Как уже сообщали «Крестьянские ведомости», по инициативе заместителя Председателя Правительства РФ Алексея Гордеева и Министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева состоялось расширенное заседание Комитета по аграрным вопросам Государственной думы. Сегодня в сокращении публикуем стенограмму выступлений.

Заседание под председательством главы комитета Владимира Кашина было посвящено оценке текущей ситуации в агропромышленном комплексе России и определению генеральных направлений дальнейшей совместной работы Министерства сельского хозяйства, курирующего вице-премьера и депутатов Госдумы.

В. Кашин: нужна «дорожная карта» развития села

— Последние годы мы видим положительную динамику. Это всё так, действительно были и рекорды по многим направлениям, но мы хорошо с вами знаем и те провальные места, которые могут обрушить любую динамику. И, конечно, на этих институциональных проблемах мы обязаны все вместе сосредоточить своё внимание.

Рекорды рекордами, но есть и проблемы. Молоко, его производство для нас сегодня является главным системным вопросом, над которым мы работаем, и вместе с Министерством сельского хозяйства ещё раз хотим сказать, что без увеличения значительного количества поголовья мы проблему молока в стране не решим, как и проблему мяса говядины. Тема серьёзная, большая, она требует не шапкозакидательства, а внимательного профессионального отношения, такого, какое было, например, в Воронежской области при вашем губернаторстве. Много у нас есть точек роста и в других местах.

Вторая часть, где мы проседаем, это, конечно, плодоводство и ягодоводство. Мы всего около 800 тысяч тонн имеем товарных плодов и ягод, с учетом населения – 3,5-3,7 миллиона, а по продовольственной корзине нам надо 14,7 миллиона тонн. Вот валовка только куда катится…, идёт динамика 15-16 тысяч, закладываем в последние годы. Но вместе с тем, конечно, увеличивать надо закладки до 30 тысяч, если хотим хотя бы через 10 лет приблизиться к этой ситуации положительно. И, конечно, всё, что инфраструктурно связано.

Много и других вопросов, но самый главный из них – это, конечно, наша деревня. Мы многократно на расширенных заседаниях комитета, выездных слушаниях, «круглых столах», экспертных советах эти вопросы (развития села) подробно разбирали. Нам удалось под председательством председателя Думы провести большие слушания по устойчивому развитию сельских территорий и развитию АПК. Было много министерств и ведомств. Мы приняли очень серьезное решение. На основании этих больших слушаний мы встретились потом с премьером, в результате чего получили соответствующий протокол от 2 апреля. Мы благодарны, что вы сразу с ним ознакомились, и на последнем селекторном совещании назвали этот протокол базовым документом. И он действительно охватывает все вопросы, которые кричали, начиная от ценообразования и кончая социальной инфраструктурой и всем, что касается бюджетирования.

Что мы хотим? Мы хотим реализовать его в «дорожную карту». Сегодня любой пункт из этого протокола берем, он на грани — или уже сроки прошли, или срыва. Поэтому сегодня нам бы хотелось, естественно, чтобы мы вместе с министерством и вами могли каждый пункт воплотить в «дорожную карту», и у нас бы получилась очень серьезная работа. Вот представьте, здесь вот, допустим, поручение, подписанное Медведевым.

Один пункт только зачитаю, не буду все 15: «Министерству сельского хозяйства совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом ранее достигнутых поручений Правительства РФ представить до 5 июля 2018 года в установленном порядке Правительством РФ предложения по корректировке государственных программ РФ, имеющих отношение к стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 2 февраля, в части отражения в них мероприятий по развитию сельских территорий с указанием объемов государственной поддержки».

То есть те 7,6 триллиона, которые выделяются на 20 программ, работающих на всю Россию, имея в виду, что 38 миллионов проживает на селе, то есть 25 процентов, и что село вправе на 1,9 триллиона претендовать, для того чтобы решить вопросы газификации, жилья, здравоохранения и так далее, это реальность, вот записано. И причем настрой и у депутатов, и, самое главное, и у Алексея Васильевича (Гордеева). Он говорит, что логично, оспаривать трудно. И наш Председатель Думы сказал, что мы любыми путями должны эту задачу решать, а иначе деревни просто не будет, и тогда не будет никаких рекордов, никакого решения продовольственной темы.

