Фунгицидная защита садов в жестких условиях XXI века В этом году в нашей стране состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Решение актуальных проблем защиты растений в садоводстве как основа устойчивого развития агроэкосистем». Она прошла на базе Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства (ФГБНУ ВСТИСП) и затронула ключевые для отрасли вопросы. В том числе с докладом на тему «Защита садов и виноградников инновационными препаратами» выступили представители науки и производства; среди них был и генеральный директор АО «Щелково Агрохим» академик РАН, доктор химических наук Салис Каракотов.

Изменения климата: обратная сторона медали

Интерес к садоводству в последние годы достиг максимальных за последние два десятилетия отметок. Неудивительно, ведь отрасль находится в растущем тренде: каждый год на территории нашей страны закладывается более восьми тысяч гектаров интенсивных молодых садов.

 Анализируя темпы развития садоводства, становится ясно: вопросы эффективной защиты плодовых культур сегодня актуальны как никогда. Участники конференции отметили: в прошлом сезоне фитосанитарный мониторинг на наличие болезней плодовых и ягодных культур был проведен на площади свыше 444 тыс. га. Выяснилось, что хозяйственное значение для садовых культур имеют парша яблони, мучнистая роса яблони, монилиоз, клястероспориоз косточковых культур, коккомикоз вишни и черешни.

Борьбу с их возбудителями усложняют стремительно меняющиеся погодные условия. Свою точку зрения нам обозначила заведующая лабораторией энтомологии и фитопатологии ФГБНУ «Никитский ботанический сад – Национальный научный центр», главный научный сотрудник, доктор сельхознаук Елена Балыкина. По ее словам, основной тенденцией, влияющей на развитие садовых культур и возбудителей заболеваний, является увеличение вегетационного периода и суммы эффективных температур.

 – Если проследить динамику накопления биологически эффективного тепла с начала девяностых годов прошлого столетия и до настоящего времени, можно увидеть, что набор положительных температур начинается в Крыму уже с марта. А в отдельные годы – и с февраля. Между тем ранее это происходило только с апреля. Кроме того, биологически эффективное тепло продолжает набираться в сентябре – октябре, а в 2018 году – и в декабре. Как результат – вегетационный период увеличился в среднем на 18–24 дня. С одной стороны, это создает благоприятные условия для выращивания плодовых культур; с другой – дает мощный толчок к развитию множества вредителей и болезней, – поясняет ученая.

Без меди – не обойтись

Со своей коллегой полностью согласна старший научный сотрудник лаборатории защиты плодовых и ягодных растений Северо-Кавказского федерального научного центра садоводства, виноградарства, виноделия (СКФНЦСВВ) Галина Якуба.

– Теплые, бесснежные зимы стали особенностью для всего Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Нынешний сезон – не исключение. Ситуацию усугубили высокие температуры воздуха в первой половине марта. Они способствовали более раннему распространению первичной инфекции, – констатирует наша собеседница.

 Кроме того, из-за погодных изменений меняется «ядро» доминирующих видов заболеваний. По словам Галины Валентиновны, к ним присоединяются возбудители гнили сердцевины плода.

 – В этом году первые фунгицидные обработки в кубанских хозяйствах начались с середины марта – до начала распускания почек. Они были локальными и направлены против черного рака. Речь идет о медьсодержащих препаратах, которые сдерживают прорастание спор патогенов и обычно применяются в начале вегетации в фенофазах «зеленый конус – розовый бутон» против целого комплекса возбудителей. Вообще, медьсодержащие препараты – это «классика» фунгицидной защиты садов, без них не обходится ни одна схема. Тем лучше, что ассортимент «Щелково Агрохим» пополнился препаратом на основе сульфата меди – Индиго, КС. Мы проводили испытания данного продукта в мелкоделяночных и широких полевых опытах в течение нескольких лет и убедились в его высокой эффективности. Новинка ни в чем не уступает импортным медьсодержащим фунгицидам, – отмечает ученая.

Во главе угла – проблема резистентности

Отдельно Галина Якуба остановилась на проблеме формирования у патогенов устойчивости к действующим веществам из некоторых химических классов. По ее словам, потепление климата является причиной увеличения количества фунгицидных обработок за сезон. Это значит, что схемы защиты требуют строжайшего контроля со стороны агронома, а также чередования препаратов с действующими веществами из разных химических классов.

 – Особенно это касается препаратов триазольной группы, активно используемых против парши, – акцентирует наш эксперт. – О резистентности пока не идет речи, но она может развиться, если не соблюдать регламенты применения по нормам расхода и кратности обработок. К счастью, кубанские, адыгейские, ставропольские, ростовские, кабардино-балкарские садоводы понимают возможные масштабы проблемы и четко следуют этим правилам. Другое дело, что российским садоводам запретили к использованию ряд эффективных препаратов – в первую очередь, фунгицидов из бензимидазольной группы. Замены им, к сожалению, нет, – сетует Галина Валентиновна.

