Налогообложение

Поощрительные выплаты за объемы приобретенных товаров не изменяют их стоимость, если это прямо не предусмотрено условиями договора.

Применение премий и бонусов ограничено

По согласованию сторон и на условиях, предусмотренных договором, допускается изменение цены после заключения договора (п. 2 ст. 424, п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Исключение составляют ситуации, когда условие предписано законом или иными правовыми актами. То есть применяемые поощрения устанавливаются продавцом и согласуются с покупателями.

Стоит учитывать, что при реализации продовольственных товаров Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ установлены ограничения на применение премий и бонусов. Так, согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 381-ФЗ, в цену договора поставки может включаться вознаграждение, выплачиваемое за покупку определенного количества продовольственных товаров.

Размер вознаграждения согласуется сторонами сделки, включается в ее цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Кроме того, он не может превышать 10 процентов от цены.

Не допускается выплата вознаграждения при приобретении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров. Их перечень установлен постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530.

Сюда относятся хлеб и хлебобулочные изделия, молоко, мясо кур. Таким образом, независимо от условий договора при реализации продовольственных товаров премии и бонусы не изменяют стоимость ранее поставленных товаров.

Какие-либо особенности реализации непродовольственных товаров законодательством РФ не установлены. Поэтому предоставленные покупателю премии могут, как изменять стоимость ранее поставленных товаров, так и не изменять ее.

Об этом говорится в письме Минфина России от 7 сентября 2012 г. № 03-07-11/364.

Премия не уменьшает стоимость отгруженных товаров

База по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров определяется исходя из их стоимости (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ).

Чиновники Минфина России высказали мнение, согласно которому порядок обложения налогом на добавленную стоимость зависит от того, изменяют премии цену товара или нет.

Пересчет налога необходим, если такая премия изменяет стоимость ранее поставленных товаров (письмо № 03-07-11/364). В этом случае премия, по сути, является скидкой, приводящей к уменьшению стоимости ранее отгруженных товаров.

При этом продавец обязан выставить корректировочный счет-фактуру. Положительную разницу между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости товаров до и после ее уменьшения, можно принять к вычету.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2012 г. № 11637/11 разъясняется, что поскольку премии непосредственно связаны с поставками товаров, то являются формой торговых скидок.

Поэтому они уменьшают стоимость поставленных товаров. А это влечет необходимость изменения базы по налогу на добавленную стоимость у поставщика и суммы налогового вычета у покупателя.

Однако законодатели Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ закрепили другую позицию. Статья 154 Налогового кодекса РФ была дополнена пунктом 2.1. Согласно ему предоставление продавцом премии за выполнение покупателем определенных условий договора поставки, включая приобретение определенного объема товаров, не уменьшает для целей исчисления налоговой базы по НДС стоимость отгруженных товаров.

Исключение в данном правиле составляют случаи, когда уменьшение стоимости товаров на сумму премии предусмотрено договором.

Таким образом, при предоставлении бонусов и премий налоговую базу корректировать не нужно.

Если же договором предусмотрено уменьшение стоимости товаров, то необходимо провести корректировку налоговой базы. Для этого выставляется корректировочный счет-фактура в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 3 статьи 170, пунктом 13 статьи 171, пунктом 10 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

То есть при уменьшении стоимости товаров продавец имеет право на принятие налога на добавленную стоимость к вычету. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом, является документом, служащим основанием для этого. Вычет рассчитывается как разница между суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.

 

Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 6, июнь 2013 г.

Для перехода на спецрежим необходимо соответствовать определенным критериям. И прежде всего, требуется правильно определить показатели выручки.

Когда применяется спецрежим

Переход на уплату ЕСХН является для компаний добровольным и требует соблюдения ряда условий. Организация должна быть признана сельхозпроизводителем, то есть удовлетворять следующим характеристикам (п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ):

– производить сельскохозяйственную продукцию;

– проводить ее первичную и промышленную переработку (в том числе на арендованных основных средствах);

– продавать ее.

