Оптимизация налогообложения сегодня проводится во многих экономических направлениях, в том числе в аграрной отрасли. Предусмотренные изменения направлены на исключение существующих недостатков и создание максимально эффективной системы, учитывающей особенности сельскохозяйственного производства.
Сегодня аграрии вправе использовать общий и специальный режимы налогообложения, а также осуществлять их совмещение. Преимуществами особых схем являются не только упрощение отчетности и снижение налогового бремени, но и освобождение производителей от необходимости исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Однако в этом направлении у многих аграриев возникали определенные трудности.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Известно, что в целях упрощения налоговых процедур и уменьшения соответствующей нагрузки на игроков сельхозрынка наряду с другими специальными налоговыми послаблениями в 2002 году был введен единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН. Его появление привело к отсутствию необходимости исчисления и уплаты в бюджетную систему НДС, что, в свою очередь, лишило производителей права на его возмещение при закупках, требуемых для осуществления деятельности, а также создало трудности при экспортной реализации сельскохозяйственной продукции. В данной ситуации контролирующие органы предприняли некоторые попытки придать деятельности игроков рынка наибольшую прозрачность путем оптимизации налогообложения и устранения из цепочки продаж неблагонадежных фирм.
На данном этапе в налоговой сфере аграрной отрасли наблюдается переходный этап, однако с будущего года ситуация должна поменяться. Так, согласно федеральному закону от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты» предусмотрено признание плательщиков единого сельскохозяйственного налога плательщиками НДС с 1 января 2019 года. Данное изменение предусматривает соответствующие исключения из статьи 346.1 Налогового кодекса РФ. В письме Министерства финансов РФ от 24 января 2018 года № 03-07-14/3564 разъясняется, что поправки позволят организациям и индивидуальным предпринимателям, выплачивающим ЕСХН, одновременно признаваться плательщиками НДС без перехода на общий режим налогообложения.
НЕСКОЛЬКО УСЛОВИЙ
Ожидается, что предлагаемая схема будет способствовать повышению спроса на сельскохозяйственные сырье и продукцию, увеличению объемов продаж, а также даст возможность аграриям проводить техническую и технологическую модернизацию предприятий. При этом налогоплательщики получат право на вычет НДС, предъявленного при закупке материально-технических ценностей для выпуска сельскохозяйственных товаров.
При этом компании, работающие по системе ЕСХН, приобретут право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если они перешли на ЕСХН и реализовали данное право в одном и том же календарном году, либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода организации от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС не превысила установленного законом размера. Согласно статье 145 НК РФ, данный показатель составляет не более 100 млн рублей за 2018 год, 90 млн рублей — за 2019 год, 80 млн рублей — за 2020 год, 70 млн рублей — за 2021 год, 60 млн рублей — за 2022 и последующие годы. При этом, согласно изменениям в пункте 1 статьи 145 НК РФ, предприятия, уплачивающие ЕСХН, в отличие от плательщиков других налогов, не смогут отказаться от реализации права на освобождение от уплаты НДС вплоть до превышения лимитов выручки. Однако такие компании получат возможность не платить данный налог при ввозе товара в нашу страну и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
СЛЕДОВАТЬ ЗАКОНУ
Как показывает судебная практика, субъектами экономической деятельности зачастую не принимаются во внимание важные положения налогового законодательства, особенно касающиеся определения статуса производителя сельскохозяйственной продукции. Так, согласно определению Верховного суда РФ от 16 января 2017 года по делу № А65-1372/2016, обществу с ограниченной ответственностью было отказано в отмене обжалуемого судебного решения по эпизоду налогообложения полученной из федерального бюджета компенсации части затрат на строительство цеха по переработке мяса. Налоговым органом было установлено занижение предприятием налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в связи с включением рассматриваемой субсидии в состав доходов от сельскохозяйственной деятельности с использованием ставки в ноль процентов. Суд мотивировал свое решение тем, что данная ставка применятся для аграриев, отвечающих критериям пункта 2 статьи 346.2 НК РФ. При этом заявитель перешел на систему ЕСХН только в части деятельности, связанной с реализацией произведенных им сельскохозяйственных товаров. Подобные выводы были изложены в определении от 29 декабря 2015 года по делу № А03-23536/2014.
