С началом уборки закупочные цены на зерно стали снижаться. Согласно анализу данных мониторинга Минсельхоза РФ, буквально за месяц пшеница подешевела на четверть, при этом в июле самыми быстрыми темпами обесценивалось зерно пятого класса.

– Это как разведка: покупатели ходят по складам, изучают ситуацию, сколько и какого зерна фермеры собирают и на основании этого уже выставляют нам цену, – высказывает своё предположение председатель АККОР Пролетарского района Алексей Жданов.

А ситуация, по его словам, такова: погода внесла свои коррективы, засуха повлияла на снижение качества зерна. На рынке ощущается нехватка пшеницы третьего класса с протеином 14,0-14,5. Преобладает зерно пятого класса с протеином 9,5-10,5. Такое зерно используют в миксах на продовольственные цели и даже на экспорт. Однако из-за избытка предложения цены на него стали стремительно падать.

– В течение недели тонна подешевела на 200 рублей, за вычетом транспортных расходов мы получаем всего 8 100 рублей. Средняя себестоимость – 7 000 рублей, а у тех, кто практикует выращивание зерна на семенные цели или для мукомольной промышленности, расходы и того выше. Спрашивается, как работать? – рассказывает Алексей Жданов.

На прошлой неделе стало известно, что президент поручил правительству к 2024 году обеспечить увеличение объёмов производства качественного зерна. Для этого предлагается увязать размер субсидий, выделяемых аграриям, с показателями качества пшеницы и усилить государственный надзор за качеством зерна.

Аграрии недоумевают, как реализовать задуманное, ведь для производства зерна 1-го и 2-го классов сейчас просто нет рынка сбыта, а затраты на выращивание, включая цены на ГСМ, пестициды и удобрения, растут, в отличие от закупочных цен на готовую продукцию.

Минсельхоз РФ оценил потери аграриев от скачка цен на ГСМ за первое полугодие в 10-11 млрд рублей. Вопрос о компенсациях до конца ещё не решён.

Председатель АККОР Пролетарского района считает, что аграрии попали в ценовые ножницы, проблема с пшеницей обостряется на фоне катастрофы с яровым ячменём.

– Половина площадей ярового ячменя показывает минимальную урожайность: 10-15 ц/га, на востоке области часть площадей вовсе погибла, посевы задисковали. Поскольку ячмень традиционно идёт на корм животным, компенсировать его нехватку придётся за счёт фуражной пшеницы, – объясняет Алексей Жданов.

В связи с этим фермер считает, что прогноз Минсельхоза РФ о возможном увеличении объёмов экспорта пшеницы с 35-40 млн т до 45 млн т может быть прежде­временным.

О том, что прогноз сбора зерновых может быть пересмот­рен, заявило и аналитическое агентство «СовЭкон», по всей видимости, в сторону уменьшения. В южных регионах влагозапасы метрового слоя почвы минимальны за последние пять лет. К третьей декаде июня почвенной засухой охвачены Поволжье и южная часть центра России.

И хотя служба мониторинга Минсельхоза утверждает, что закупочные цены на зерно растут, аграрии Ростовской области такой тенденции не подтверждают.

Снижение цен с началом уборки – сезонное явление. Вал зерна нового урожая оказывает влияние на внутренний рынок. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев выразил надежду на то, что цены вырастут: этому способствует и снижение прогнозов по количеству и качеству зерна, и рост стоимости пшеницы на мировом рынке.

 

agrobook.ru