В этом протоколе отражены все наши законопроекты, все наши инициативы, причем подписаны примерные сроки, когда надо решать, и все они в положительной динамике. Мы надеемся, что заинтересованность наша общая и сегодняшнее совещание дадут особый импульс и толчок к нашей успешной совместной работе.

А. Гордеев: взгляд на отрасль у меня не совсем московский, замыленный

— Владимир Иванович (Кашин), он задал такой эмоциональный, я бы сказал, надрывный тон, что может быть и правильно, поскольку у нас отрасль — непросто производство чего-то, она связана с жизнью многих людей. Ну и даже, как говорят американцы, если вы едите, то уже имеете отношение к сельскому хозяйству. А, по-моему, у нас все в стране едят. Поэтому это, на наш взгляд, важная встреча. И мы хотели бы здесь обсудить ряд таких стартовых вопросов.

И такой стиль работы, кстати, у нас долгие годы был, в начале двухтысячных. И нам тогда удалось провести многие базовые законы. И развитие сельского хозяйства, и вопросы земельных отношений – всё это непросто давалось, но мы тогда сумели даже стать выше, чем какие-то там идеологические и партийные цели и планы. Но я не буду эту историю вспоминать, тем не менее это важно для эффективного стиля нашей работы…

Чтобы я хотел сказать уже, как человек, прошедший региональный уровень власти? И взгляд такой, наверное, у меня не совсем московский, замыленный, на отрасль сельского хозяйства, агропромышленный комплекс в целом, сельские территории.

Конечно, сейчас наступает новый этап у нас. Если мы говорим о нашем направлении, я бы его так называл, что надо уходить уже от цели объёмов, а ставить задачу качества в широком смысле этого слова. Здесь зачастую используется термин продовольственной безопасности. Он стал таким модным. Мы подкрепляем каждое предложение, каждое своё действие. Но надо понимать, что, вообще-то, мы те вот критерии, которые касались продовольственной безопасности, уже выполнили, имея в виду, прежде всего, объёмы. И если посмотреть нашу продуктовую линейку на прилавках, даже в условиях антисанкций, вы видите, что, может быть, остался один вопрос – это для определённых слоёв населения экономическая доступность. То есть не всё так доступно для широких слоёв наших граждан, но с точки зрения объёма продукции и ее разнообразия можно с уверенностью говорить: мы мало чем отличаемся от развитых стран.

И производство, и торговля должны отвечать за качество

Говоря о качестве, я хотел бы подчеркнуть здесь широкий набор подходов – это и качество агробизнеса, включая сюда, что надо переходить уже на глубокую переработку продукции и не ставить задачу торговать только сырьём. И надо признать, что сегодня продажа зерна – это, примерно так же, как и продажа нефти. И надо выходить на глубокие продукты переработки. Это другая экономика, другие возможности.

Здесь можно говорить и о самом качестве продовольствия. Я хотел бы обратить внимание депутатов. У нас такое либеральное законодательство, оно обогнало даже европейские подходы, если брать контроль на прилавке, то ответственность есть только за безопасность, а за качество продукции ответственности нет.

К сожалению, это так случилось, я считаю, это пробел, надо сейчас смотреть, какие нормы вводить нам, чтобы и производственное звено, и торговое звено отвечало перед покупателем за качество продукции, тогда мы уйдем от многих фальсифицированных продуктов.

Пересмотреть госпрограмму-2020

Кстати говоря, вот в этом контексте необходимо нам пересматривать и государственные программы, насколько я помню, она до 2020 года действует. Может быть, конечно, нам сверить часы и свои возможности и попробовать ее изменить раньше, хотя бы на год с учетом того, что в этой программе много таких, скажем, показателей, которые пришли к нам стереотипно из прошлого, и они мало характеризуют как раз качество развития отрасли, это, как пример.

