При благоприятном сценарии развития в 2020 году производство сыра может увеличиться на 10%.
Поступательный рост производства сыра может остановиться из-за снижения платежеспособного спроса, что является главным риском для отрасли, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»). При благоприятном сценарии развития в 2020 году производство сыра может увеличиться на 10%, оценивает союз.
Гендиректор «Союзмолока» Артем Белов напомнил, что после ограничения импорта в 2014 году появился реальный интерес к российским сырам. По данным союза, на импортные сыры сегодня приходится 29,8% от объема потребления. Белов прогнозирует, что девальвация снизит привлекательность импорта, а конкурентоспособность российских сыров вырастет, пишет «Коммерсантъ».
Темп роста совершенно точно замедлится, считает президент группы «Кабош» Дмитрий Матвеев. Сыродельная отрасль очень непростая, добавляет он. Для этого бизнеса нужны огромные инвестиции на старте: в оборудование, сырье, технологии. Также нужны большие оборотные средства в процессе производства. «В случае с сыром вы сегодня закупили молоко и произвели сыр, а потом положили его на созревание, и в среднем от двух месяцев до года эти деньги просто заморожены, но при этом за молоко вам надо заплатить уже сегодня, — говорит Матвеев. — И спланировать, куда вы будете продавать сыр тоже, по-хорошему, нужно сегодня».
При этом экономика сейчас находится в периоде неопределенности, а некоторые отрасли просто выключены из процессов — например, гостиничный и ресторанный бизнес. Сейчас спроса от них нет вообще, и пока невозможно предположить, когда и в каком объеме он восстановится, говорит Матвеев. «Уверен, что когда закончится пандемия коронавируса, экономика окажется в серьезной стагнации», — рассказал он «Агроинвестору». Много небольших компаний, в том числе сыродельных производств, прекратят существование, считает он.
Уже сейчас в непростой ситуации оказались производители фермерского сыра. По словам сыровара Олега Сироты, такая продукция в большинстве своем реализуется через рынки и ярмарки, но они либо не работают, либо люди их просто не посещают. «Наша основная задача сейчас — это просто выжить», —рассказал Сирота «Агроинвестору». По его словам, продажи сыра в Москве и Московской области за последнее время упали в два раза. Сыроварня работает над доставкой продукции, но она незначительно компенсирует уже понесенные потери, говорит Сирота. «Через доставку мы продаем около 10% всей продукции. Это очень сложно реализовывать, особенно малым предприятиям», — признает он.
Совладелец компании по производству премиальных сыров «Козы и компания» Кирилл Игошин говорит, что продажи их сыров упали и ритейле. «Премиальные сыры не всегда входят в матрицу тех продуктов, которые являются необходимыми во время кризиса <...>. Поэтому некоторые сети какие-то сыры просто исключили из поставок, — сожалеет он. — Мы ждем дальнейшего падения продаж и не думаем, что они хоть как-то смогут выровняться к значениям 2019 года». «Козы и компания» сейчас столкнулись со снижением оборота и спроса, однако у компании, по словам Игошина, есть планы развития по географии бизнеса, ассортименту сыров. «Конечно, мы планируем выходить на новые рынки, и если рост продаж все-таки будет, то только за счет этого», — добавляет Игошин.
По словам Олега Сироты, продукция его сыроварни сейчас дешевеет. «Мы не можем сказать коровам, чтобы они давали меньше молока. Также нам нужно, чтобы продукция покупалась, поэтому и снижаем цены. Заодно потребителей сейчас поддерживаем», — рассказывает Сирота. Но так долго продолжаться не может, потому что рано или поздно производство столкнется с проблемами, например, сложностями при выплатах кредитов, отмечает он.
Удешевить продукцию «Козы и компания» вряд ли сможет, говорит Игошин. «Экономить больше в нашем случае — это уходить от натуральности продукта, использовать молоко не из-под козы, а нормализованное, автоматизировать рабочие процессы, — поясняет он. — Но мы этого делать не планируем: хотим остаться в нашей нише». По его словам, сейчас «Козы и компания» планируют менять упаковку для своей продукции, чтобы продлить ее срок годности и выйти на федеральный рынок. «Но это не будет дешевле», — уточняет Игошин.
По словам Сироты, в ближайшее время в России вырастет спрос на сырные продукты, так как они дешевле, а покупательская способность падает. «Наши клиенты вряд ли будут переходить с сыра на сырные продукты. А те, кто покупает просто фермерский натуральный сыр, который находится на нижней ценовой границе, в районе 700 руб./кг, я думаю, просто откажутся от него», — говорит Игошин.
На фоне кризиса борьба с фальсификатом может уйти на второй план, и этим могут незамедлительно воспользоваться недобросовестные производители. А поскольку люди будут делать выбор в сторону самой низкой цены, то и сырные продукты будут чаще выигрывать у настоящего сыра конкурентную борьбу на полке, допускает Матвеев. По его мнению, люди постепенно будут все меньше тратить, перераспределять свои деньги на медикаменты, продукты первой необходимости, с длинными сроками годности. В таких условиях многие будут больше думать о том, как сделать так, чтобы все были сытыми, а не о том, насколько полезные продукты они употребляют. «Это все будет замедлять спрос на хороший сыр», — считает он.
Однако за первые два месяца 2020 года спрос на сырные продукты упал на 19,4%, а на сыры — вырос до 16%, сообщает «Коммерсантъ». В «Ленте» и «Магните» фиксировали спрос на сыры в январе и феврале, в Auchan изданию сказали, что изменений по сравнению с прошлым годом не было.
Группа компаний «Кабош»производит до 30 т сыра в сутки. Пока ситуация не критична, так как, учитывая объемы производства, компания точно найдет рынки сбыта. «По каким ценам — это еще открытый вопрос, но сбыт будет», — уверен Матвеев. По его словам, сыр — не самый типичный продукт, и если компания сегодня снизит объем производства, то дефицит будет только минимум через два-три месяца, когда созреет партия. «А есть сыры, которые созревают 9-12 месяцев, и 24-36. Так что сыры — это не тот продукт, производство которого можно приостановить из-за кризиса, нам необходимо долгосрочное планирование», — рассказал он.
«В целом основная проблема, как и на многих других предприятиях сейчас, — это кадры. У нас непрерывное производство, при этом мы прекрасно понимаем, что работникам просто некуда девать детей, потому что школы и детские сады закрыты», — сетует Матвеев. Вторая проблема — сотрудники выбывают из процессов при любом намеке на ОРВИ. Это работает как на уровне введения дополнительных ограничений, так и на психологическом: люди паникуют, садятся на самоизоляцию при малейшем проявлении простуды. «Так что наша текущая реальность — постоянная нехватка рабочих рук. Невозможно по щелчку пальцев взять и заменить человека, который заболел, или того, кому не с кем оставить ребенка», — говорит Матвеев.
За январь-февраль производство сыров в России выросло на 15,3% до 86,7 тыс. т год к году. Для двух месяцев это рекордный показатель за всю историю, следует из обзора «Союзмолока» и аналитического центра MilkNews. Рост производства обеспечен как увеличением мощностей действующих предприятий, так и реализацией инвестиционных проектов рядом крупных производителей, в том числе «Агрокомплексом» им. Н. Ткачева, «Умалатом», «Комос Групп», «Хохланд Руссланд» и другими.
www.agroinvestor.ru