Текст: В. Филатова, специалист компании Odgers Berndtson

В экономической сфере диджитализация подразумевает активное использование цифровых технологий для увеличения эффективности предприятия и оптимизации производственных и рабочих процессов. Сегодня подобные решения активно внедряются не только в банковском секторе или области информационных технологий, но и в сельском хозяйстве.

В России аграрная отрасль достаточно успешно развивается. По данным Росстата, за 2017 год объем инвестиций в эту сферу составил 226,9 млрд рублей, что оказалось на 2,4% больше показателей за аналогичный период предыдущего года. При этом внедрение передовых технологий в сельском хозяйстве нашей страны происходит не менее активно, чем в Европе. Не следует считать объяснением такого быстрого роста лишь запрет на импорт ряда категорий продуктов — причины подобного явления скрываются намного глубже.

ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ

Сегодня в европейских государствах двигателем прогресса становится повышение производительности и внедрение, в первую очередь, технологии ГМО и вертикальных теплиц, в то время как в России главной задачей предприятий выступает снижение затрат. Решить ее можно за счет диджитализации, позволяющей установить контроль над всеми процессами в режиме реального времени. При реализации данной технологии датчики и трекеры на комбайнах, тракторах и бензовозах, устройства в складских помещениях передают информацию в облачную систему, откуда после обработки она поступает на электронные устройства агрария. Данный механизм дает возможность руководителю бороться с хищением или нецелевым использованием расходных материалов. Например, недавно владелец одного из хозяйств с помощью технологических решений заметил, что сотрудники сливают в канаву вредные для здоровья химические продукты, и смог пресечь подобное нарушение. Цифровые технологии снижают риски ошибок работников и исключают самоуправство, которое трудно контролировать на больших территориях.

Помимо этого, инновации помогают оптимизировать текущие затраты, то есть снизить себестоимость продукции. Так, при помощи систем глобального позиционирования, например ГЛОНАСС, аэрофотоснимков или фотографий со спутников собираются сведения, которые анализируют специальные программы на базе геоинформационных структур. Полученные данные позволяют планировать посев, рассчитывать количество необходимых удобрений для участка поля, нормы средств защиты растений. К примеру, в 2017 году Группа компаний «АгроТерра» запустила пилотный проект с израильским разработчиком платформы для расчета доз подкормок Smart Fertilizer. Уже на этапе эксперимента урожайность сои в агрохолдинге возросла на 15%, а маржинальность — на 5%. Однако интеграция подобных систем в офисные программы управления только начинается, поэтому менеджеры предприятий должны быть готовы принимать оперативные решения самостоятельно.

ОБУЧЕНИЕ МАШИН

Современные технологии уже приносят многим компаниям отличные результаты. К примеру, их внедрение позволило предприятию «Липецкагро» за 2016 год увеличить выручку в четыре раза — до 2,3 млрд рублей. Программное обеспечение, которое используется на комбинате, дает возможность удаленно выпускать шмелей, опыляющих растения, смешивать составы для питания культур, менять давление и контролировать все существующие процессы. Комплекс технологий в такой теплице снижает затраты на отопление на 25% и увеличивает урожайность на 20%. Каждая линия оснащена штрихкодами для разных типов работ. Например, сотрудник, ответственный за урожай, прикладывает к нему индивидуальный прибор учета, а в конце смены все собранные им овощи взвешиваются. По соотношению затраченного времени к массе и качеству сборки работник получает бонусы к зарплате.

В 2016 году в нашей стране тестировался беспилотный трактор «АгроБот», способный работать без перерывов и получать больший объем урожая. Механизатор участвует только в удаленном контроле над данной машиной, поэтому ему не нужно находиться непосредственно в ее кабине. Более того, с одного пульта специалист может управлять сразу несколькими единицами техники. Значительное преимущество беспилотного трактора также состоит том, что такой вид агрегата может передвигаться в любых условиях, однако при этом следует тщательно следить за всеми показателями. В основе похожей разработки Cognitive Agro Pilot лежит обучение программы с помощью нейросети, то есть команда инженеров создала систему автоматического вождения на базе искусственного интеллекта для комбайнов и тракторов. В этом случае в технику загружаются различные изображения и видеозаписи с полей, по которым программа «учится», как действовать в реальных условиях. Затем технология внедряется в аграрное оборудование, самостоятельно контролирующее все процессы, собирающее урожай и выполняющее другие работы на сельхозпредприятии. В результате машина постепенно становится «умнее». Сейчас данная разработка успешно тестируется.