При этом доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции, включая продукты первичной переработки из сырья собственного производства, должна составлять не менее 70 процентов в общем доходе. В том случае, если организация самостоятельно не производит сельскохозяйственную продукцию, она не может быть признана сельхозпроизводителем (письмо Минфина России от 7 июля 2011 г. № 03-11-06/1/11). Компания должна сама нести расходы, которые связаны с переработкой, выполняя ее собственными силами без привлечения к процессу третьих лиц. Поэтому спецрежим нельзя применять при производстве продукции из покупного сырья, а также при его переработке на давальческих условиях.

Если отсутствуют доходы в письме ФНС России от 24 ноября 2010 г. № ШС-37-3/16198@ указывается, что главным условием, позволяющим применять ЕСХН, является ведение организацией производственной деятельности и получение доходов от реализации. При этом, если компания не получила их по независящим от нее причинам, например, в связи с гибелью посевов из-за аномальных погодных условий, она все равно утрачивает право на применение спецрежима (письмо ФНС России от 27 июля 2011 г. № ЕД-4-3/12168@). Правда, судьи не поддерживают налоговиков в том, что отсутствие дохода является основанием для утраты права на уплату сельхозналога (определение ВАС РФ от 24 августа 2010 г. № ВАС-11485/10). Кроме того, если хозяйство не имело в первом полугодии доходов, то это еще не означает, что оно утратило право на продолжение применения спецрежима, так как год еще не закончился. Это следует из письма Минфина России от 15 декабря 2008 г. № 03-11-04/1/28. Тем не менее возможность продолжения уплаты ЕСХН в 2014 году при отсутствии доходов в 2013 году предусмотрена лишь для хозяйств, вновь созданных в этом году (подп. 1 п. 4.1 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-11-09/11).

Определить период Расчетный период представляет собой год, предшествующий году подачи данных в налоговую инспекцию о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога. В письме Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-11-09/8206 рассмотрена ситуация, когда организация собирается перейти на уплату ЕСХН с 2013 года. В этом случае заявление о переходе должно было быть представлено в период с 20 октября 2012 года по 20 декабря 2012 года. В нем указывается выручка от реализации сельскохозяйственной продукции за 2011 год. С 1 января 2013 года подается не заявление, а уведомление. Оно представляется не позднее 31 декабря (п. 1 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ).

Разнести выручку при наличии доходов сельхозпроизводители должны правильно их классифицировать. Рассмотрим основные принципы.

Общий подход

Право на применение спецрежима в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога зависит от соотношения доходов. Поэтому важно понимать, какие показатели принимают участие в расчете положенного ограничения по выручке. Перечислим основные правила:

– при расчете стоимостного лимита учитывается выручка только от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее первичной переработки;

– в расчете не принимают участие поступления от промышленной переработки;

– положенный лимит выручки определяется за полный календарный год, а не по итогам отчетного периода, которым является полугодие.

Что исключается из расчета

При расчете положенной процентной доли не учитываются доходы от реализации:

– доли в уставном капитале (письмо Минфина России от 3 декабря 2009 г. № 03-11-06/1/51);

– имущественных прав, например уступки прав требования (письмо Минфина России от 13 сентября 2011 г. № 03-11-06/1/13);

– сельскохозяйственной продукции, произведенной на давальческих началах сторонней организацией или сторонним индивидуальным предпринимателем (письма Минфина России от 30 марта 2012 г. № 03-11-06/1/06, от 22 сентября 2011 г. № 03-11-11/238, от 30 июня 2009 г. № 03-11-06/1/28).

Нельзя также учесть поступления:

– от сдачи имущества в аренду или субаренду, если это не основной вид деятельности (письма Минфина России от 18 апреля 2013 г. № 03-11-06/1/13282, от 5 июня 2012 г. № 03-11-06/1/12, от 20 июня 2011 г. № 03-11-06/1/9);

– в качестве возмещения убытков в связи с изъятием объектов недвижимого имущества для размещения олимпийских объектов федерального значения (письмо Минфина России от 14 февраля 2011 г. № 03-11-06/1/3);

– субсидий из бюджета на возмещение затрат по ликвидации последствий засухи (письмо Минфина России от 28 февраля 2011 г. № 03-11-10/06).

