Налогообложение

Если принимаемое арендатором основное средство требует ремонта и арендодатель не собирается возмещать его стоимость, то этот факт нужно отразить в договоре, а иначе возможны претензии налоговиков. Об этом и других особенностях учета затрат на ремонт агрофирмами, находящимися на уплате ЕСХН, – в статье.

Основные средства соответствуют критериям

При расчете единого сельхозналога хозяйство вправе учесть расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных). Об этом сказано в подпункте 3 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. При этом стоит учесть, что речь идет исключительно об объектах основных средств.

Определение основных средств содержится в пункте 4 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. В их состав в целях статьи 346.5 Налогового кодекса РФ включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 и с учетом положений главы 26.1 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым является имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые соответствуют следующим критериям:

– находятся у налогоплательщика на праве собственности;

– используются для извлечения дохода;

– амортизируются;

– имеют срок полезного использования более 12 месяцев и первоначальную стоимость более 40 000 руб.

Ремонт не означает реконструкцию

Под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных фондов в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования.

Текущим ремонтом принято считать ремонт, проводимый с периодичностью менее одного года для поддержания объектов основных фондов в рабочем состоянии.

В целях налогообложения ЕСХН не имеет значения, к какому виду ремонта (текущему или капитальному) относятся произведенные расходы. Об этом чиновники сообщили в письме Минфина России от 27 октября 2008 г. № 03-11-04/1/23.

При капитальном ремонте производится замена изношенных конструкций и деталей или смена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов. Не относятся к капитальному ремонту, а являются работами по реконструкции:

– работы по полной замене основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (например, каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т. п.);

– переустройство зданий, сооружений связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей, увеличением производственных мощностей, улучшением качества и изменением номенклатуры продукции.

Впрочем, расходы на реконструкцию основного средства плательщики ЕСХН тоже могут учесть при расчете налога.

В подпункте 2 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ определено, что указанные в закрытом перечне расходы принимаются после их фактической оплаты. Кроме того, они должны соответствовать критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, то есть быть обоснованными, экономически оправданными, документально подтверждеными и относиться к деятельности, направленной на получение дохода.

Если ремонтируются арендованные основные средства

Предприятие, применяющее систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, вправе учесть расходы на ремонт основных средств, которые не только принадлежат ему на праве собственности, но и которыми он пользуется на основании договора аренды (п. 3 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). Но при учете расходов нужно обратить внимание, на какую из сторон договором аренды возложена обязанность выполнить ремонт.

Статья 616 Гражданского кодекса РФ устанавливает следующие обязанности сторон по содержанию арендованного имущества:

– арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды;

– арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Если в договоре аренды не предусмотрены обязанности сторон по проведению капитального и текущего ремонта, то этот вопрос регулируется указанной нормой Гражданского кодекса РФ. В связи с этим если принимаемое арендатором основное средство требует ремонта и арендодатель не собирается возмещать стоимость ремонта, то эти факты для исключения претензий налоговиков нужно отразить в договоре или дополнительном соглашении к нему. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору:

– потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества;

– непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя;

– потребовать досрочного расторжения договора.

Других действий для арендатора законом не предусмотрено. Следовательно, они должны быть предусмотрены договором. Соответственно, в договоре аренды нужно указать на обнаруженные недостатки и предусмотреть, каким образом и за чей счет они будут устранены. Иначе затраты на ремонт налоговики могут признать не соответствующими пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 2 марта 2005 г. № 20-12/13261).

Расходы на ремонт имущества, полученного в лизинг, также можно учесть при налогообложении, так как лизинг – это финансовая аренда.

Если арендатор (физическое лицо) — не предприниматель

При налоговой проверке налоговики могут исключить из состава затрат расходы на ремонт основных средств, арендованных у физического лица, не являющегося предпринимателем. Свою позицию налоговики обосновывают тем, что для физического лица его имущество в любом случае не может быть основным средством. Ведь оно не используется им в качестве средства труда для предпринимательской деятельности (письма МНС России от 6 июля 2004 г. № 04-3-01/398, УФНС России по г. Москве от 9 февраля 2007 г. № 18-11/3/11896@). Последнее письмо написано для предприятий, применяющих «упрощенку». Но поскольку нормы, применяемые для плательщика ЕСХН и предприятия, находящегося на «упрощенке», в целом похожи, это письмо нужно принять во внимание.