Помимо этого, нередко допускаются ошибки при исчислении выплат при переходе с единого сельскохозяйственного налога на общую систему налогообложения. В определении Верховного суда РФ от 4 декабря 2014 года по делу № А71-10073/2013 был отражен прецедент, когда общество с ограниченной ответственностью неправомерно не включило в состав внереализационных доходов прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном периоде, на дату получения. Нарушение привело к доначислению налога и пеней в соответствии с положениями налогового законодательства. Как следует из определения суда, фирма в 2010 году начислила должнику проценты по договорам займов в сумме 32 986 274 рублей, которые не были своевременно оплачены. По результатам налоговой проверки удалось установить, что с 1 января 2011 года предприятие перешло с ЕСХН на общую систему налогообложения, следовательно, проценты по займам, полученные компанией в указанный налоговый период, подлежали включению в сумму внереализационных доходов в соответствии с положениями закона.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В целях выбора оптимальной налоговой системы и исключения возникновения спорных ситуаций, требующих решения в судебном порядке, сельхозпроизводителям следует помнить основные положения единого сельскохозяйственного налога. Его плательщиками могут выступать субъекты, занимающиеся растение- и животноводческой деятельностью, выращиванием рыб и других водных биологических ресурсов, а также лесным хозяйством. Для признания статуса производителя сельскохозяйственной продукции доходы от такого бизнеса должны составлять не менее 70 процентов от оборота. При этом ЕСХН заменяет общий налог, сборы за имущество, прибыль и состоит в уплате совокупного дохода за вычетом расходов, умноженного на ставку в шесть процентов. Налоговую базу возможно уменьшить на сумму убытков прошлых лет. Уплата данного налога происходит авансовым платежом раз в полгода, а при наличии сотрудников начисляется НДФЛ. Датой получения доходов признается день поступления средств на счет в банке или в кассу предприятия. Прибыль, полученная в натуральной форме, принимается в расчет, исходя из цены договора с учетом рыночных цен.
Главные достоинства ЕСХН заключаются в оптимизации налогового бремени, при этом основные средства списываются единовременно с момента их внесения, поэтому необходимость учитывать и выдавать счета-фактуры отсутствует. Недостатки же подобной системы состоят в том, что предприятия, применяющие ЕСХН, не освобождаются от ведения бухгалтерского учета, а доходы учитываются в кассовом режиме, поэтому аграриям невыгодно использовать отсрочку платежа. Помимо этого, перечень расходов в данном случае оказывается более ограниченным, чем при общем режиме налогообложения. Более того, при реализации права на освобождение от НДС отсутствует возможность предъявить к вычету НДС из бюджета, а за плательщиками ЕСХН сохраняется общий уведомительный порядок избавления от уплаты налога на добавленную стоимость, регламентированный в статье 145 НК РФ.
Таким образом, переход на ЕСХН оправдан в том случае, когда определяющим критерием производства является максимальная доступность оборотных средств. При реализации прав на уплату данного налога и освобождение от НДС также следует принимать во внимание множество факторов. Среди них — необходимость учитывать амортизацию основных средств и расходы на их приобретение с выделенным НДС, его исчисление и возмещение, в том числе при условиях взаимодействия с контрагентами-плательщиками этого налога. Помимо этого, существует потребность в заключении агентских договоров при осуществлении экспортных поставок и реализации права на освобождение от НДС, при этом объем совокупного дохода определяется непосредственно от сельскохозяйственной деятельности. В любом случае каждый сельхозпроизводитель самостоятельно выбирает оптимальную для него систему, исходя из особенностей работы своего предприятия.
Т. А. Чанышев, адвокат, управляющий партнер; К. Р. Султанова, юрист, партнер, Advocate Premium Law Firm
www.agbz.ru