Печать

О том, как легализовать работу самозанятых граждан, говорили на «нулевом чтении» закона, уточняющего их статус.

Вопрос о том, как урегулировать правовое положение граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой (таких как, например, няни и репетиторы, оказывающие услуги на дому парикмахеры и швеи, независимые фотографы и журналисты и т.д.) обсудили общественные эксперты и представители органов государственной власти на «нулевом чтении» двух разработанных Министерством финансов законопроектов, нацеленных на уточнение статуса самозанятых граждан, 6 апреля в «Парламентской газете».

«Этот вопрос давно волнует и государство, и общественность. Поскольку он имеет важное социальное значение, Общественная палата России не могла обойти вниманием подготовленную министерством инициативу», — сказала заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Лидия Михеева.

Речь идет о проектах федеральный законов «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона», «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“».

Она напомнила, что еще в начале декабря 2016 года Президент России Владимир Путин в своем обращении к Федеральному Собранию потребовал от обеих палат парламента решить вопрос о статусе самозанятых гражданах. Тогда глава государства заявлял, что любые попытки признания самозанятых граждан незаконными предпринимателями недопустимы.

«Самозанятые — это не преступники, это достаточно значимый сектор занятости, который важно вывести из тени», — добавила Михеева.

По ее словам, данные о числе граждан, не имеющих постоянного места работы, но имеющих постоянный доход, очень разнятся: если Фонд ОМС приводит цифры в 15–20 миллионов человек, то Госкомстат — 4,3 миллиона. По словам Лидии Михеевой, статистика разнится из-за путаницы в используемых терминах, в «которых нам тоже предстоит разобраться и определить, кто такие самозанятые граждане».

«На наш взгляд, важно не только освободить человека от ответственности за незаконное предпринимательство, но и сделать так, чтобы жизнь самозанятых была удобной, чтобы их общение с фискальными органами было достаточно комфортным, безопасным и взаимовыгодным и для этих людей, и для государства — для казны и бюджета», — добавила Лидия Михеева.

Она заявила, что Общественная палата РФ не считает удачным то решение, которое предлагает Минфин. Так, законопроекты министерства не вносят ясности в вопросы о правовом статусе самозанятых — не содержат четкое законодательное определение понятия самозанятых физических лиц, принципы и основы осуществления ими своей деятельности. Также в законопроектах не содержится положений, определяющих характер деятельности самозанятых. Авторы законопроекта не предлагают и механизмы, устанавливающие для самозанятых физических лиц надежные гарантии со стороны государства, преимущества приобретения официального статуса самозанятого.

Лидия Михеева подчеркнула, что необходимо сформировать такую систему, которая бы побуждала самозанятых к легализации своей деятельности. Например, через введение постоянных налоговых льгот — введение патентной системы или отказ от налогообложения тех самозанятых физлиц, чей ежемесячный доход не превышает определенного размера, исчисляемого от установленного минимального размера оплаты труда.

Об установлении годовой стоимости патента для самозанятых говорил и заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Общественной палаты РФ Илья Семин.

«Стоимость этого патента должна быть, на мой взгляд, 10 тысяч рублей в год. При этом должна быть возможность дифференцированного патента — например, возможность покупки на квартал, на полгода, на год. Этот платеж должен автоматически отчисляться во все страховые фонды. Здесь встает вопрос доходов муниципалитетов. Некоторые эксперты говорят, что, может быть, не 10 тысяч, а 20 тысяч в год нужно, чтобы у муниципалитетов был стимул привлекать самозанятых. Но, на мой взгляд, это много, потому что сейчас нам нужно создать такие условия, чтобы быть легальным было выгодно. Это и есть наша главная философия», — подчеркнул эксперт.

Позицию участников общественного обсуждения во многом разделили и представители Министерства экономического развития России, однако они отметили, что единый подход к статусу самозанятых граждан в органах исполнительной власти еще не выработан.

www.oprf.ru