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ

С наступлением новой технологической эры сельское хозяйство принципиально меняется. В результате многие фермеры, в общеевропейском понятии являющиеся людьми в возрасте, привыкшие работать согласно проверенным временем правилам, сейчас далеко не всегда оказываются в состоянии конкурировать с более эффективными технологичными решениями. Следует отметить, что традиционно европейский фермер — богатый производитель, обладающий профицитом техники, значительными возможностями контроля над каждым метром земли, быстрого сева и уборки. В то же время современный российский аграрий — чаще всего молодой человек, склонный к риску. По данным исследования компании Odgers Berndtson, сейчас больше половины генеральных директоров отечественных сельскохозяйственных предприятий — бывшие специалисты сфер управления и финансов, то есть данная отрасль является привлекательной для предпринимателей, и в нее часто приходят из других областей. Именно такие бизнесмены становятся проводниками технологического прогресса, поскольку не боятся экспериментов.

В сфере среднего менеджмента более 70% выпускников сельскохозяйственных вузов получили в 2016 году направление на работу. Тем не менее стереотипы насчет низкого уровня зарплат в отрасли сильно влияют на желание молодежи получать образование по агропромышленным специальностям, что сказывается на предложении высших учебных заведений. В нашей стране существует лишь 86 вузов, которые готовят бакалавров по профилю агроинженерии. Из-за такой диспропорции возникает существенный дефицит кадров. При этом больше всего сектор нуждается в менеджерах, которых сельскохозяйственные учебные заведения не готовят. В результате найти опытного управляющего с десятилетним стажем достаточно трудно, и нередко ими становятся бывшие владельцы предприятий, продавшие свои активы.

ВОПРОС ОПЫТА

При подборе менеджеров с кадровыми агентствами работает малое количество аграрных компаний, поскольку их услугами сельхозпроизводители пользуются в основном при поиске оперативного персонала. При этом хедхантеры редко учитывают все требования, предъявляемые к соискателям, полагая, что хороший руководитель быстро сориентируется на месте. Однако отсутствие опыта работы в АПК может поставить даже коммерческого директора с многолетним стажем в затруднительное положение, когда придет время посевных работ. Засеять ли землю культурой, которая даст больший объем урожая, и надеяться на то, что всю продукцию удастся реализовать, или заключить с клиентами форвардный контракт, а потом закрыть пробелы урожая, докупая товар у конкурентов, — для человека без отраслевой практики такой выбор превращается в непредсказуемую игру. Более того, даже успешно внедренные технологии оказываются бессильны перед ошибками в управлении. Например, элеваторы можно оборудовать системой автоматизированного контроля температуры, но подобное решение не будет эффективным, если на предприятии стабильно отключается электричество. Именно с такой распространенной проблемой столкнулся менеджер одной из российских компаний. Однако вместо того, чтобы искать причину систематических сбоев, он каждый раз заранее готовился к чрезвычайной ситуации. Поскольку собственная сформировавшаяся база кандидатов на должность руководителей в России отсутствует, к управлению некоторыми хозяйствами еще на этапе строительства привлекают иностранных специалистов, которые обучают наших соотечественников.

ВЫРАСТИТЬ КАДРЫ

Одно из наиболее удачных решений при современной конъюнктуре — внедрение систематического внутреннего обучения резервистов и HiPo, то есть технологии проектирования и документирования, уже не первый год практикуемых, например, фармацевтическими компаниями. Другой подход — нанимать сотрудников на управляющие должности из иных направлений и надеяться, что произойдет синергия. Однако более перспективным считается именно образование работников, что реализуют многие крупные предприятия. Так, кадровая политика компании «Русагро» направлена на привлечение молодых специалистов непосредственно во время их пребывания в вузах. В дальнейшем они проходят в агрохолдинге дополнительное обучение и могут надеяться на карьерный рост до руководителей подразделений.

В нашей стране производство продуктов питания — зона огромного потенциала для диджитализации. При этом важно понимать, что наука и технологии не будут работать отдельно. Для их эффективного применения и дальнейшего развития отрасли необходимо, чтобы во главе процесса стоял дальновидный руководитель, способный улавливать только намечающиеся тенденции, адаптироваться и экспериментировать. Его основной навык — «принудительная эффективность». Лидеру придется постоянно оценивать результативность компании, вносить изменения в работу, но главное — быть подвижным и не стоять на месте. Даже если менеджеру кажется, что сейчас предприятие работает максимально эффективно, останавливаться нельзя — в подвижной среде всегда присутствуют руководители, продолжающие наращивать обороты, изучать новые методы и технологии производства.

agbz.ru