Как правильно рассчитать долю дохода Алгоритм расчета доли дохода зависит от того, какие виды переработки сельхозпродукции проводятся в компании. Рассмотрим варианты.

Первичная переработка

Продукция первичной переработки должна соответствовать определенным требованиям. Она удовлетворяет им, если:

– изготавливается из сельскохозяйственного сырья собственного производства;

– прошла технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения;

– применяется в виде сырья в промышленной переработке или просто продается.

Что относится к сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки, указано в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 (далее – Перечень).

Компаниям, которые проводят исключительно первичную переработку, для перехода на уплату ЕСХН или подтверждения права его применения достаточно вычислить долю выручки от реализации произведенной сельхозпродукции и продукции ее первичной переработки в общем доходе. Она представляет собой частное от деления двух показателей:

– в числителе дроби стоит сумма доходов от реализации сельхозпродукции, а также продуктов ее первичной переработки;

– в знаменателе – общая выручка от реализации.

Если полученная доля дохода составит 70 процентов и более, значит, организация вправе применять спецрежим.

Пример 1. Хозяйство занимается получением из собственного первичного сырья (молока) продукции первичной переработки – молока питьевого цельного пастеризованного нормализованного (ОКДП 1520111 входит в Перечень). При этом выручка составила 2 355 000 руб., в том числе от продажи:

– молока – 1 185 000 руб.;

– молока пастеризованного – 495 000 руб.;

– услуг по предоставлению в аренду складских помещений – 675 000 руб.

Доход от производства молока и продукта его первичной переработки составит 1 680 000 руб. (1 185 000 + 495 000). В этом случае доля дохода равна 0,713 (1 680 000 руб. / 2 355 000 руб.). Таким образом, компания вправе уплачивать ЕСХН.

Промышленная переработка

Особенность компаний, проводящих промышленную переработку, состоит в том, что часть продукции первичной переработки вместо непосредственной реализации передается в производство для изготовления готовой продукции. К ней относятся полуфабрикаты, пельмени, колбаса, фарш, котлеты и т. п. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ сельхозпроизводители, которые занимаются промышленной переработкой, могут включить часть выручки от ее реализации в расчет доли дохода.

Пример 2. Сельхозпроизводитель занимается выращиванием кур и проводит первичную и последующую переработку продукции. Сырьем для промышленной переработки служит мясо птицы. В результате получается готовая продукция – мясные полуфабрикаты. Затраты составили 3 400 000 руб., в том числе:

– на выращивание птицы – 2 000 000 руб.;

– на первичную переработку птицы – 400 000 руб.;

– на получение готовой продукции – 1 000 000 руб.

Общий доход от реализации – 4 000 000 руб., в том числе:

– от реализации мяса – 2 400 000 руб.;

– от продажи полуфабрикатов – 1 600 000 руб.

Шаг 1. На этом этапе в расчет не включается доля выручки от продажи мясных полуфабрикатов. Определяется доля доходов от реализации произведенной сельхозпродукции и продукции ее первичной переработки в общем доходе от реализации. В нашем примере она представляет собой частное от деления двух показателей:

– в числителе дроби стоит сумма доходов от реализации мяса;

– в знаменателе – общая выручка от реализации.

Таким образом, доля дохода без учета промышленной переработки составит 0,6 (2 400 000 руб.: 4 000 000 руб.).

Шаг 2. Определяется доля затрат на производство и первичную переработку в общих расходах на производство продукции промышленной переработки.

При этом в качестве затрат на производство следует взять расходы на выращивание птицы.

Искомая доля определяется как частное от деления двух показателей:

– в числителе дроби стоит сумма расходов на выращивание птицы и на получение ее мяса в качестве сырья для промышленной переработки;

– в знаменателе – общая сумма расходов на производство мясных полуфабрикатов.

Доля затрат составит 0,706 (2 000 000 руб. + + 400 000 руб.) : 3 400 000 руб.

