Налогообложение

Хозяйство должно быть сельхозпроизводителем

Подробнее: НУЛЕВАЯ СТАВКА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

С 1 января 2014 года для предпринимателей, которые не производят выплаты физлицам, установлена зависимость между размерами уплачиваемых пенсионных взносов и величиной полученного дохода. Изменения коснулись и глав КФХ.

Подробнее: ГЛАВЫ КФХ ПЛАТЯТ ВЗНОСЫ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Сельскохозяйственное предприятие смогло доказать, что правильно распределило внереализационные расходы (проценты по займу) между различными видами деятельности (постановление ФАС Поволжского округа от 2 июля 2013 г. № А49-7327/2012).

Суть спора

Организация получила от покупателя предоплату за поставку сахарной свеклы. Сумма предоплаты предоставляется под проценты до срока поставки продукции. Предприятие реализовало продукцию лишь на часть аванса. Расходы в виде процентов за пользование средствами организация распределила между сельскохозяйственной и прочей деятельностью (так как не все полученные суммы были использованы для целей, связанных с производством и реализацией сельхозпродукции).

По результатам проверки налоговики доначислили налог на прибыль. По их мнению, расходы по уплате процентов не нужно было распределять, а следовало отнести полностью на расходы от сельхоздеятельности. Поскольку организация является сельхозтоваропроизводителем, прибыль от реализации произведенной сельхозпродукции облагается по ставке 0 процентов. Прибыль от других видов деятельности облагается в обычном порядке. Поэтому, признав часть процентов внереализационными расходами по прочей деятельности, организация, по мнению налоговиков, занизила базу, которая облагается по обычной ставке.

Предприятие не согласилось с решением инспекторов и обратилось в суд.

Решение суда

Арбитры поддержали организацию.

К внереализационным расходам относятся, в частности, проценты по долговым обязательствам любого вида (подп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Затраты, которые не могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов предприятия (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Если прибыль, полученная организацией, облагается по ставке, отличной от 20 процентов, то налоговая база должна определяться отдельно. Также необходимо вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 Налогового кодекса РФ).

Арбитры установили, что учет доходов и расходов по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельхозпродукции, и по иным видам деятельности организация ведет раздельно. Также, изучив договор с покупателем, судьи пришли к выводу, что целью его заключения являлась не только поставка сахарной свеклы, но и получение коммерческого кредита с уплатой процентов. И поскольку часть средств была использована для целей, не связанных с производством и реализацией сельхозпродукции, организация правомерно распределила проценты между видами деятельности.

На основании вышеизложенного судьи отменили решение инспекторов.

Важно запомнить!

Предприятие вправе распределять свои затраты между различными видами деятельности, если ведется раздельный учет. Расходы, которые нельзя отнести на конкретный вид деятельности, распределяются согласно пропорции.

 

Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 10, октябрь 2013 г.

Если в течение года участок перестает использоваться по назначению, то оформляются документы для изменения сведений в кадастре. Особенности внесения в него данных влияют на расчет налога › |. О том, как сменить вид земли и правильно учесть это, – в статье.

Когда возможна смена вида земли

Перевод сельскохозяйственной земли в другую категорию возможен в исключительных случаях, определенных пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ). Их перечень включает следующие ситуации:

– консервацию земли;

– создание особо охраняемых природных территорий;

– отнесение участков к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

– установление или изменение черты населенных пунктов;

– создание промышленных объектов на участках, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень, при отсутствии других возможных вариантов;

– включение непригодных для ведения сельхозпроизводства участков в состав лесного или водного фонда, а также земель запаса;

– строительство дорог, линий электропередачи и связи, нефте-, газо- и иных трубопроводов, железнодорожных путей и других подобных сооружений при наличии проекта рекультивации части сельхозугодий;

– выполнение международных обязательств Российской Федерации;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства при отсутствии других вариантов размещения необходимых для этого объектов;

– ведение добычи полезных ископаемых при наличии проекта рекультивации;

– размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения, здравоохранения, образования, если отсутствуют варианты строительства их на других землях.

В то же время хозяйство не сможет перевести:

– земли, кадастровая стоимость которых на 50 процентов и более превышает средний уровень цен по муниципальному району или городскому округу;

– особо ценные продуктивные сельхозугодья, указанные в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ. К ним в том числе относятся подразделения: опытно-производственные в научных организациях и учебно-опытные в учреждениях высшего образования.

