Иван Рогоза, директор ЗАО «Семена» из Волгоградской области, говорит, что для его хозяйства амарант – одна из самых рентабельных культур. О «неувядающем цветке», как переводится с греческого название растения, в России мало что известно. Но то, что известно, не оставляет сомнений: в ближайшее десятилетие нас ждёт бум производства этой культуры.

Перспективам и технологии возделывания амаранта было посвящено очередное заседание Клуба агрознатоков ИД «Крестьянин».

Рекордсмен по полезности

«Пшеница  ацтеков», «хлеб инков» – такие ещё прозвища получил амарант в мире. В течение восьми тысяч лет это растение, наряду с бобами и кукурузой, было главной пищей народов Южной Америки и Мексики.

– Но амарант – это и наша культура тоже, – утверждает Лидия Мирошниченко, генеральный директор научно-производственного объединения  «Русская Олива». – В Воронежской области, в селе Костёнки есть палеолитическая стоянка древнего человека, которой около 20 тысяч лет. Так вот, учёные установили, что обитатели этой стоянки – уже тогда! – использовали в пищу амарант и просо.

Имея очень мелкие – от 0,6 до 1,2 мм в диаметре – семена, амарант как сельскохозяйственная культура мало интересовал наших современников. «Подмочила репутацию» близкая родственница амаранта – сорняк щирица.

Всё изменилось, когда в 1972 году австралийский специалист по физиологии растений Джон Даунтон обнаружил, что зёрна амаранта содержат гораздо больше белка, чем зёрна пшеницы, кукурузы, риса и других зерновых культур. Дальнейшие исследования показали, что амарант – рекордсмен по количеству кальция, который к тому же отлично усваивается благодаря  сквалену («предшественнику» витамина Д).

– В масле печени акул содержание сквалена составляет 60%, в амарантовом – 6%, а в оливковом масле, которое, к сожалению, мы не едим ложками каждый день, – 0,6%, – говорит Лидия Александровна.

Продукция «Русской Оливы»

Неясные, но многообещающие перспективы амаранта подтолкнули учёных заложить первые опыты возделывания этой культуры и задуматься о  том, как её перерабатывать. Спектр продуктов из амаранта оказался широким: силос, сенаж, комбикорм, амарантовое масло, диетические (безглютеновые) мука и крупа, белковые концентраты для детского или спортивного питания – всё это научились производить в ООО «Русская Олива».

Уникальный и пока ещё штучный продукт быстро нашёл своего потребителя.

–  Если бы вы только знали, сколько запросов приходит к нам на амарантовую муку из разных регионов России! – говорит Мирошниченко. – Амарантовая мука по своим вкусовым качествам ближе всего к пшеничной, она настоящее спасение для тех, кто не переносит глютен. Таких людей – 1-2%, причём становится больше детей, нуждающихся в безглютеновой диете.

Экспериментальный завод «Русской Оливы» начал работать в 2005 году, его мощности позволяли перерабатывать до 1 000 тонн зерна в год. Сначала сырьё закупали в Индии, последние четыре года обходились амарантом, выращенным в России. Но лавинообразный спрос на продукцию, в том числе за рубежом, подтолкнули переработчиков к тому, чтоб расширяться. В 2019 году в Воронежской области будет запущен завод на 20 тысяч тонн зерна. Он, очевидно, столкнётся с недостатком сырья: посевы амаранта в России оцениваются в 3,5 тысячи га, а максимальная урожайность, которую удаётся получать в производственных посевах, – 3 т/га.

Агротехнология требует практики

ЗАО «Семена» к новому для себя амаранту обратилось после очередной засухи. Быковский район Волгоградской области считается зоной рискованного земледелия: не всякое растение может выжить в условиях, когда за год выпадает 250-300 мм осадков.

– Климатические условия – спартанские. В этом году 2,5 тысячи гектаров яровых – пшеницы и ячменя – запахали. А амарант дал 13 центнеров с гектара. Могли бы получить и больше, около 20 ц/га, если бы мы вовремя заметили свекловичного долгоносика, – поделился глава хозяйства Иван Рогоза. 

В производстве амаранта многим приходится идти, как слепым котятам, признался сын Ивана Ивановича Дмитрий. Какие периоды активности вредителей амаранта? Когда и какими препаратами работать? Искать ответы приходится самостоятельно и опираясь на советы «Русской Оливы». Опыт возделывания более-менее наработан на Украине, а у нас этой культурой никто всерьёз не занимался.

