Продовольственное эмбарго, расширенное в 2017 году в том числе и на жиры животного происхождения, освободило место на российском рынке для отечественных производителей.
Объемы выпуска российской продукции сразу же выросли на 18% в натуральном выражении. Учитывая возрастающий спрос со стороны производителей кормов для домашних животных, обеспечивающих более 90% потребления куриных жиров, и прогноз увеличения объема изучаемого рынка в 1,5 раза относительно уровня 2017 года, у крупных птицефабрик есть возможность значительно нарастить выпуск этого субпродукта
На данный момент товарный рынок топленого куриного жира в России развит достаточно слабо.
Многие производители (крупные птицефабрики) используют этот продукт для собственных нужд, например, для кормления птиц или изготовления вареной колбасы. Официальной информации о продаже куриного жира на сайтах птицефабрик также нет. Поэтому для получения объективных данных для исследования были использованы экспертные интервью с основными участниками этого рынка.
Оценка объема и динамики рынка в 2015–2017 гг.
Несмотря на то, что поставками топленого куриного жира в России занимается всего несколько компаний, объем рынка в 2017 году увеличился относительно показателей 2015 года на 17% в натуральном выражении, причем основной рост произошел в 2016 году. В стоимостном выражении он оказался еще более значительным из-за дополнительного подорожания продукта в среднем на 10%. При этом к 2017 году цены немного упали, что вызвало определенную коррекцию стоимостного объема. Необходимо отметить, что при расчете средней цены учитывалась как импортная, так и отечественная продукция, которая стоит более чем в 2 раза дороже. Причины такой диспропорции будут рассмотрены ниже.
По мнению участников рынка, главной причиной роста было увеличение спроса со стороны производителей кормов для домашних животных — основных потребителей топленого пищевого куриного жира. Соответственно, динамика этой отрасли будет определять развитие изучаемого рынка и в обозримой перспективе.
Тенденции развития рынка топленого куриного жира в России в 2015–2017 гг.
В процессе исследования рынка пищевого куриного жира были выявлены следующие факторы и тенденции его развития:
- Запрет на ввоз топленых жиров в РФ. В октябре 2017 года Правительство России ввело запрет на импорт жиров животного происхождения из стран, поддержавших санкции, введенные против нашей страны в 2014 году. Поскольку к тому моменту доля импорта куриных жиров составляла 47%, практически половина объема продукции исчезла с рынка.
- Увеличение объема внутреннего производства. Уход с рынка иностранной продукции создал хорошие предпосылки для отечественных производителей. Объемы выпуска российских куриных жиров к 2017 году увеличились на 17%.
- Дефицит топленого куриного жира высшего и первого сорта. Российские производители либо перерабатывают весь куриный жир на собственные нужды, либо предлагают продукцию более низкого уровня качества.
- Высокая стоимость пищевого куриного жира. Как уже отмечалось выше, цена продукта российского производства в 2,5–3 раза выше, чем импортного. Такая разница объясняется отсутствием на российских птицефабриках отлаженного технологического процесса, который позволяет снижать издержки в несколько раз, в связи с гораздо меньшими объемами выпуска по сравнению с иностранными производителями.
Структура рынка по сегментам потребления
В процессе исследования было выявлено, что основными потребителями топленого куриного жира являются производители кормов для домашних животных. Они добавляют этот ингредиент в свою продукцию для усиления ее вкусовых качеств. На их долю приходится 93% всего объема рынка. Еще 6% жиров реализуется через розничные магазины, в основном фирменные точки продаж при птицефабриках. В федеральных торговых сетях этот продукт не продается. Оставшийся 1% потребления приходится на производителей продуктов быстрого приготовления — приправ к готовым обедам, концентрированных супов и т. д.
По заявлениям компаний — лидеров рынка кормов для домашних животных (ООО «Нестле», ООО «Аллер Петфуд»), их объемы производства растут примерно на 4-5% в год, поэтому перспективы развития рынка куриных топленых жиров волне очевидны.
Анализ импорта куриного топленого жира в РФ в 2015–2017 гг.
По информации из базы данных Федеральной таможенной службы России, объем импорта в 2016 году в натуральном выражении вырос на 33%. В 2017 году произошла небольшая коррекция, объемы поставок несколько снизились, но в итоге превысили уровень 2015 года на 17%. Таким образом, динамика импорта в целом повторяет общую динамику рынка. Доля импорта, как уже было сказано, составляет около 50%.
По мнению аналитиков, падение импорта в 2017 г. было вызвано введением эмбарго на поставки из ряда европейских стран, в том числе из Франции, Дании и Испании. Следовательно, в последние два-три месяца этого года куриный жир поставлялся в основном только из Белоруссии.
Динамика производства куриного топленого пищевого жира в России
По оценкам аналитиков, в 2017 году в России производством и реализацией топленого куриного жира занималось 5 предприятий, которые обеспечивали 98% всего объема выпуска. При этом три крупные птицефабрики поставляли продукцию на промышленный рынок, а остальные две компании продавали небольшие партии куриного жира в розницу.
Суммарный объем поставок топленого куриного жира на внутренний рынок в 2016 году вырос на 2%. В 2017 году рост увеличился и составил 15% по итогам года. Аналитики связывают этот скачок с уходом с рынка иностранной продукции и частичной ее заменой на отечественную.
Прогноз развития рынка на 2019–2023 гг.
Как уже было отмечено ранее, более 90% потребления топленых куриных жиров приходится на производителей кормов для домашних животных, а спрос на эти корма не снижался даже в период кризиса и продолжает расти.
Увеличение спроса обусловливается ростом количества домашних животных у жителей России.
Косвенно он подтверждается тем, что лидеры этого рынка в 2017 году ввели в строй новые мощности по производству кормов для кошек и собак в России. Поскольку рост этого рынка прогнозируется на уровне 5% в год, примерно такими же темпами будет увеличиваться и рынок топленого куриного пищевого жира. Предполагается, что к 2023 году его объем превысит уровень 2017 года примерно в 1,5 раза.
www.agroxxi.ru