Печать

 Российские молочники активно наращивают присутствие на отечественном рынке - с 2013 года доля их продукции выросла с 76,2 до 82,4 процента. Сыграло свою роль введение эмбарго на ввоз импортных товаров, а также увеличение государственной поддержки отрасли.

Людмила Маницкая, исполнительный директор РСПМО, кандидат экономических наук, заслуженный работник перерабатывающей промышленности Кубани

За четыре года объем льготных кредитов вырос на тридцать процентов и в 2017-м превысил 31 миллиард рублей. Это 22 процента всего объема господдержки АПК. Льготными кредитами под пять процентов годовых в основном пользуются крупные аграрные предприятия - фермерам, малым и средним предпринимателям они недоступны. Хотя именно эти категории сельхозпроизводителей являются основными драйверами развития отрасли и государство должно уделять им больше внимания.

 Поголовье коров в России за последние пять лет сократилось на 450 тысяч. Из года в год оно снижается и в личных подсобных хозяйствах, и в сельхозорганизациях, и только у фермеров стабильно растет - на 18,4 процента за пять лет. Объемы производства молока за это время увеличились примерно на два процента, причем в фермерских хозяйствах - на 31,3 процента. Что опять-таки подтверждает: это самый эффективный, но пока недооцененный сектор АПК.

 В производстве готовой молочной продукции также наблюдается стабильный рост почти по всем направлениям. Объем выпуска сыров и сырных продуктов в 2017 году увеличился на 6,3 процента по сравнению с 2016 годом, масла - на 7,8, сухого молока - на 30,6 процента. При этом производство сырных продуктов растет быстрее, чем натуральных сыров, потому что люди все чаще выбирают более дешевые продукты.

 Объем импортной молочной продукции на российском рынке в 2017 году уменьшился на 12,5 процента - до 6,5 тонн в пересчете на молоко (из них на Республику Беларусь приходится 85 процентов). Казалось бы, вытеснение импортной "молочки" должно способствовать росту спроса на отечественную продукцию и стабилизации цен на сырье. Но вместо этого мы получили существенное падение закупочных цен на молоко в крупнейших регионах-производителях, таких как Татарстан, Башкортостан, Алтайский край. Виной тому падение потребительского спроса и кризис перепроизводства.

 За последние три года потребление молочной продукции в стране по подсчетам Молочного союза сократилось на 20 процентов. Сегодня это 233 килограмма в год на человека, что составляет только 70 процентов от рекомендованной нормы. Из-за стабильного падения доходов люди просто сокращают потребление молочных продуктов, цена на которые постоянно растет независимо от того, в каком состоянии находится отрасль.

 Какой бы волатильной ни была цена на сырое молоко, это никак не сказывается на конечной стоимости готового продукта, ведь средняя наценка в торговых сетях доходит до 50-120 процентов. Сегодня литр молока стоит как десяток яиц, килограмм творога сопоставим с ценой курицы, а килограмм натурального сыра - с двумя килограммами свинины. И покупатель зачастую делает выбор в пользу мясных продуктов. Поэтому необходимо вмешательство государства - отрасль нуждается в регулировании. Требуется законодательное ограничение наценок, хотя бы на социально значимую молочную продукцию, что позволит вернуть в отрасль десятки миллиардов рублей.

 Чтобы стабилизировать ситуацию, нужно ввести минимальные закупочные цены на молоко в каждом регионе. А когда мы обеспечим минимальную доходность производителей, то сможем говорить о наращивании производства. Кроме того, субсидии на литр молока будут эффективнее при дифференцированной ставке в зависимости от сезона: летом, когда закупочная цена падает, ставка должна быть выше, зимой - ниже. Это нивелирует ценовую сезонность в производстве сырого молока. Обеспечить гарантированный спрос на 500 тысяч тонн сырья в год также может принятие программы "Школьное молоко".

 На наш взгляд, необходимо повысить эффективность государственной поддержки. Конечно, нужно поддерживать фермы, но не будет сильной молочной отрасли там, где нет переработки, поскольку именно она определяет спрос.

С 2013 года перерабатывающая промышленность в стране не получала господдержки. В 2018-м было возвращено субсидирование коротких кредитов. Но над отраслью по-прежнему нависает угроза вступления в силу закона об очистных сооружениях, в котором молокоперерабатывающие предприятия почему-то отнесены к первой и второй категориям экологической опасности.

Мы пытаемся доказать, что это переоценка таких предприятий. Соответствие новым экологическим требованиям потребует огромных инвестиций в строительство и модернизацию очистных сооружений, немногие смогут осилить такие расходы. Поэтому вступление закона уже не первый год откладывают, но это не может продолжаться бесконечно. Молочный союз предлагает не отменять новые требования, а субсидировать затраты на строительство и модернизацию очистных сооружений.

www.dairynews.ru