В период разгара экспортного сезона, когда российские зерновые культуры активно поставляются на мировой рынок, и сельхозпроизводители совершают большое количество сделок по продаже подобной продукции, не будет лишним вспомнить о критериях «добросовестности» контрагента и новых правилах исключения компаний из государственного реестра.
В сельскохозяйственной отрасли в течение многих лет наблюдалась ситуация, когда действия непорядочных предприятий наносили ущерб практически всем производителям, ведущим честную игру. Сложившееся положение начало значительно меняться после подписания многими отечественными компаниями в прошлом году «Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции», которую уже можно назвать историческим документом для нашей страны. Он свидетельствует о понимании участниками российского аграрного рынка того, что время «черной» и «серой» реализации товаров уже фактически прошло. Благодаря этому соглашению сегодня все большее количество предприятий-контрагентов осуществляют оборот продукции на прозрачной основе.
РЕШАЮЩИЙ ТОЛЧОК
По сути, требования, которые изложены в хартии, давно очевидны для участников из других отраслей материального производства, например промышленности, которая стала объектом наблюдения фискальных органов намного раньше, чем сельское хозяйство. Однако именно для этого направления нормы, представленные в данном документе, с точки зрения права являются нонсенсом, несмотря на то, что предписываемые требования априори подлежат соблюдению всеми игроками цивилизованного рынка.
До тех пор, пока действия недобросовестных компаний особым образом не влияли на деятельность честных и законопослушных сельхозпроизводителей, никто не сообщал о необходимости в подписании подобного рода соглашения. Однако в последние годы операции «черно-серых» трейдеров начали все больше воздействовать на ситуацию с правовым регулированием налогообложения сельхозпродукции и на всех игроков данного сегмента экономики. Помимо этого, широкий резонанс получили результаты проигранных достаточно известными агропромышленными холдингами судебных дел, связанных с налоговыми органами. Эти и другие факторы послужили толчком к созданию хартии.
ТРЕВОЖНЫЕ ЗНАКИ
В связи с подписанием данного соглашения стали появляться рассуждения о понятии должной осмотрительности компаний. Однако еще в 2007 году Федеральная налоговая служба России разработала и утвердила приказом № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 года критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Более того, в письме ФНС РФ от 16 марта 2015 года № ЕД-4-2/4124 «О рассмотрении обращения по вопросу разъяснения принятия мер должной осмотрительности при выборе контрагента» указано, что налоговые органы Российской Федерации рекомендуют налогоплательщику обращать внимание на определенные критерии, которые могут свидетельствовать о недобросовестности компании. К тревожным признакам можно отнести: отсутствие информации о регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц, или ЕГРЮЛ, что можно проверить на официальном сайте ФНС России; закрепление предприятия по адресу «массовой» регистрации, а также неимение сведенийо фактическом местонахождении фирмы, ее складских, производственных и торговых площадях.Подобные признаки свидетельствуют о высокой степени риска квалификации налоговыми органами такого контрагента проблемным, а сделок, совершенных с ним, — сомнительными.
Со временем требования к проявлению должной осмотрительности и проверке предприятий стали понятны для участников рынка, однако по нововведениям об удалении налоговыми органами из ЕГРЮЛ компаний, сведения о которых являются недостоверными, могут возникать вопросы. Знание данных поправок поможет сельхозпроизводителям не только исключить из списка партнеров непорядочных контрагентов, но и самим не попасть в перечень ликвидируемых фирм.
НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ
В статье 21.1 «Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа» Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ пункт 1 предусматривает, что юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло документы отчетности о налогах и сборах, а также не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое недействующее юридическое лицо может быть удалено из единого государственного реестра в порядке, оговоренном в других статьях данного акта. Однако в этот федеральный закон были внесены изменения, вступившие в силу 1 сентября 2017 года. Статья 21.1 была дополнена пунктом 5, в котором указаны новые основания для исключения из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов. Первым из них является невозможность ликвидации юридического лица ввиду неимения средств на осуществление этой процедуры и отсутствия шансов возложить данные расходы на его учредителей или участников. Вторым основанием выступает наличие в реестре сведений, «в отношении которых внесена запись об их недостоверности в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи».При этом указано, что налоговые службы не смогут исключить компанию из ЕГРЮЛ при наличии у них сведений о возбуждении в отношении этой фирмы производства по делу о банкротстве.