К слову, изложенная в письме позиция налоговиков не вполне обоснованна. Действительно, для физического лица это имущество не является амортизируемым основным средством. Но арендатор использует его в качестве средства труда для извлечения дохода. И если оно соответствует всем прочим признакам основного средства, то нет оснований для того, чтобы исключать из расходов затраты на его ремонт. Ведь основное средство признается таковым независимо от того, кто его использует в своей предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Из судебной практики можно обратиться к постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2006 г. № Ф04-8284/2005(27935-А45-40). В нем судьи решили, что автомобиль, арендованный у физического лица, является основным средством и затраты на его ремонт могут быть признаны расходами в соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Указанные статьи регулируют порядок признания расходов для применяющих «упрощенку», но они идентичны подпункту 3 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ, а значит, приведенное постановление актуально и для плательщиков единого сельхозналога.

Отражение в бухгалтерском учете

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 8 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Расходы по поддержанию основных средств в исправном состоянии являются расходами по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость проданной продукции (п. 5, 7, 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Расходы на текущий ремонт объекта основных средств принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной и иной форме, определяемой исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и специализированной фирмой, выполнявшей ремонт, или исходя из затрат на ремонт, если он произведен собственными силами.

Указанные расходы отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). Сумма НДС, предъявленная специализированной фирмой, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60.

Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае их приобретения лицами, не являющимися плательщиками НДС в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Поскольку организация, перешедшая на уплату единого сельхозналога, не является плательщиком налога на добавленную стоимость, то «входные» суммы налога она включает в стоимость выполненных ремонтных работ. Данная операция отражается в бухгалтерском учете организации по дебету счета 20 в корреспонденции с кредитом счета 19.

Важно запомнить!

Предприятие, применяющее систему налогообложения в виде ЕСХН, вправе учесть расходы на ремонт основных средств, которые не только принадлежат ему на праве собственности, но и которыми он пользуется на основании договора аренды.

 

Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 4, март 2013 г.

Хозяйства, которые используют воду для сельхозпроизводства (полив, орошение земель, водопой скота и т. д.), освобождены от уплаты водного налога. Но только если лицензия на забор воды из подземных источников оформлена должным образом.

Кто имеет право воспользоваться льготой?

Забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций, освобождается от налогообложения.

Напомню, что такая льгота установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

При этом следует иметь в виду, что совсем не важно, из каких водных объектов – подземных или наземных – сельскохозяйственные организации берут воду для орошения земель или водопоя скота. Вместе с тем порядок водопользования подземными и наземными водами различается.

Забор воды из подземного источника

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» использование подземных водных источников возможно только на основании лицензии на пользование недрами, которая выдается в установленном порядке. В лицензии обязательно должно быть указано целевое назначение воды.

Например, в письме Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 рассматривался случай, когда в лицензии на право пользования подземными водами, выданной сельхозорганизации, было указано: «...добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Чиновники сделали вывод, что при такой формулировке нет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Поэтому хозяйству пришлось уплачивать водный налог в общеустановленном порядке. То есть даже при фактическом использовании воды из подземного источника на орошение полей или водопой скота права на льготу по водному налогу не возникает.

А в письме Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.

Забор воды из наземного водоема

Лицензирование права использования поверхностных водных объектов было отменено еще с 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Водного кодекса РФ. Поэтому сейчас хозяйства вправе заключить с собственниками водных объектов договоры водопользования. Или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Однако в статье 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено следующее. Водопользователи, которые пользуются водными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют право пользования водными объектами до истечения срока действия лицензий и договоров.

Иными словами, если сельхозорганизация имеет лицензию на водопользование поверхностными водами, выданную до вступления в силу Водного кодекса РФ, она вправе либо продолжать пользоваться водным объектом на основании лицензии, либо заключить договор на водопользование (получить решение о предоставлении водных объектов в пользование).

В первом случае организация будет являться плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии, во втором случае – за пользование водой организация будет вносить определенную плату.

Безусловно, льготой по водному налогу по подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ могут воспользоваться лишь плательщики этого налога. То есть сельскохозяйственные организации, имеющие выданные до 2007 года лицензии на право пользования поверхностными водами для определенных в лицензии целей.

Примечательно, что в силу подпункта 16 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, скажем, для водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. То есть пользование наземным водным объектом для этих целей является бесплатным – не взимаются ни плата по договору пользования, ни водный налог.

 

Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 3, март 2013 г.

 

При увольнении работника из организации ему полагается ряд выплат. Налогообложение некоторых из этих выплат вызывает вопросы. Прежде всего отметим, что основания прекращения трудового договора приведены в главе 13 Трудового кодекса. Ими могут быть:

·                     соглашение сторон;

·                     истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

·                     расторжение трудового договора по инициативе работника;

·                     расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

·                     перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность).

Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям.

 Первые два вида выплат не зависят от причины увольнения - они полагаются работнику при увольнении

по любому основанию. Выходное же пособие, а также средний заработок на период трудоустройства выплачиваются лишь в определенных случаях.

