Национальный союз агростраховщиков поддерживает ключевой вывод Счетной палаты о необходимости скоординированной на федеральном уровне государственной стратегии развития агрострахования в России. Об этом заявил президент НСА Корней Биждов, комментируя отчет Счетной палаты о проверке исполнения федерального Закона №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…», пишет The DairyNews со ссылкой на пресс-службу НСА.
Отчет был рассмотрен на коллегии Счетной палаты 17 апреля. В опубликованном на сайте Счетной палаты сообщении отмечается, что снижение объема сельхозстрахования с господдержкой и охвата им отрасли АПК происходит на фоне общего сокращения объемов финансирования. В 2017 г. количество заключенных договоров сельхозстрахования с господдержкой снизилось в 2,2 раза по сравнению с 2016 г. При этом страховая сумма снизилась в 1,8 раза, а сумма страховой премии - в 3,5 раза, страховые выплаты – в 1,9 раза. Причины этого контрольный орган связал с отсутствием координации государственной политики в области развития страхования сельхозрисков. «Сегодня в сельхозстраховании с господдержкой ответственность разделена. Банк России и НСА, Минсельхоз, Минфин и региональные органы АПК имеют свои обособленные сферы компетенции, но нет ответственного за конечный результат», – указала Счетная палата.
НСА обращает внимание, что Законом о господдержке агрострахования №260-ФЗ ключевая роль в организации агрострахования прямо отведена Минсельхозу РФ – как «уполномоченному органу федеральной исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере АПК». С другой стороны, непосредственно за практическую организацию господдержки агрострахования отвечают в конечном итоге органы АПК субъектов РФ. По мнению НСА, эта особенность организации системы агрострахования и является ее главной проблемной зоной. «НСА неоднократно подчеркивал, что обеспечение работы механизмов агрострахования относится к стратегическим задачам федерального уровня. Это подтверждается и тем фактом, что агрострахование является единственным направлением господдержки, которое регулируется отдельным федеральным законом, – отметил К. Биждов. – У субъектов РФ нет ни возможностей, ни стимулов к созданию на их уровне полноценной системы управления рисками АПК, в силу величины и катастрофического характера значительной части этих рисков».
«Именно поэтому включение агрострахования в 2017 г. в «единую субсидию» с предоставлением регионам права самостоятельно определять, нужна ли их аграриям поддержка агрострахования, привело к плачевным результатам по проникновению агрострахования. Госпрограмма развития АПК с 2018 года впервые переведена Правительством на проектное управление, реализованы иные принципы льготного кредитования АПК. Организация системы агрострахования также требует федерального подхода», – заявил К. Биждов.
Счетная палата утверждает, что в результате очистки рынка от финансово неустойчивых страховщиков к концу 2017 г. в России осталось всего 19 компаний, которые могли заниматься сельхозстрахованием с господдержкой, что в свою очередь могло создать проблемы для аграриев с доступом к страховой защите. Но этот показатель не является низким: для сравнения, в США на федеральном уровне в агростраховании работает 16 страховщиков. В состав НСА входят 7 крупных федеральных страховых компаний, филиальная сеть которых охватывает все субъекты РФ. По данным Минсельхоза РФ, по состоянию на начало 2018 г. в каждом субъекте РФ присутствует не менее 3 агростраховщиков-членов НСА. Согласно статистике Банка России, страховые компании в 2017 г. практически осуществляли страхование агрорисков на различных условиях в 76 регионах. При этом договоры страхования урожая с господдержкой заключались в 36 регионах, страхования сельхозживотных – в 49 регионах. Активность страховщиков на региональных рынках агрострахования в первую очередь зависит от организации субсидирования. Если в регионе в прошлые годы были проблемы с получением средств господдержки страхования, соответственно, это резко снижает интерес к данному инструменту и у аграриев, и у страховщиков.
Более детального рассмотрения требует и сопоставление показателей агрострахования с господдержкой с сегментом несубсидируемого страхования агрорисков. Так, тарифы сельхозстрахования с господдержкой не вполне корректно сравнивать с тарифами страхования тех же самых объектов без господдержки, не принимая во внимание объем застрахованных рисков. «Когда договоры страхования с господдержкой и без нее заключаются в отношении одного и того же объекта, то обычно речь идет о достраховании отдельных, единичных рисков, которые не включены в перечень рисков, указанных в законе о господдержке. То есть, по сути, происходит приобретение недорогой дополнительной страховой услуги. Естественно, что стоимость единичной опции намного ниже, чем основной услуги по страхованию всех 22 видов рисков, поименованных в законе», – пояснил президент НСА.
По данным ЦБ и НСА, в 2017 г. в РФ был заключен 881 договор страхования агрорисков на условиях господдержки, включающий 494 договора страхования урожая и 387 договоров страхования поголовья. Одновременно было заключено 72,8 тыс. договоров несубсидируемого агрострахования. Структура этих сегментов рынка агрострахования принципиально различается.
Без господдержки практически все договоры страхования (99,7%, или 72,6 тыс. договоров) были заключены по страхованию сельхозживотных. При этом основная часть (68,3 тыс., или 94%) договоров страхования животных заключены с физическими лицами, не имеющими права на получение субсидий на приобретение страховой защиты (то есть, речь идет о договорах страхования личного подсобного хозяйства по коробочным продуктам).
В страховании урожая наблюдается обратная ситуация: без господдержки аграриями заключено 202 договора, в то время как страхование с господдержкой было востребовано более чем в 2 раза чаще – 494 договора. Эти данные свидетельствуют о прямом предпочтении со стороны аграриев страхования рисков растениеводства именно на условиях господдержки, что соответствует мировой практике.
В части формирования Фонда компенсационных выплат (ФКВ), предназначенного для гарантирования выплат аграриям на случай банкротства страховщиков, Счетная палата сообщила о выполнении НСА требований закона. «Действительно, за 2017 г. ФКВ НСА был сформирован полностью в соответствии с установленными требованиями, – заявил К. Биждов. – Согласно утвержденному порядку, перечисление взносов в ФКВ за 4 квартал 2017 г. завершилось в первом квартале 2018 г. Все члены НСА на 100% выполнили свои обязательства, объем отчислений в фонд за 2017 г. соответствует расчетному – более 123 млн. руб.».
«НСА считает, что задачи развития агрострахования должны быть учтены при разработке новой Госпрограммы развития сельского хозяйства на будущее десятилетие, и вопросам управления рисками в ней должно быть уделено особое место, – подчеркнул президент НСА Корней Биждов. – Хочу отметить, что с прошлого года вопрос стратегического развития агрострахования находится в фокусе внимания и законодательной, и исполнительной власти. Банк России разработал консультативный доклад на данную тему, НИФИ Минфина РФ выпустил отдельное научное исследование, посвященное агрострахованию с господдержкой. Профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации провели целый ряд совещаний, последнее из которых – обсуждение проблем сельхозстрахования на Экспертном совете при Комитете по финансовым рынкам Госдумы РФ 11 апреля этого года. Минсельхоз также активизировал работу по данному направлению – в последний месяц прошли два совещания на тему агрострахования с участием НСА. И Банк России, и Минфин, и Минсельхоз совместно с НСА поставили задачу разработки в текущем году «Дорожной карты» развития агрострахования, учитывающей современные условия работы отрасли АПК».
www.dairynews.ru