Шаг 3. На этом этапе рассчитывается величина выручки от реализации мяса птицы в доходе от продажи мясных полуфабрикатов. Для этого определяется, какой объем выручки соответствует доле затрат, определенной на предыдущем этапе (шаг 2). Расчетная величина получается путем умножения суммы выручки от реализации мясных полуфабрикатов на долю затрат на производство и первичную переработку в общих расходах на готовую продукцию и равна 1 129 600 руб. (1 600 000 руб. 0,706).

Шаг 4. Определение доли дохода от реализации мяса птицы, входящей в состав мясных полуфабрикатов, в общей величине дохода от реализации. Для этого полученная расчетным путем величина дохода (шаг 3) делится на весь объем выручки. Доля дохода, учитывающая промышленную переработку, составит 0,282 (1 129 000 руб. : 4 000 000 руб.).

Шаг 5. Проводится суммирование показателей долей, рассчитанных для промышленной переработки и без ее учета. Общая доля дохода – 0,882 (0,6 + 0,282).

Шаг 6. Сравнение полученного процента с пороговым значением.

В данном случае полученная доля дохода составляет более 70 процентов. Исходя из установленных требований, делаем вывод: компания вправе применять спецрежим в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога.

 

Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 6, июнь 2013 г.

Налоговые ставки по земельному налогу не могут устанавливаться в зависимости от видов деятельности хозяйства (письмо Минфина России от 11 марта 2013 г. № 03-05-06-02/37). А вот вид деятельности хозяйства на применение той или иной ставки повлиять может.

Когда применяется льготная ставка

Землями сельскохозяйственного назначения признаются участки, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Соответственно, земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на:

– сельскохозяйственные угодья;

– земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями;

– земли, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;

– земли, занятые водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

При этом такие земли могут использоваться:

– для ведения сельскохозяйственного производства;

– для создания защитных лесных насаждений;

– для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Если земельный участок отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, то в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента от его кадастровой стои­мости (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-05-04-02/25).

Пониженной ставкой налога можно воспользоваться, если земля используется для сельскохозяйственного производства (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ). Данный вывод подтверждается и судебной практикой – постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 февраля 2013 г. № А52-1572/2011.

Когда в льготной ставке могут отказать

Спорными ситуациями при определении размера ставки налога являются такие, когда земли сельхозназначения:

– передаются в аренду;

– находятся под паром;

– обременены сервитутом;

– отсутствуют документы, подтверждающие право собственности.

Участок сдан в аренду

В Налоговом кодексе РФ не указано, какую применять ставку, если земельный участок категории земель сельхозназначения сдан в аренду.

Чиновники из Минфина России считают, что применение арендодателем (собственником) земельного участка пониженной налоговой ставки возможно при соблюдении следующих условий (письма от 8 августа 2006 г. № 03-06-02-02/119 и № 03-06-02-04/119):

– земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;

– в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, указывающий на использование земельного участка в целях сельскохозяйственного производства;

– уставная деятельность арендодателя связана с сельхозпроизводством;

– арендатор использует земельный участок для производства сельхозпродукции.

Тем не менее по вопросу применения пониженной ставки налога в таких случаях у предприятий периодически возникают споры с налоговиками. Последние при проведении проверок указывают, что, передавая в аренду участок, предприятие использует его не для сельхозпроизводства, а получает доход в виде арендной платы. Соответственно, нужно применять ставку 1,5 процента.

Тем не менее судьи на стороне предприятий. В своих решениях они указывают, что если арендатор использует землю для сельхозпроизводства, то право на льготную ставку у арендодателя сохраняется (постановления ФАС Московского округа от 22 октября 2012 г. № А41-45612/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 15 июня 2010 г. № А32-20508/2009-3/290).

Если земля не используется

В отношении земель, находящихся под паром, у чиновников аналогичная точка зрения. Они считают, что применять льготную ставку нельзя, так как земля не используется для сельхозпроизводства. Поэтому ставка в данном случае должна быть не ниже 1,5 процента (то есть общеустановленная) – письма Минфина России от 8 февраля 2012 г. № 03-05-06-02/09, от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03. А вот с этим поспорить сложно, и суды здесь на стороне чиновников. В качестве примера можно привести постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2011 г. № А21-8681/2010.