– В каждом регионе есть государственные сортоиспытательные станции. Да, культура новая – но ведь можно заложить опыты? Сравнить, как ведут себя разные сорта, – задаётся вопросом Иван Рогоза.

Амарант хорошо адаптируется к разным погодным условиям, стойко переносит засуху. Но на первых порах вегетации требует особой заботы: семя нужно протравить, положить строго на глубину 1,5-2 см и во влажную почву, следующие три недели – защищать культуру от сорняков, которые растут более быстрыми темпами.

Несмотря на некоторые «пробелы» в агротехнологии, ЗАО «Семена» отказываться от амаранта не намерено. Даже наоборот – инвестирует в производство: приобрели овощную сеялку точного высева «Клён», рапсовый стол, культиватор. Потому что амарант всегда приносит прибыль.

– Посевной материал мы покупаем у «Русской Оливы» и одновременно заключаем два договора: на приобретение семян и на продажу зерна, – говорит Иван Иванович.

Цена на зерно обговаривается сразу и начинается от 40 рублей за килограмм. В дальнейшем, после получения и очистки урожая, она может вырасти и до 60 рублей. Значение имеют качество амаранта и количество примесей.

– Ни с одной другой культурой никто не скажет, какой будет цена. А с амарантом всегда знаешь, на что рассчитывать, – говорит Иван Рогоза. – Прямые затраты на гектар, без учёта инвестиций в сельхозтехнику, составляют около 14 тысяч рублей. В этом году амарант, пшеница и горчица составили тройку самых рентабельных культур.

Зачем югу амарант?

ЗАО «Семена» хотело бы расширить посевы амаранта, но понимает, что больше 250 га не осилит. В условиях Быковского района сев нужно успеть провести за 5-6 дней. Расширять площадь — значит, покупать ещё одну сеялку и ещё один трактор. Но в ближайшее время деньги потребуются хозяйству на покупку фотосепаратора.

Дело в том, что на посевах амаранта нельзя работать гербицидами против двудольных сорняков. Поэтому вольготно чувствует себя на пашне щирица. Избавиться от вредного семени в урожае можно только  фотосепаратором – например, «Сапсаном», произведённым в Воронежской области. После загрузки зерна в бункер аппарат рассредотачивает его по специальной ленте и отправляет в зону, где фотокамера отслеживает контрастные частицы, делая 6 тысяч снимков в секунду. Выявленные примеси «отстреливаются» в отходы при помощи 72 пневмоклапанов.

– Такие фотосепараторы могут использоваться для сортировки не только амаранта, но и любых зерновых и зернобобовых культур, – рассказала Лилия Калдари, руководитель региональных продаж по ЮФО и СКФО компании ООО «Смарт Грэйд».

Центры по фотосепарации и переработке – будущее производства амаранта в нашей стране, уверена Лидия Мирошниченко. 

– Нам пришлось взять на себя роль научно-исследовательского института по амаранту, – шутит глава «Русской Оливы». – По вопросам селекции, в Ставропольском крае общаемся с Верой Владимировной Чумаковой из СНИИСХа (Северо-Кавказского федерального научного центра. – Прим. авт.), в Самарской с Владимиром Федоровичем Казариным, ГНУ «Поволжский НИИ селекции и семеноводства им. П.Н. Константинова».

Но нам бы хотелось, чтобы в каждом регионе местные учёные присоединились к исследованиям. Амарант на делянках Екатерининской опытной станции ВНИИ растениеводства им. Н.И. Вавилова (Тамбовская область) достиг урожайности по зерну 200 ц/га. Задача, которую ставит «Русская Олива», – получать в производственных посевах 60-80 ц/га. В этом случае питательная эффективность 1 га амаранта будет равна суммарному урожаю с 1 га пшеницы и 1 га сои. 

Другое перспективное направление – выращивание амаранта на зелёную массу, которой с одного гектара можно получить 100-120 тонн. Сегодня «Русская Олива» совместно со Всероссийским научно-исследовательским ветеринарным институтом патологии, фармакологии и терапии заложила опыт по кормлению дойного стада коров амарантовым силосом.

Учёные хотят знать, каким будет экономический эффект от такой диеты.

–  Мы работаем с сельхозпроизводителями Центрального федерального округа, с Алтайским краем. Но хотели бы найти единомышленников и на юге России, – говорит Лидия Мирошниченко. – Сейчас производство амаранта держится на небольшом круге энтузиастов, но, я уверена, мы стоим на пороге создания  целой отрасли растениеводства.

agrobook.ru