 Скудный ассортимент контактных фунгицидов, которые используют во второй половине вегетации, когда «системники» запрещены, – еще одна проблема, озвученная нашей собеседницей. В том числе, российским садоводам необходимы препараты с действующими веществами из стробилуриновой группы, а также многокомпонентные препараты с действующими веществами из разных классов.

 – Компания «Щелково Агрохим» создает и выводит на рынок эффективные, конкурентоспособные препараты. В частности, двухкомпонентный фунгицид Медея, МЭ. Мы испытывали его пять лет назад, и в борьбе с паршой данный продукт зарекомендовал себя очень хорошо. Кроме того, портфель «Щелково Агрохим» пополнился новым контактным фунгицидом Ширма, КС на основе флуазинама. А опыты по изучению эффективности новейших препаратов – Кантор, ККР и Индиго, КС, о котором я говорила выше, – подтверждают: они вполне могут составить конкуренцию импортным препаратам. В данном вопросе все будет решать разница в цене, так как защитный эффект у щелковских и импортных фунгицидов одинаков, – резюмирует Галина Якуба.

Инновационные формы – максимальный результат

Действительно, «Щелково Агрохим» активно работает над расширением фунгицидного портфеля для защиты садов. В том числе, специалисты компании не только подбирают эффективные действующие вещества, но и при необходимости облекают их в инновационные формы. Яркий пример – системный препарат для садов и виноградников Кантор, ККР, о котором упоминала кубанская ученая. От множества других фунгицидов его отличает инновационная препаративная форма: концентрат коллоидного раствора. Он обеспечивает быстрое начальное действие и высокую искореняющую способность. Кроме того, благодаря коллоидной формуляции, Кантор, ККР устойчив к смыванию уже через два часа после проведения обработки.

 Еще одним ценным свойством препарата является его эффективность при любой инфекционной нагрузке даже при низких температурах воздуха – от +3°С. Далеко не каждый фунгицид с традиционной препаративной формой способен продемонстрировать в таких условиях достойную эффективность. Но многочисленные испытания Кантор, ККР в Краснодарском крае, Ростовской и Орловской областях подтвердили: он справляется в ситуациях, при которых другие фунгициды демонстрируют недостаточно высокий защитный эффект.

Доказано в «Саду-Гиганте»

Но все это – в теории, а мы остановимся на конкретных данных. В прошлом году в одном из крупнейших предприятий нашей страны – АО «Сад-Гигант» – были заложены опыты с применением фунгицидов компании «Щелково Агрохим». Основной вредоносный объект этого кубанского предприятия – парша яблони, существенно снижающая качество плодов. Ключевыми причинами, которые влияют на степень развития заболевания, являются осадки в виде дождя и роса. В апреле и мае (наиболее опасные месяцы для заражения паршой) прошлого года осадки были минимальными: 8,9 мм и 10,4 мм соответственно. Однако ситуацию усугубили частые росы – именно они поспособствовали развитию парши. В борьбе с этим заболеванием на опытном варианте использовали как хорошо известные, так и новейшие щелковские препараты. Итак, фунгицид Кантор, который в ближайшее время получит регистрацию в нашей стране, применили один раз за сезон, в фазе «выдвижение бутонов» (10.04). В эту же обработку в хозяйстве использовали хорошо известный садоводам препарат Медея, МЭ.

 Еще одну новинку – Фуджи применили дважды: в фазы «розовый бутон» (13.04) и «плод грецкий орех» (28.06). Между этими двумя обработками (18.06) в ход пошел уже имеющий регистрацию фунгицид Ширма, КС. Учет качества плодов, проведенный после уборки урожая, показал: на варианте «Щелково Агрохим» было собрано 99,2% здоровых плодов. Поражение паршой составило всего 0,2%. Для сравнения: на эталоне данный показатель оказался выше – 0,3%, а на контроле и вовсе составил 5,5%. Выводы предприятия были очевидны: опыт, включающий в себя препараты «Щелково Агрохим», продемонстрировал высокую эффективность против болезней.

Будущие сезоны для российских садоводов обещают быть непростыми. Тем важнее уделить максимальное внимание мониторингу плодовых культур и четкой ротации препаратов с разными действующими веществами. В таком случае аграрии смогут рассчитывать не только на высокие, качественные урожаи, но и на то, что патогены не успеют выработать резистентность, так что «жизнь» эффективных фунгицидов будет максимально долгой.

agroportal-ziz.ru