Перестроить аграрную науку

Вторая тема отдельная, это, что нам делать вместе с аграрной наукой и со всей вузовской системой и системой техникумов, ну, и вообще подготовки кадров профессиональных для сферы АПК. Я, почему эту отдельно тему затрагиваю? Потому что это прямые затраты государства, включая регионы, содержится достаточно большая сеть учреждений, но констатируют все и, прежде всего, аграрный бизнес, что нет должной отдачи, надо перестроить и аграрную науку. Надо посмотреть всю систему образовательную, как она должна работать над развитием отрасли, и здесь просто нужна уже новая модель отношений, какая, я сейчас не предопределяю, но давайте об этом тоже вместе переговорим.

И отдельная тема, очень широкая тема, она здесь звучала, это устойчивое развитие сельских территорий. Мы должны, Владимир Иванович (Кашин), пока признать, что она звучит у нас декларативно и понятны те суммы денег, которые выделяются Министерству сельского хозяйства, они выглядят неубедительно.

Председательствующий: 16 миллиардов федеральная часть.

Гордеев А.В.: Ну, да, на всю Россию это, грубо говоря, по 160 миллионов на регион.

И хотелось бы здесь предложить такой комплексный подход. Я очень сожалею, что у нас сельское хозяйство и сельские территории не попали в национальные проекты, вот как 10 лет назад, тогда у нас  было 4 национальных проекта всего лишь, но в том числе было и сельское хозяйство и, вы помните, очень много было эффективных программ, в которых участвовали активно и Россельхозбанк, и Росагролизинг.

И будем готовить аргументы, чтобы на уровне правительства развернуть подход комплексно, вовлечь в это и другие министерства и ведомства, здесь, в общем-то, стык очень многих государственных органов, и обеспечить развитие сельских территорий, как вот некое важное пространственное развитие страны, которое выполняет не только функции непосредственно людей, которые там живут, но и очень важные государственные функции: это и вопросы демографии, вопросы внутренней миграции, вопросы поддержания территорий, как уже геополитики, ну, и тому подобного, то есть государство и общество должно понимать, что это очень важный такой заказ, обеспечить развитие этих территорий.

От импортозамещения – к экспорту

Теперь я напомню, над чем мы сейчас активно работаем в сфере сельского хозяйства вместе с Дмитрием Николаевичем (Патрушевым). У нас все-таки есть один главный показатель, который затрагивает впрямую отрасль, это развитие экспорта, то есть это такой национальный проект, где сельское хозяйство солидно выглядит в показателе, нужно удвоить экспорт с 20 миллиардов долларов до 45 миллиардов долларов. Задача очень непростая, министерство сейчас над ней детально работает. И там тоже необходимо мало того, что эти все механизмы предложить и понимать, что они эффективно работают, но ещё и защититься, чтобы это была отдельная поддержка, которая кроме цифр, погруженных в госпрограмму, была выделена министерством и на другие направления по выполнению этой серьезной задачи. Ну за 6 лет удвоить экспорт в таком объеме – это тоже непросто. И, если кто-то заметил, мы от задачи импортозамещения переходим к задаче развития экспорта. Это тоже уже другой качественный подход.

Министерство и правительство будут выходить с определенными предложениями. Ну, например, есть прямое поручение президента Владимира Владимировича Путина быстро разобраться на рынке молочной продукции с пальмовым маслом, с применением других растительных жиров, с тем чтобы прекратить вот это шельмование и дезориентацию покупателей, чтобы жестко развести эти продукты. Что сделано, в общем-то, во всех развитых странах, включая даже и Белоруссию. Они вот с этим уже разобрались таким административным решением. Мы сейчас тоже работаем с министерством, но это потребует определенного изменения в законодательство.

Навести порядок в союзах

Ещё остается тема укрепления союзов и ассоциаций. То есть в свое время мы эту работу начинали. Мне кажется, это очень правильный подход, когда министерство, правительство строит работу, перспективные планы совместно с бизнесом и опирается на бизнес. И бизнес в данном случае не только участвует в выработке предложений, но и потом является главным соучастником программ и одновременно отвечает, в том числе, за всех тех, кто работает, неважно в каких отраслях и на каком уровне. И здесь тоже надо нам посмотреть. Потому что исторически сейчас так сложилось, что некоторые союзы превратились в такие, знаете, чуть ли не семейные или междусобойчики различные, и они уже не отражают интересы всей отрасли, включая здесь ещё и специфику региональную, которую тоже надо учитывать.

