей позволяет производить загрузку зерна, вывоз навоза, отсыпку торфа. Бульдозерный отвал помогает вести планировочные работы, а также массу других работ в поле, на ферме и на приусадебном участке, вплоть до уборки снега. Разного рода захваты – штыковые, а также двух-, трех- и более челюстные делают возможным перемещение самых разных объектов. Существуют и специальные захваты для тюков, валков и так далее. В зависимости от особенностей того или иного хозяйства погрузчик может также оснащаться косилкой, кусторезом, измельчителем пней, и хотя чисто сельскохозяйственными эти устройства не назовешь, учитывая их применение в садово-парковом хозяйстве, в агрокомплексе все они также широко востребованы. А вот косилка, культиватор и аэратор почвы имеют строго сельскохозяйственную принадлежность.

Прежде чем мы перейдем к предметному рассмотрению перечисленных навесных агрегатов, справедливости ради отметим: хотя выражение «сельскохозяйственный погрузчик» в девяти случаях из десяти является не более чем маркетинговым ходом производителя или продавца, специализированная техника такого рода на рынке все же встречается. Как один из удачных примеров погрузчика для агросектора упомянем белорусский БМЕ (производитель – завод МАЗ MAN), довольно популярный у сельских тружеников у себя на родине, на Украине и в России. Его универсальность позволяет решать широкий круг задач, а технические особенности шасси этой машины – проводить сельхозработы эффективно и экономично даже в тяжелых или стесненных условиях. Есть такие машины с «сельской» пропиской и у ведущих мировых производителей спецтехники (например, у John Deere), но стоят они ожидаемо дороже.

Однако вернемся к навесному оборудованию. Традиционно основным из набора навесных агрегатов для машин этого типа считается ковш. В сельском хозяйстве он используется для погрузки и разгрузки кормов, навоза, удобрений, а также любых других сыпучих материалов. Для выполнения большинства перечисленных работ достаточно ковша с габаритами (длина/ширина/высота) 3115х2015х1782 мм; весит такой ковш чуть более восьмисот килограммов. Естественно, с мини-погрузчиками используются ковши меньших размеров и веса. Особую форму имеют зерновые ковши – нередко на их современные модификации устанавливают лезвие из стали Hardox и снабжают сменным ножом. Зерновой ковш – эффективный сельскохозяйственный инструмент, хорошо работающий в связке как с фронтальным, так и с телескопическим погрузчиком в зависимости от того, на какой высоте проводят погрузочно-разгрузочные операции с зерновыми культурами.

Для погрузки рыхлого сена, навоза, древесной щепы используется особый ковш с прижимом. Ковш такого типа 332С.59, выпускаемый холдингом «Амкодор», конструктивно состоит из ковша и рамы, способной вращаться вокруг оси с помощью гидроцилиндров, выполняя роль прижима для транспортируемого груза. Грузоподъемность такого ковша собственным весом 1175 кг составляет 3 т. С использованием имеющегося на нем прижима (в закрытом виде) можно одновременно перевозить до 1,8 кубометра груза.

В отличие от палетных вил, используемых для работы с поддонами, вилы сельскохозяйственные для погрузчика обычно имеют больше двух зубьев, что позволяет им захватывать и перевозить больший объем груза. Зубья на таких вилах, как правило, закаленные, что повышает их прочность. Большой ассортимент сельскохозяйственных вил для погрузчика выпускает компания JCB. Объем перевозимого груза у вил этой марки (с закрытым захватом) в зависимости от модели – от 0,93 до 1,5 кубометра, масса перевозимого груза – от 1,5 до 2,75 т. Этим же британским производителем изготавливаются мощные вилы для навоза и силоса, отличающиеся особым углом расположения зубьев и специальной формой захвата. Крепкая конструкция вил и установленные на них мощные гидравлические цилиндры служат гарантией эффективного перемещения даже наиболее плотно утрамбованного навоза.

Иногда, при необходимости ровного отрезания силоса или сенажа из траншеи, сельскохозяйственные вилы комбинируют с силосно-отрезным захватом. Упомянутая компания JCB снабжает такие модели вил коваными зубьями, а их верхний захват – зазубренными передними режущими пластинами, которые могут меняться по отдельности.

Впрочем, вилы с двумя зубьями на сельскохозяйственных погрузчиках тоже используются, правда, эти зубья гораздо острее, чем палетные, и расположены они иначе: одно над другим. Такие вилы называют штыревыми; предназначены они для эффективного накалывания и перемещения рулонов с сеном диаметром до 1800 мм, а иногда и более. При этом нижний зуб вил служит для того, чтобы рулон не вращался. Впрочем, зубьев может быть не два, а четыре – в том случае, если предполагается перевозить по два рулона за один раз. Или даже шесть, если наряду с рулонами с сеном также требуется транспортировка тюков размером до 1200х1200×2500 мм.