Если инициатива расторжения трудового договора исходит от работника, выходное пособие не выплачивается и средний заработок на период трудоустройства не сохраняются. Данные выплаты положены работнику тогда, когда инициатива расторжения трудового договора исходит от работодателя, либо прекращение трудового договора вызвано обстоятельствами, не зависящими от воли сторон (ст. 178 ТК РФ).

Например, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачиваются:

·                     выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

·                     средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения. Это возможно при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в службу занятости и не был трудоустроен.

В некоторых случаях выходное пособие и сохраняемый средний заработок выплачиваются в особом порядке. Например, если организация расположена в районах Крайнего Севера. Кроме выплаты выходного пособия, за увольняющимся работником сохраняется средняя месячная зарплата на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев (с учетом месячного выходного пособия). Об этом гласит статья 318 ТК РФ.

Или другой пример: работник был занят на сезонных работах. В таком случае он получает только выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 296 ТК РФ). Выходное пособие в таком размере заработка также выплачивается работникам при расторжении трудового договора в связи со следующими обстоятельствами (ст. 178 ТК РФ):

·                     несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;

·                     призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

·                     восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;

·                     отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность.

Трудовым или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий (например, прекращение трудового договора по достижении работником пенсионного возраста), а также устанавливаться их повышенные размеры.

Нарушение требований Трудового кодекса о выплатах увольняемым работникам грозит должностным лицам организации штрафом от 5 до 50 МРОТ (500 - 5000 руб.). Об этом гласит статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Под увольнением работника подразумевают прекращение трудового договора. Увольнение работников производится по основаниям, предусмотренным гл. 13 ТК РФ. Во всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы.

Налогообложение выплат при увольнении.

Согласно п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ (НК РФ) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. Таким образом, сумма начисленной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении является объектом налогообложения НДФЛ, а выходное пособие не подлежит обложению НДФЛ (в пределах норм, установленных законодательством РФ) в случае, если при увольнении по тем или иным обстоятельствам выплата выходного пособия предусмотрена действующим законодательством.

Согласно ст. 178 ТК РФ трудовым или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться их повышенные размеры. При этом:

1) в случае выплаты выходного пособия в сумме, превышающей установленный законодательством размер, сумма превышения облагается НДФЛ;

2) в случае выплаты выходного пособия по иным основаниям, не предусмотренным законодательством РФ, сумма выплаченного выходного пособия по таким основаниям полностью подлежит обложению НДФЛ.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом (ЕСН) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск. То есть на компенсацию за неиспользованный отпуск ЕСН не начисляется, а вопрос о налогообложении выходного пособия ЕСН решается аналогично вопросу об обложении выходного пособия НДФЛ: если выплата выходного пособия предусмотрена законодательством РФ, сумма выходного пособия не подлежит обложению ЕСН, в противном случае ЕСН начисляется на сумму выходного пособия.

При этом следует учитывать, что если у налогоплательщика выплаты, производимые работнику, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде, то такие выплаты согласно п. 3 ст. 236 НК РФ не являются объектом обложения ЕСН.

Если выходное пособие не является объектом обложения ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование также не начисляются. Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами является объект налогообложения по ЕСН. На этом же основании не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на компенсацию за неиспользованный отпуск.

Кроме того, на компенсацию за неиспользованный отпуск и на выходное пособие не начисляются страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765).

При исчислении налога на прибыль в расходы на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Следовательно, если выходное пособие предусмотрено трудовым законодательством и выплачивается в установленном законодательством размере, то сумма таких выплат организации включается в состав расходов на оплату труда.

В случае выплаты работнику выходного пособия в связи с увольнением по основаниям, при которых законодательством не предусмотрена выплата выходного пособия, в зависимости от того, предусмотрены ли такие выплаты трудовым или коллективным договором, решается вопрос о включении сумм в состав расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли:

·              если выплата выходного пособия предусмотрена трудовым или коллективным договором, то такие выплаты включаются в состав расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ;

·             если же выплата выходного пособия трудовым или коллективным договором не предусмотрена, то такие выплаты не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

При выплате выходного пособия в размере, превышающем установленную законодательством норму, вопрос о включении таких сумм в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, решается аналогично.

Компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая в размере, установленном трудовым законодательством, относится к расходам организации на оплату труда на основании п. 8 ст. 255 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда включаются также начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.

 

 

Материал предоставила специалист – консультант

 отдела финансово – экономического консультирования

Алевтина Васильевна Крашенинникова

Тел.: 8 (8652) 32 – 10 – 68