Кроме того, если земля не используется по целевому назначению, ее могут изъять. Это может произойти, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В данный срок не включается период, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года. Данные пояснения содержатся в письме Минэкономразвития России от 30 июня 2011 г. № ОГ-Д23-240.

Обратите внимание: земельный участок сельхозназначения при нарушении требований его использования может быть изъят у собственника только по решению суда.

Кроме того, в соответствии со статьей 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течение трех лет и более подряд влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц – от 4000 до 6000 руб.;

– на юридических лиц – от 80 000 до 100 000 руб.

Земля обременена сервитутом

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

Это означает, что собственник одного земельного участка может быть ограничен в правах пользования своим земельным участком по требованию собственника другого земельного участка в следующих случаях:

– обеспечения прохода и проезда через земельный участок;

– прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов;

– обеспечения водоснабжения и мелиорации;

– обеспечения других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника права владения, пользования и распоряжения (п. 2 ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

Для установления сервитута на земельном участке необходимо заключить соглашение с его собственником. Оно подлежит регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса РФ). Так, государственная регистрация сервитута проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления лица, в пользу которого он установлен (ст. 27 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату за пользование его земельным участком.

По мнению Минфина России, собственник признается плательщиком земельного налога в отношении всей площади земельного участка, в том числе часть которого ограничена сервитутом (письмо от 23 апреля 2009 г. № 03-05-05-02/23). Иными словами, независимо от наличия сервитута хозяйство должно уплачивать налог по всему участку. И если он используется для сельхозпроизводства, то может применяться льготная ставка. А вот если предприятие не является собственником земельного участка, а пользуется им на основании сервитута, то земельный налог платить не нужно. Об этом свидетельствует арбитражная практика – постановление ФАС Поволжского округа от 7 августа 2007 г. № А12-20512/06-С29-26.

Не оформлено право собственности

В некоторых случаях уплатить налог придется даже в случаях, если предприятие пользуется участком, права на который у него не оформлены. В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, в частности, на праве собственности. При переходе права собственности на строения, находящиеся на чужом земельном участке, покупатель приобретает право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Это происходит и в случае, если права на участок у него не оформлены (письмо Минфина России от 17 апреля 2009 г. № 03-05-05-02/15). Следовательно, у покупателя возникает обязанность уплачивать земельный налог. Эту позицию поддерживают и суды (постановление ФАС Уральского округа от 14 августа 2006 г. № Ф09-7038/06-С7).

Если участок соответствует условиям, указанным в письмах Минфина России № 03-06-02-02/119 и № 03-06-02-04/119, то в отношении его можно применять пониженную ставку.

Если вид использования изменен

При изменении категории земельного участка или вида разрешенного использования пересчитывается его кадастровая стоимость. Изменение может произойти в течение налогового периода, при этом сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, не изменяется. Это происходит независимо от того, уменьшилась или увеличилась в результате кадастровая стоимость участка.

Налоговая база для расчета земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Эта норма действует и при переводе в течение года земельного участка из одной категории в другую, и изменении вида разрешенного использования. Если земельный участок не менял владельца и свои границы, то все изменения его кадастровой стоимости и прочих параметров будут учитываться при исчислении земельного налога только с 1 января следующего года (следующего налогового периода). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 10 октября 2012 г. № 03-05-05-02/104.

Важно запомнить!

Земельный участок сельскохозяйственного назначения при нарушении требований его использования может быть изъят у собственника только по решению суда.

 

Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 5, май 2013 г.

Если хозяйство закупает сельскохозяйственную продукцию у физического лица, то НДФЛ следует удерживать не всегда. На это обратили внимание финансисты.

Получить подтверждение

НДФЛ не облагаются доходы физических лиц, полученные от продажи продукции:

– животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде);

– растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде).

Это установлено пунктом 13 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Льгота действует, если продукция выращена в личных подсобных хозяйствах на территории РФ при соблюдении следующих условий:

– работы на участке выполняются без привлечения наемных работников;

– его площадь не должна превышать 0,5 га.