Правила перевода участка

Если сельхозпроизводитель применяет пониженную ставку, используя землю не по назначению, то есть не для сельхозпроизводства, то это может иметь негативные последствия. В этом случае размер штрафа для должностных лиц составляет от 2000 до 3000 руб., а для юридических – от 40 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Правда, срок нецелевого применения земли не может быть определен произвольно, а устанавливается законодательством. Еще более жесткие меры (для должностных лиц штраф от 4000 до 6000 руб., а для юридических – от 80 000 до 100 000 руб.) предусмотрены пунктом 1.1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Для тех случаев, когда оборот сельскохозяйственной земли определен Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ, в пункте 4 статьи 6 этого закона отмечено: неиспользование участка для ведения сельхоздеятельности в течение трех и более лет подряд грозит его изъятием. И финансисты подчеркивают возможность применения санкций (письмо Минфина России от 11 августа 2010 г. № 03-05-05-02/60).

Поэтому важно, вовремя изменить вид разрешенного использования, то есть оформить соответствующие документы. Рассмотрим, как это сделать.

Подача документов

Для перевода земли из одной категории в другую подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления. Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ. При этом указываются (п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ).

– кадастровый номер участка;

– права на него;

– обоснование перевода;

– категория земли до и после проведения операции.

По землям, находящимся в собственности государства, содержание ходатайства устанавливается органом, уполномоченным Правительством РФ, а по остальным – органами власти субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 2 Закона № 172-ФЗ).

Из пунктов 4, 4.1 статьи 2 Закона № 172- ФЗ следует, что к ходатайству нужно приложить следующие документы:

– выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;

– согласие правообладателя участка на перевод.

Отметим: дополнительно потребуются выписки из Государственного кадастра недвижимости и Единого госреестра прав на недвижимое имущество, а также заключение государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами. Однако если хозяйство не представит эти документы, то они будут запрошены чиновниками в соответствующих инстанциях (п. 4.1 ст. 2 Закона № 172-ФЗ).

Сроки принятия решения

Акт о переводе земель принимается в течение:

– двух месяцев со дня поступления ходатайства, если решение принимается исполнительным органом субъекта Федерации или органом местного самоуправления (подп. 2 п. 4 ст. 3 Закона № 172-ФЗ);

– трех месяцев, если дело рассматривается Правительством РФ (подп. 1 п. 4 ст. 3 Закона № 172-ФЗ).

После чего отводится 14 дней на направление его хозяйству (п. 7 ст. 3 Закона № 172-ФЗ). В конечном итоге перевод считается состоявшимся начиная с той даты, когда проведен государственный кадастровый учет по причине изменения категории участка (п. 3 ст. 5 Закона № 172-ФЗ). Для этого исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления в течение пяти дней после принятия акта направляет его копию органу кадастрового учета (п. 1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ).

Причины отказа

В рассмотрении ходатайства могут отказать, если с ним обратилось хозяйство, не имеющее прав на участок, или были приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства (п. 2 ст. 3 Закона № 172-ФЗ). В последнем случае ходатайство возвращается с указанием причин отказа (п. 3 ст. 3 Закона № 172-ФЗ).

Возврат также возможен, если хозяйство смогло соблюсти все требования при подаче документов. В таких случаях список причин, по которым может быть отказано, является закрытым (ст. 4 Закона № 172-ФЗ). К ним относятся:

– законодательное ограничение на перевод земли или вообще запрет на него;

– отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, если она была необходима по закону;

– несоответствие запрашиваемого целевого назначения участка документам территориального планирования.

Особенности перерасчета налога

Перевод земли должен быть учтен при вычислении земельного налога, а также при его корректировке. Из разъяснений чиновников следует, что важную роль играет дата принятия решения об изменении кадастровой стоимости (письмо Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217). Дело в том, что право на уточненный расчет возникает только с того момента, когда произошла смена цены в кадастре (письмо Минфина России от 12 июля 2013 г. № 03-05-05-02/27214). При этом применяется коэффициент (письмо Минфина России от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507). Вычисляется он по правилам, установленным для тех случаев, когда в течение года у хозяйства возникают или прекращаются права на участок (п. 7 ст. 396 Налогового кодекса РФ). Напомним: в этом случае в расчет принимается отношение числа полных месяцев, в течение которых он находился в собственности, к их числу в налоговом (отчетном) периоде. По аналогии с этим учитываются временные отрезки, определяющие период до и после смены цены участка.

Кроме того, нужно установить год, на начало которого вносятся изменения в Государственный кадастр недвижимости (письмо Минфина России от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809). Причем от налоговиков потребовались дополнительные разъяснения, когда возможно изменение цены не на 1 января следующего года, а задним числом. То есть на начало текущего или предшествующего года. Поэтому в письме УФНС России по Московской области от 16 августа 2013 г. № 18-21/44976@ они сочли необходимым указать возможные объективные причины, на основании которых это можно сделать. В их число входят:

– решение суда о смене кадастровой стоимости, которое распространяется на предшествующие налоговые периоды;

– исправление технических или арифметических ошибок в сведениях Государственного кадастра недвижимости во внесудебном порядке на дату первичного внесения некорректных сведений.