Иногда на основе сельскохозяйственных вил с большим числом зубьев выполняются универсальные захваты, позволяющие работать с вариантами разных грузов: сеном, соломой, навозом, травой с землей. В частности, такие агрегаты в соответствии с пожеланием заказчика разрабатывает и изготавливает казанская компания «Гидропард», специализирующаяся в области навесного оборудования для дорожно-строительной и сельскохозяйственной спецтехники. При этом коммутироваться такой универсальный захват может как с фронтальным или мини-погрузчиком, так и с телескопическим, и даже с экскаватором-погрузчиком. Из других интересных предложений компании для агросектора – навесная фреза для измельчения силоса.

Планировочные и другие работы в поле или на ферме позволяет выполнять установленный на сельскохозяйственный погрузчик бульдозерный отвал. Кроме работы с грунтом он отлично подходит для перемещения самых разных сыпучих материалов, а зимой – для расчистки территории от снега. В зависимости от того, какого рода работу требуется выполнить, на отвал устанавливаются сменные металлические или резиновые ножи. Большинство бульдозерных отвалов, используемых в агросекторе, – поворотные, с механической или гидравлической регулировкой угла. Из множества представленных на рынке производителей оборудования этого рода назовем компанию «ДСТКОМ» («Дорожно-строительный комплекс»), предлагающую большой ассортимент бульдозерных отвалов с гидравлическим или механическим изменением угла до 30 градусов и даже с системой «антишок» для аккуратной уборки территории.

Если говорить об использовании навесного оборудования для уборки снега в зимний период, в силу географических особенностей большей части России одного агрегата может оказаться недостаточно, тем более в сельской местности, где территорию фермерского хозяйства и подъездные пути может засыпать за одну ночь. Чтобы работа в хозяйстве не была парализована снежной стихией, потребуется шнекороторный снегоочиститель, работающий в связке с погрузчиком. На рынке представлено множество разновидностей этого навесного оборудования, значительно разнящихся по производительности и по цене, которая часто определяется известностью торговой марки и страной ее происхождения. Из довольно мощных и сравнительно недорогих моделей такой навесной техники для погрузчика стоит обратить внимание на отечественную разработку: двухшнековый роторный снегоочиститель производства «РТИ-Микрон». Он подойдет как для фронтального погрузчика, так и для другой имеющейся в хозяйстве техники, оснащенной трехконтурной гидравлической системой, с расходом жидкости 60-100 литров в минуту и рабочим давлением 180–220 кг/см. Погрузчик, оснащенный этим агрегатом, на рабочей скорости до 5 км в час обеспечивает производительность по уборке снега до 185 кубометров в час. Имея ширину захвата 2500 мм, этот мощный навесной агрегат способен обеспечить быструю уборку не только подъездных путей, но, при необходимости, и дороги общего назначения.

Учитывая, что немалую часть территории для будущих сельхозугодий приходится отвоевывать у дикорастущих деревьев и кустарника, обратим внимание на такой полезный в этом отношении агрегат, как корчеватель пней. Учитывая параметры такой традиционно важной для погрузчика характеристики, как вырывное усилие, российский производитель навесного оборудования ГК «Интертехника» разработала специальный ковш-корчеватель. Компания провела его наглядные испытания в связке с фронтальным погрузчиком JCB 456ZX и разместила их на своем официальном сайте, после чего новинка стала успешно эксплуатироваться на объектах в Центрально-Черноземной полосе России. Корчеватель пней по версии ГК «Интертехника» представляет собой особый тип отвала, снабженный специальными изогнутыми зубьями. Благодаря такой конструкции агрегат легко справляется с извлечением из грунта пней, крупных камней и их транспортировкой на небольшие расстояния. Ширина отвала-корчевателя, производимого российской компанией, составляет 2800 мм; учитывая особенности работы, зубья корчевателя изготовлены из износостойкой стали Hardox-450.

Рассмотрев лишь несколько из огромного числа навесных орудий для фронтального погрузчика, отметим, что все они будут эффективны при грамотном выборе базовой машины. Не в смысле ее узкой аграрной ориентации (хотя некоторые производители, вроде упомянутой компании JCB, все же разделяют свои погрузчики на строительные и сельскохозяйственные), а в плане оптимального соответствия модели погрузчика потребностям и задачам конкретного хозяйства. А также современным требованиям, предъявляемым к машинам этого типа. По итогам масштабного опроса, проведенного одним из всемирно известных производителей спецтехники для агропромышленного сектора, российские фермеры – владельцы фронтальных погрузчиков – в качестве самых важных требований к этой технике назвали ее многофункциональность (от разбрасывания удобрений до трамбовки силоса), всесезонность (от отгрузки органики летом до уборки снега зимой), достаточную грузоподъемность, хорошее соотношение массы и мощности (это опять о трамбовке, а также, например, о погрузке навоза), быструю работу гидравлической системы, маневренность и удобство рабочего места (хороший обзор, чуткий джойстик, кондиционер, отопитель). И, разумеется, доступность сервиса, включая обеспечение необходимыми в агропромышленном комплексе навесными агрегатами. Если разобраться, не так уж и много: значительная часть фронтальных погрузчиков, представленных на российском рынке, этим требованиям вполне соответствует.

rynok-apk.ru