Анализ рынка пищевого топленого куриного жира: место импортных поставщиков занимают российские производители - фотоПродовольственное эмбарго, расширенное в 2017 году в том числе и на жиры животного происхождения, освободило место на российском рынке для отечественных производителей.

 Объемы выпуска российской продукции сразу же выросли на 18% в натуральном выражении. Учитывая возрастающий спрос со стороны производителей кормов для домашних животных, обеспечивающих более 90% потребления куриных жиров, и прогноз увеличения объема изучаемого рынка в 1,5 раза относительно уровня 2017 года, у крупных птицефабрик есть возможность значительно нарастить выпуск этого субпродукта

На данный момент товарный рынок топленого куриного жира в России развит достаточно слабо.

Многие производители (крупные птицефабрики) используют этот продукт для собственных нужд, например, для кормления птиц или изготовления вареной колбасы. Официальной информации о продаже куриного жира на сайтах птицефабрик также нет. Поэтому для получения объективных данных для исследования были использованы экспертные интервью с основными участниками этого рынка.

Оценка объема и динамики рынка в 2015–2017 гг.

Несмотря на то, что поставками топленого куриного жира в России занимается всего несколько компаний, объем рынка в 2017 году увеличился относительно показателей 2015 года на 17% в натуральном выражении, причем основной рост произошел в 2016 году. В стоимостном выражении он оказался еще более значительным из-за дополнительного подорожания продукта в среднем на 10%. При этом к 2017 году цены немного упали, что вызвало определенную коррекцию стоимостного объема. Необходимо отметить, что при расчете средней цены учитывалась как импортная, так и отечественная продукция, которая стоит более чем в 2 раза дороже. Причины такой диспропорции будут рассмотрены ниже.

По мнению участников рынка, главной причиной роста было увеличение спроса со стороны производителей кормов для домашних животных — основных потребителей топленого пищевого куриного жира. Соответственно, динамика этой отрасли будет определять развитие изучаемого рынка и в обозримой перспективе.

Тенденции развития рынка топленого куриного жира в России в 2015–2017 гг.

В процессе исследования рынка пищевого куриного жира были выявлены следующие факторы и тенденции его развития:

  1. Запрет на ввоз топленых жиров в РФ. В октябре 2017 года Правительство России ввело запрет на импорт жиров животного происхождения из стран, поддержавших санкции, введенные против нашей страны в 2014 году. Поскольку к тому моменту доля импорта куриных жиров составляла 47%, практически половина объема продукции исчезла с рынка.
  2. Увеличение объема внутреннего производства. Уход с рынка иностранной продукции создал хорошие предпосылки для отечественных производителей. Объемы выпуска российских куриных жиров к 2017 году увеличились на 17%.
  3. Дефицит топленого куриного жира высшего и первого сорта. Российские производители либо перерабатывают весь куриный жир на собственные нужды, либо предлагают продукцию более низкого уровня качества.
  4. Высокая стоимость пищевого куриного жира. Как уже отмечалось выше, цена продукта российского производства в 2,5–3 раза выше, чем импортного. Такая разница объясняется отсутствием на российских птицефабриках отлаженного технологического процесса, который позволяет снижать издержки в несколько раз, в связи с гораздо меньшими объемами выпуска по сравнению с иностранными производителями.

Структура рынка по сегментам потребления

В процессе исследования было выявлено, что основными потребителями топленого куриного жира являются производители кормов для домашних животных. Они добавляют этот ингредиент в свою продукцию для усиления ее вкусовых качеств. На их долю приходится 93% всего объема рынка. Еще 6% жиров реализуется через розничные магазины, в основном фирменные точки продаж при птицефабриках. В федеральных торговых сетях этот продукт не продается. Оставшийся 1% потребления приходится на производителей продуктов быстрого приготовления — приправ к готовым обедам, концентрированных супов и т. д.

 

 

По заявлениям компаний — лидеров рынка кормов для домашних животных (ООО «Нестле», ООО «Аллер Петфуд»), их объемы производства растут примерно на 4-5% в год, поэтому перспективы развития рынка куриных топленых жиров волне очевидны.

Анализ импорта куриного топленого жира в РФ в 2015–2017 гг.

По информации из базы данных Федеральной таможенной службы России, объем импорта в 2016 году в натуральном выражении вырос на 33%. В 2017 году произошла небольшая коррекция, объемы поставок несколько снизились, но в итоге превысили уровень 2015 года на 17%. Таким образом, динамика импорта в целом повторяет общую динамику рынка. Доля импорта, как уже было сказано, составляет около 50%.

 

 

По мнению аналитиков, падение импорта в 2017 г. было вызвано введением эмбарго на поставки из ряда европейских стран, в том числе из Франции, Дании и Испании. Следовательно, в последние два-три месяца этого года куриный жир поставлялся в основном только из Белоруссии.

Динамика производства куриного топленого пищевого жира в России

По оценкам аналитиков, в 2017 году в России производством и реализацией топленого куриного жира занималось 5 предприятий, которые обеспечивали 98% всего объема выпуска. При этом три крупные птицефабрики поставляли продукцию на промышленный рынок, а остальные две компании продавали небольшие партии куриного жира в розницу.

Суммарный объем поставок топленого куриного жира на внутренний рынок в 2016 году вырос на 2%. В 2017 году рост увеличился и составил 15% по итогам года. Аналитики связывают этот скачок с уходом с рынка иностранной продукции и частичной ее заменой на отечественную.

 

 

Прогноз развития рынка на 2019–2023 гг.

Как уже было отмечено ранее, более 90% потребления топленых куриных жиров приходится на производителей кормов для домашних животных, а спрос на эти корма не снижался даже в период кризиса и продолжает расти.

 

Увеличение спроса обусловливается ростом количества домашних животных у жителей России.

Косвенно он подтверждается тем, что лидеры этого рынка в 2017 году ввели в строй новые мощности по производству кормов для кошек и собак в России. Поскольку рост этого рынка прогнозируется на уровне 5% в год, примерно такими же темпами будет увеличиваться и рынок топленого куриного пищевого жира. Предполагается, что к 2023 году его объем превысит уровень 2017 года примерно в 1,5 раза.

www.agroxxi.ru