ПРИНЯТЬ МЕРЫ
Оказаться в списке предприятий, которые исключаются из ЕГРЮЛ, могут как непорядочные, так и добросовестные компании. Для определения риска того, что фирма может попасть под массовую ликвидацию, можно пройти небольшое тестирование. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов: управляет ли глава более чем пятью организациями; выступает ли управляющая компания руководителем большого количества фирм — свыше 20 штук; состоят ли члены общества с ограниченной ответственностью во многих предприятиях — в более чем 10 компаниях; зарегистрировано ли по адресу учреждения значительное число организаций — сверх 10 единиц. Помимо этого, необходимо учитывать, истек ли срок дисквалификации лица, которое действует в качестве единоличного исполнительного органа — директора; появилась ли информация о смерти руководителя; отличается ли юридический адрес от места фактического нахождения; соответствует ли наименование единоличного исполнительного органа сведениям в ЕГРЮЛ, поскольку, к примеру, в уставе может быть указано «генеральный директор», а в реестре — «директор». Если положительные ответы были получены более чем на три вопроса, то руководителю компании рекомендуется принять срочные меры для устранения признаков, которые могут привести фирму к ликвидации. В этом случае необходимо найти данные о предприятии на сайте ФНС России и дополнительно заказать выписку непосредственно в районной налоговой службе. После этого нужно сравнить полученную информацию с реальными сведениями о руководителях, учредителях, размере уставного капитала, юридическом и фактическом адресах. В случае обнаружения несоответствий следует предпринять действия, направленные на их устранение. В противном случае налоговая инспекция может сама внести сведения о недостоверности данных, в первую очередь об адресе предприятия, а затем, спустя три месяца, ликвидировать организацию.
УЗНАТЬ О ЛИКВИДАЦИИ
При обнаружении информации, не соответствующей действительности, нужно внести изменения в единый госреестр. Для этого можно подать в инспекцию заявление заинтересованного лица, то есть участника или руководителя общества, о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и тем самым получить основания для проверки компании. Однако можно выбрать иной путь — созвать внеочередное общее собрание участников общества, поставить вопрос об устранении несоответствия выявленных данных и внесении изменений в учредительные и иные документы. Далее следует заверить соответствующие формы у нотариуса и подать их в налоговую службу. В данном случае самостоятельно установленные нарушения будут устранены, а проверки можно будет избежать.
Нередко у руководителей возникает еще один немаловажный вопрос — как узнать о том, что предприятие попало под ликвидацию. Сведения об этом налоговая инспекция размещает в «Вестнике государственной регистрации». На сайте ФНС России существует специальный раздел, посвященный этому документу, где можно получить информацию о любой компании, указав в строке поиска ОГРН или ИНН организации. Такого рода мониторинг необходимо выполнять постоянно, причем как в отношении собственной фирмы, так и контрагентов, с которыми заключаются сделки.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШАГИ
Помимо сайта ФНС РФ существуют различные платные сервисы, работающие по подписке и предлагающие мониторинг контрагентов, а также фирмы, предоставляющие аналогичные услуги. При этом многие юридические и бухгалтерские компании используют профессиональные сервисы, позволяющие отслеживать информацию одновременно о большом количестве предприятий, в том числе данные из «Вестника государственной регистрации».
Важный этап — обнаружение сведений о ликвидации собственной компании. Если такая информация была обнаружена, то необходимо подать в налоговую инспекцию возражение в течение трех месяцев со дня выхода в свет сообщения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ. В качестве крайней меры имеет смысл подать заявление о банкротстве, поскольку при его принятии налоговая инспекция не сможет исключить компанию из реестра. В последующем бумагу можно отозвать, а полученное время использовать для устранения тех обстоятельств, которые послужили основанием для ликвидации. Однако к данному механизму лучше не прибегать, поскольку гораздо грамотнее и безопаснее здраво оценивать финансовое состояние компании, избегать задолженности по налогам, своевременно вести расчеты с кредиторами, сотрудничать с добросовестными контрагентами, поскольку может случиться так, что уже запущенный процесс остановить не удастся.
О. Романова, адвокат, управляющий партнер, ООО «Юридическая группа “Ратум”»
agbz.ru