При этом само изменение кадастровой стоимости возможно в результате:

– перевода земли из одной категории в другую;

– смены вида ее разрешенного использования;

– признания ее равной рыночной.

Величина налога зависит от кадастровой стоимости. Поэтому в случае несогласия с ней хозяйство вправе определить рыночную цену, пригласив независимого оценщика. После чего подать пакет документов в территориальную комиссию по рассмотрению споров о результатах определения цены или обратиться в суд с иском. В результате появляется основание для внесения новой стоимости в Государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11). Как показывает арбитражная практика, хозяйства могут получить поддержку (постановления ФАС Уральского округа от 13 августа 2013 г. № Ф09-7196/13 , ФАС Западно-Сибирского округа от 23 июля 2013 г. № А27-4849/2010, ФАС Поволжского округа от 5 июля 2013 г. № А12-24456/2012). Но для этого отчет о проведенной оценке должен соответствовать требованиям, определенным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Важно запомнить!

Для перевода сельскохозяйственных земель в другую категорию нужно подать ходатайство в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления.

 

Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 10, октябрь 2013 г.

Законодательством не определена методика расчета суммы земельного налога, если в течение года изменилась кадастровая стоимость участка. По мнению чиновников, в таких случаях можно проводить расчет с применением коэффициента.

Какую стоимость необходимо брать в расчет

База для исчисления налога определяется как кадастровая стоимость земли по состоянию на начало того года, за который производится расчет. Она устанавливается после проведения ее государственной оценки либо в результате ее определения судом или специальной комиссией. Об этом сказано в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Если в отношении земельных участков принято решение суда об отмене их кадастровой стоимости, то она считается неустановленной. В этом случае применяется нормативная цена. Это следует из пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ. При этом позиция чиновников заключается в следующем. В случае наличия постановления о признании кадастровой стоимости недействительной она не может применяться для расчета налога в период с момента утверждения результатов государственной оценки земель по дату вступления в законную силу решения суда (письмо Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/18).

Отметим, что в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускается также применение рыночной оценки. В этом случае появляется возможность на ее основе установить кадастровую стоимость.

Приводит это к тому, что установление судом рыночной цены считается основанием для учета земли по новой стоимости (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11).

Какова позиция чиновников

Ранее финансисты придерживались мнения, что изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода учитывается при расчете земельного налога только в следующем за ним году (письма Минфина России от 12 августа 2011 г. № 03-05-05-02/42, от 19 ноября 2010 г. № 03-05-06-02/116, от 5 мая 2009 г. № 03-05-05-02/25). Однако теперь их позиция изменилась.

В письме Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217 (направлено для использования в работе нижестоящим инспекциям письмом ФНС России от 25 июня 2013 г. № БС-4-11/11462@) финансисты отметили следующее. Возможны две ситуации корректировки цены земли участка, определенной в результате судебного постановления или решения комиссии по рассмотрению споров:

- если по итогам разбирательства цена устанавливается на 1 января отчетного года, то применяется одна и та же кадастровая стоимость в течение всего налогового периода;

- если новая стоимость определяется на какую-либо другую дату, то цена земли должна быть скорректирована.

Сделать это нужно с помощью коэффициента (письмо Минфина России от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507). А вычисляется он по правилам, которые установлены для тех случаев, когда в течение года у хозяйства возникает (прекращается) право на участок. Таково требование пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Напомним: в этом случае применяется поправочный коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности, к их числу в налоговом (отчетном) периоде.

Однако на этом чиновники не остановились.

Вскоре Минфин России выпустил письмо от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809. ФНС России довела его до сведения организаций письмом от 22 июля 2013 г. № БС-4-11/13149@.

Чиновники обращают внимание на то, что изменение кадастровой стоимости земельных участков в течение года может происходить в результате перевода их из одной категории в другую или смены вида их разрешенного использования.

При этом финансисты ссылаются на постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11. В соответствии с ним установление судом рыночной стоимости земли представляет собой достаточное основание для исправлений в государственном кадастре недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в его решении. Территориальные органы Росреестра обязаны это сделать, после чего внесенные изменения учитываются организацией при расчете земельного налога.

Таким образом, право на перерасчет его суммы возникает только с той даты, когда произошло увеличение или уменьшение кадастровой стоимости участка (письмо Минфина России от 12 июля 2013 г. № 03-05-05-02/27214).

Возможность при наличии веских причин у организации в течение года учесть уменьшение или увеличение кадастровой стоимости земли подтверждалась и ранее постановлением Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. № 7701/12. В нем рассмотрен случай, когда к изменению кадастровой стоимости величины привела хозяйственная деятельность компании, в результате которой в течение года произошла смена вида разрешенного использования земельного участка.