Председательствующий: Спасибо, Алексей Васильевич. К журналистам просьба, после выступления Дмитрия Николаевича (Патрушева) мы здесь поговорим без прессы.

Д. Патрушев: урожай может составить порядка 100 млн т зерна

— По нашим предварительным оценкам уровень урожая может составить порядка 100 миллионов тонн, это хуже, чем в прошлом году, но он зависит от погодных условий. С учетом остатков, которые есть по прошлому году, я думаю, что экспорт зерна за рубеж составит порядка, наверное, 40-45 миллионов тонн.

На сегодняшний день цены на зерно, к сожалению, не достигли пока уровня прошлого года, но тем не менее с учетом не очень большого урожая, я думаю, что тенденция по увеличению цены сохранится, и где-нибудь к 8,5 тысячам рублей мы придем.

Соответственно, очень важно для аграриев и, соответственно, для нас контролировать в рамках уборочной кампании цены на ГСМ, это очень важная тема, которая в дальнейшем может отразиться на финансовом состоянии сельхозтоваропроизводителей, ну и, чего греха таить, на цене и готовой продукции.

Принято решение о том, что часть затрат, которые понесли сельхозтоваропроизводители с учетом увеличения цены на ГСМ, будет компенсироваться. По нашим расчетам, с января по июнь эти повышенные затраты составили порядка 10-11 миллиардов рублей, но поработаем с Минфином, конечно, 10-11 миллиардов рублей нам никто не даст, но тем не менее цифра какая-то будет, и я надеюсь, что она будет значимая. Не хочу, прежде, чем мы договоримся с Минфином, эту цифру озвучивать.

Уважаемые коллеги, нам в обязательном порядке очень нужна будет ваша поддержка в рамках проработки задач, которые поставлены по наведению порядка на рынке молока. Мы четко должны разделить молочную продукцию и ту продукцию, которая изготавливается с использованием заменителей молочного жира. Мы сейчас подобную работу начали.

Необходимо отметить серьёзную совместную работу Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и Минсельхоза по таким значимым для сельхозтоваропроизводителей законопроектам, как проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке». Коллеги, следующий проект федерального закона также крайне важный – это о производстве органической продукции. Как я понимаю, все члены комитета активно принимали участие в этой работе.

Следующие важные законопроекты — это о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях развития детского питания, о внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве», о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», о внесении изменений в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»…

Гордеев вселил надежды в перемены в АПК

После доклада министра с/х выступили еще с десяток депутатов, представителей регионов, экспертов (о наведении порядка в земельных отношениях, производстве молочной продукции, ветеринарной сертификации др.). Многие не скрывали удовлетворения от возвращения Алексея Гордеева в правительство, кураторства им АПК и связывали свои надежды на качественное улучшение дел в аграрном секторе экономики.

Приведу завершающую часть выступления Гордеева:

— Другой вопрос есть сегодня — Дмитрий Николаевич (Патрушев). Он поработал в банке, теперь он министр. У него взгляд будет масштабнее, шире. Вместе можем определиться. Новая модель кредитования, она правильная, неправильная. Как её донастроить, чтобы там на местах малый бизнес говорил: слушайте, у нас есть доступ там. Регионы должны в это быть встроены или не должны быть встроены? Потому что был определённый шок, когда губернаторы сказали: «А мы вообще не поймём, не участвуем». А кому это всё даётся там? Может быть, это и хорошо, чтобы там лишний орган власти не рулил, и мы тоже знаем, как там это работает.

То есть это давайте вместе обсудим, но переработка всё-таки, мы всегда считали, она не на первом месте. На первом месте у нас селяне. У нас селяне, а потом переработка. А потом уже торговля, да. Тут хорошее предложение было отдать нам торговлю, но я бы ещё отдал бы нам Росгвардию. Тогда бы мы навели полный порядок во всём.

kvedomosti.ru