Данный показатель устанавливается в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон № 112-ФЗ). Если участков несколько, то суммируются площади всех участков. При этом они находятся у физических лиц на праве собственности или ином праве. Кроме того, как указано в пункте 13 статьи 217 Налогового кодекса РФ, для освобождения от НДФЛ требуется наличие документа, который подтверждает, что продукция выращена на принадлежащем продавцу или членам его семьи земельном участке, который применяется для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества. Документ выдается органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. В нем указываются сведения о размере общей площади участка.

Когда налог придется удержать

Минфин России в письмах от 18 февраля 2013 г. № 03-04-05/6-111, от 11 апреля 2012 г. № 03-04-05/3-485, от 20 января 2012 г. № 03-04-06/6-12 подтверждает, что доходы не облагаются НДФЛ, если документально подтверждено следующее:

– продукция выращена на земле, принадлежащей продавцу или членам его семьи;

– целевое назначение участка – ведение личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества;

– размер его общей площади.

В противном случае покупатель сельхозпродукции в качестве налогового агента должен будет удержать при выплате вознаграждения НДФЛ, о чем специально отмечено в письме № 03-04-05/6-111.

Но правы ли чиновники? Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 112-ФЗ, продукция, полученная гражданами в личном подсобном хозяйстве, является имуществом, принадлежащим им на праве собственности. А в этом случае они самостоятельно исчисляют налог (подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 228 Налогового кодекса РФ). Получается, что при приобретении сельхозпродукции у физических лиц покупатель не будет являться налоговым агентом, даже если продавец не представит справку для освобождения от уплаты налога в соответствии с пунктом 13 статьи 217 Налогового кодекса РФ. При этом судьи считают, что обязанность по ее представлению возложена на физических лиц, получающих доходы (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2007 г. № А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07). Арбитры поддерживают освобождение от налога, если участок применяется для производства продукции в личных целях (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 апреля 2009 г. № А56-10081/2008). Согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 112-ФЗ, реализация гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью. В этом случае продавец сам подает в налоговую инспекцию декларацию по месту учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 2 п. 1, п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ). Это еще один довод в пользу того, что организация не будет признаваться налоговым агентом, даже если покупает сельхозпродукцию у своего сотрудника. Дело в том, что выплата дохода в этом случае происходит за рамками трудовых правоотношений. Тем не менее, учитывая позицию Минфина России в пользу агентирования при отсутствии справки у физического лица, решение об исчислении налога организация должна принять самостоятельно.

 

Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 5, май 2013 г.

Как следует из разъяснений чиновников, уплачивать ли НДС с полученных субсидий, зависит от того, на какие цели получены бюджетные средства.

"Письмо Минфина России от 8 февраля 2013 г. № 03-07-11/3144."

Понятие субсидии

Субсидии юридическим лицам (кроме государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам (производителям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством или реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Субсидии из бюджета предоставляются:

– из федерального бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете;

– из бюджета субъекта РФ – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ;

– из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Возмещение затрат и убытков

Зачастую убытки неизбежны в случае применения регулируемых цен.

Как указано в пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами или органами местного самоуправления. Это в определенных ситуациях может относиться и к сфере сельского хозяйства.

Однако убытки в сельском хозяйстве могут возникнуть и по климатическим причинам – засуха, заморозки, наводнения, град…

Начисление НДС

В рассматриваемой ситуации платить налог на добавленную стоимость не нужно.

Если бюджетные средства выделены на компенсацию расходов по оплате приобретаемых материальных ресурсов, работ, услуг или на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых или льготных цен, с полученных средств НДС не начисляется. Об этом же – в письмах Минфина России от 22 января 2013 г. № 03-07-11/09, от 22 марта 2011 г. № 03-07-11/65 и УФНС России по г. Москве от 23 июня 2009 г. № 16-15/63905.

Кроме того, этот подход был поддержан в определении ВАС РФ от 11 сентября 2009 г. № ВАС-11428/09. Однако есть проблемы с возмещением НДС.