Из решения суда следует, что с того момента, когда оформлены документы об изменении категории участка, применение другой кадастровой стоимости возможно при условии, что она соответствует показателю, установленному на начало года местными органами власти.

Применяем формулу

Итак, при изменении стоимости участка в течение года земельный налог или авансовый платеж по нему рассчитывается с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых он находился в собственности, к их полному числу в налоговом или отчетном периоде.

Причем, если регистрация права произошла до 15-го числа месяца включительно, то при расчете он увеличивает период владения землей. Применительно к ситуации смены в течение года вида разрешенного использования это означает следующее. В отчетном периоде, когда произошли изменения, а также при вычислении налога за год в расчете участвуют разные кадастровые стоимости и различные коэффициенты, применяемые по двум видам разрешенного использования:

- по первоначальному;

- по измененному.

В оставшиеся после изменений отчетные периоды до окончания календарного года авансовые платежи по налогу рассчитываются исходя из новой стоимости и ставки.

Напомним, отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 393 Налогового кодекса РФ), а налоговым - календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).

Запишем формулу для расчета земельного налога с учетом поправочного коэффициента:

Н = Кс х Cт х Кф,

где Н - величина налога; Кс - кадастровая стоимость; Ст - ставка налога; Кф - коэффициент.

В ее числитель подставляется количество полных месяцев, оставшихся до конца квартала (при расчете авансового платежа) или года (при вычислении налога) после изменения стоимости земли, а в знаменатель - число 3 (для отчетного периода) или 12 (для налогового периода).

Рассмотрим, как воспользоваться формулой для определения величины земельного налога при изменении кадастровой стоимости.

В качестве примера возьмем Москву, ставки налога в которой составляют от 0,3 и до 1,5 процента (подп. 1, 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, п. 3, 4 ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74). В течение года уплачиваются авансовые платежи (п. 2 ст. 397 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 3 Закона № 74). С учетом требования пункта 6 статьи 396 Налогового кодекса РФ для их расчета по истечении первого, второго и третьего кварталов нужно взять четвертую часть кадастровой стоимости. Цена участка в составе земель сельхозназначения определяется путем умножения его площади на средний удельный показатель кадастровой стоимости для муниципального района (городского округа) применительно к виду разрешенного использования. Основание - пункт 2.3.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222.

Пример. В результате решения суда в начале июня у земель хозяйства, расположенного на территории Москвы, изменился вид разрешенного использования, а именно часть из них была переведена из категории сельскохозяйственных в прочие. Ранее земля оценивалась в 20 000 000 руб., а теперь - в 30 000 000 руб.

Поскольку период до изменения равен 5 месяцам (с января по май), а после этого - 7 месяцам, то значения коэффициентов, применяемых для расчета налога за год, составят 0,42

(5 : 12) и 0,58 (7 : 12), а для вычисления за квартал - 0,67 (2 : 3) и 0,33 (1 : 3). Следовательно, за первые 5 месяцев сумма налога составит 25 200 руб. (20 000 000 руб. х 0,3% х 0,42), а за последующий период - 261 000 руб. (30 000 000 руб. х 1,5% х 0,58). Для определения общей годовой суммы обязательств перед бюджетом просуммируем полученные величины.

В результате получаем 286 200 руб. (25 200 + 261 000). В то же время для квартальных авансовых платежей получаются следующие показатели, посчитанные по каждому из трех отчетных периодов:

- за I квартал - 15 000 руб. (20 000 000 руб. х 0,3% х 0,25);

- за II квартал - 47 175 руб. (20 000 000 руб. х 0,3% х 0,67 х 0,25) + (30 000 000 руб. х 1,5% х 0,33 х 0,25);

- за III квартал - 112 500 руб. (30 000 000 руб. х 1,5% х 0,25).

В итоге величина авансов за год составит 174 675 руб. (15 000 + 47 175 + 112 500). Далее в соответствии с пунктом 5 статьи 396 Налогового кодекса РФ определяется разница между величиной налога и общей суммой авансов. Она составит 111 525 руб. (286 200 - 174 675). Полученную сумму нужно заплатить по истечении года (п. 2 ст. 397 Налогового кодекса РФ) в установленный срок (п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 Налогового кодекса РФ).

В конечном итоге получено расхождение между этим показателем и величиной обязательств по налогу за последний квартал, которая равна авансу за третий отчетный период.

Разница составляет 975 руб. (112 500 - - 111 525) и связана с отбрасыванием десятичных знаков у коэффициента Кф. Поэтому на практике для обеспечения точности в расчетах рекомендуется проводить вычисления, не округляя промежуточные значения.

 

Источник: Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 9, сентябрь 2013 г.