В Советском городском округе Ставрополья, под Зеленокумском, скоро выпустят сотни тысяч мальков. В том числе — казачью золотую рыбку.

Рыба под наблюдением! Пруд пикетируют «белые истребители». Чайки-шпионы пристально следят, как рыбоводы готовят мальков к большому плаванию. В садках бьется молодь — как сердца рыбаков.

Это единственное такое на Ставрополье казачье рыбное хозяйство. В нем работают 55 человек. Случайных нет. Ленивые не задерживаются. Работа не из легких! Руководитель Владимир Чурин хозяйство поднимал с нуля. Начинал в тяжелые 90-е годы.

Владимир Чурин, руководитель казачьего рыбного хозяйства:

«В этот момент как раз казачье движение зарождалось. И хотелось показать, что казаки — это не разбойники, пьяницы и бандиты. А казаки — это работоспособный народ. Которые могут работать, и могут защищать свою родину. Вот, видите, получилось».

Сегодня хозяйство — пример казачьей экономики. А тем ставропольским рыбоводам, кто только в начале этого нелегкого пути, активно помогает краевой минсельхоз.

Иван Копылов, начальник отдела животноводства министерства сельского хозяйства Ставропольского края:

«На товарную аквакультуру направлено около 4 миллионов рублей. Это также новое направление, где приоритетом является рыборазведение. Кроме того, благодаря поддержке, по кооперации создано два кооператива по глубокой переработке рыбы».

А у казаков-рыбоводов в планах расширятся. Начали с ремонта очередного водоема. Расчистят дно от ила, восстановят дамбу, проведут дренажи. Работа не из дешевых. Помогает минсельхоз. В рамках программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства» мелиорации край уделяет особое внимание.

Владимир Чурин, руководитель казачьего рыбного хозяйства:

«12 миллионов мы в себя вложим. Мелиоративные работы субсидируются до 70 процентов. В том году мы испытали этот проект — 20 гектаров отремонтировали. И субсидии получили почти 3 миллиона рублей. Нам бы в любом случаи надо было ремонтировать водоем. А эти средства, которые вернул нам минсельхоз, очень нам помогли».

Пруд отремонтируют, и новоселье справит родительское стадо. Пять лет как дают потомство. И посадочный материал теперь не закупают — есть свой. Если мальки — «живое серебро», особи постарше — «золото». Вывели своего карпа — казачьего. А как иначе — ведь все здесь казаки. Рыбоводы верят, что золотая рыбка исполнит их желания.

Возможности этих прудов- 500 тонн малька в год. Если будет необходимость — готовы зарыблять государственные реки и водохранилища. Разводить рыбу — трудно и хлопотно. Однако выхода нет — сортировать мальков можно только по пояс в воде.

Холодно. Ветер. Температура воды — едва 10 градусов. Но нужно стоять по восемь часов в день. Толстолобик, карп, сом, амур… Год малыши росли вместе. Нужно срочно разделять по садкам.

В Русском музее в Санкт-Петербурге есть картина знаменитого Ильи Репина, написанная в 1873 году. Артель бурлаков во время работы. Если бы живописец был нашим современником, он наверняка бы запечатлел и этот момент. Когда в ледяной воде, в тяжелейших условиях, сотрудники казачьего хозяйства трудятся не покладая рук. В общем, времена изменились, а технология актуальна и по сей день.

stavropolye.tv