Вычет «входного» НДС

Если налогоплательщик получает субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат по оплате приобретенных товаров, работ, услуг с учетом НДС, принятый к вычету налог придется восстановить (подп. 6 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: речь идет исключительно о субсидиях из федерального бюджета.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость товаров, работ, услуг, а учитываются в составе прочих расходов согласно статье 264 Налогового кодекса РФ.

Налог восстанавливается в том налоговом периоде (квартале), в котором получены субсидии. Из этого очевидно, что при оплате товаров, работ, услуг за счет субсидии, полученной из федерального бюджета, «входной» НДС предъявить к вычету нельзя.

При восстановлении НДС в книге продаж следует зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого налог ранее был принят к вычету. Он регистрируется на восстановленную сумму. Об этом говорится в пункте 14 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. При этом вносить изменения в книгу покупок не нужно.

Правда, если субсидия получена из федерального бюджета без учета НДС, то обязанность восстанавливать налог, принятый к вычету, у налогоплательщика отсутствует (письмо Минфина России от 27 декабря 2011 г. № 03-07-11/347). Не нужно это делать и в случае, если субсидия получена не из федерального бюджета.

Проблемная ситуация

При трактовке норм Налогового кодекса РФ важны каждое слово, скобки и даже запятые. У налогоплательщиков, не учитывающих эти тонкости, нередко возникают сложности при налоговых проверках.

Так, в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ используется термин «возмещение». Между тем существует еще и такое понятие, как «частичное возмещение». Поэтому из буквального прочтение данного подпункта следует, что на частичную компенсацию требование о восстановлении «входного» НДС не распространяется.

Для того чтобы у чиновников не было возможности просто отмахнуться от этого неудобного факта, приведем два любопытных судебных решения. И хотя они вынесены арбитрами с учетом норм, действовавших ранее, однако для конкретных вопросов, связанных с частичным возмещением затрат за счет субсидии, это роли не играет.

Во-первых, в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2011 г. № А65-18315/2010 судьи указали, что в статье 170 Налогового кодекса РФ отсутствует указание на обязанность налогоплательщика восстанавливать сумму «входного» НДС по приобретенным материальным ценностям, стоимость которых впоследствии частично возмещена за счет субсидий из федерального бюджета.

Во-вторых, в постановлении ФАС Поволжского округа от 27 января 2011 г. № А65-11184/2010 суд вынес решение, которое можно использовать даже сейчас. Налогоплательщик купил удобрения за свой счет с учетом НДС. Затем он получил субсидию на частичную компенсацию данных затрат, причем в платежных документах на предоставление субсидии НДС не выделялся. Перед налоговиками встала задача доказать, что эта частичная компенсация покрыла не только часть основной стоимости удобрений, но и часть «входного» налога. Но суд это опроверг.

Обычная покупка

Если в рамках государственной программы бюджет что-то приобретает у налогоплательщиков, на наш взгляд, назвать это субсидией невозможно. Тут и говорить не о чем.

Но есть еще вариант, когда бюджет компенсирует разницу между полной ценой товара, работы и услуги и той регулируемой ценой, по которой эти товары, работы или услуги продавец вынужден отдавать покупателям.

Как отличить субсидию на компенсацию затрат от данного вида субсидии?

Для этого можно использовать информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.

При получении бюджетных средств в связи с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным категориям потребителей налогоплательщик не приобретает какие-либо товары, работы, услуги, для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, сам оказывает услуги. Данные бюджетные средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению. О расходовании указанных средств налогоплательщик не обязан отчитываться. Таким образом, такая субсидия должна трактоваться как обычная выручка компании и, соответственно, облагаться НДС.

Однако если организация начисляет и уплачивает НДС с сумм, получаемых из бюджета в оплату его товаров, работ или услуг, то и суммы «входного» налога подлежат вычету в обычном порядке.

Важно запомнить!

«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет субсидий из региональных и местных бюджетов, можно принять к вычету из бюджета.

 

Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 4, март 2013 г.