Кукуруза — культура востребованная и рентабельная, но требующая внимания и соблюдения технологии. В погоне за прибылью аграрии часто делают выбор в пользу более выгодных схем защиты и обработки почвы, допуская непоправимые ошибки, стоящие львиной доли урожая.
Выращивание кукурузы, как и любой сельхозкультуры — это тяжелая работа по учету всех факторов и подбору возможных технологических решений, уверен Эдуард Павловский, менеджер по развитию рынка кукурузы и сорго компании «Евралис Семанс Рус». «Только так можно получить ожидаемый результат, — уверен специалист. — Нельзя сказать, что один производитель работает плохо, а другой — хорошо. Для кого-то 30 ц/га — это прекрасный результат для данной зоны выращивания, а для другого и 100 ц/га — низший порог ожидаемого результата. Каждый прав по-своему и у каждого своё видение».
Ускользающая выгода
Рентабельность выращивания кукурузы, прежде всего, определяется величиной и качеством урожая, которые, в свою очередь, практически на 100% детерминированы геномами высеваемых гибридов, рассуждает Борис Вороничев, эксперт службы агрономической поддержки компании Corteva Agriscience. Поэтому сельхозтоваропроизводителям рекомендуется приобретать для посева семена гибридов с максимально выраженным эффектом гетерозиса и прошедших всестороннюю проверку на адаптивность к местным почвенно-климатическим условиям. Вместе с тем потенциал высокоурожайных гибридов может в полной мере раскрыться при соблюдении технологии. Но даже несмотря на то, что современная селекция преуспела в выведении гибридов, характеристики которых могут отчасти нивелировать ошибки агрария и пробелы в технологии, полагаться на это не стоит, полагает Вороничев.
Если сельхозпроизводители выращивают кукурузу на зерно, то в упрощенном виде рентабельность зависит от соотношения получаемой прибыли и затрат на производство, поясняет Павел Ищенко, портфолио-менеджер по семенам кукурузы компании «Сингента». Поэтому, если в хозяйстве только планируют заниматься кукурузой, в первую очередь, необходимо проанализировать свои возможности: наличие почвообрабатывающей, посевной и уборочной техники, почвенноклиматические условия, возможность применять необходимые средства защиты растений и удобрения, а также потенциальную урожайность гибридов кукурузы и рынок сбыта готовой продукции. Если после такого анализа появилось понимание, что производство кукурузы будет рентабельным, — добро пожаловать в «кукурузный клуб».
По мнению Ищенко, многое также зависит от того, что именно сельхозпроизводитель понимает под термином «качество зерна». Если содержание крахмала — то важны условия выращивания, тип зерна, особенности гибрида, рассказывает специалист, если же загрязнённость микотоксинами — то снова: условия выращивания, поражённость вредителями и болезнями, а также условия подработки и хранения товарного зерна. А если пригодность на определённые цели (например, производство крупы или лизина), то особенности гибрида и тип зерна. В любом случае, правильный подбор гибрида, агротехники, количества удобрений, планирование уборки и послеуборочных мероприятий, таких как сушка, помогут обеспечить более высокое качество зерна кукурузы, подчеркивает специалист.
Рентабельность напрямую зависит от полученного урожая, а для получения высокого урожая нужны вложения, дополняет коллегу Алексей Галай, менеджер по развитию продуктов компании «КВС РУС». «Обязательно применение минеральных удобрений и качественных пестицидов, соблюдение сроков внесения гербицидов. В противном случае растения кукурузы получат стресс и не смогут реализовать свой потенциал. И, безусловно, необходим качественный посевной материал, без которого даже идеальное выполнение остальных агротехнических требований теряет свою актуальность. Верно говорят: «что посеешь, то и пожнёшь».
Оценить возможности
Главная ошибка аграриев, по мнению главы Дальневосточного представительства компании «Щелково Агрохим» Марины Чистовой — переоценка своих знаний и возможностей. «Необходим фундаментальный подход к знаниям о биологии, морфологии растения, технологии выращивания даже не в регионе, а в конкретном районе, подчёркивает специалист. «Например, в Приморском крае семь климатических зон — везде свои почвы, сорняки, осадки, суммы положительных температур и т. д. Все эти факторы важно учитывать при выращивании кукурузы», — уверена Чистова.
В рамках комплексной технологии говорить об ошибках выращивания такой прихотливой культуры как кукуруза очень сложно, считает Павловский. Необходимо также учитывать изменчивость рынка, возможности бюджетов и ограничения, связанные с погодными условиями. Ведь каждый адаптирует свои возможности к реалиям производства, пропуская при этом через себя большой поток информации и порой разбираясь в противоречивых рекомендациях. «Я уверен, что каждый сталкивался с ошибками, это не фатально. Главное, чтобы эти ошибки становились этапами обучения, а система земледелия адаптировалась», — рассуждает специалист. По его словам, часто бывает так, что при желании сэкономить аграрии не учитывают риски использования некоторых гербицидов или закупают неадаптированные гибриды, поскольку они дешевле. А это приводит к потерям урожая.
Победить засуху
Один из самых первых факторов, лимитирующих урожай кукурузы — это засуха. Если она приходится на важные этапы вегетации культуры, можно потерять до 50% урожая всего за несколько дней, констатирует Борис Вороничев, эксперт службы агрономической поддержки компании «Corteva Agriscience». Большая часть территорий, на которых возделывается кукуруза в нашей стране, относятся к регионам нестабильного влагообеспечения, рассказывает он. Поэтому, безусловно, настоящий прорыв в отрасли — это появление засухоустойчивых гибридов кукурузы. Но зачастую за выбором засухоустойчивых гибридов стоит компромисс между риском недополучения урожая в случае наступления засухи и возможностью получить максимальный урожай зерна в благоприятный год, ведь генетический признак, отвечающий за устойчивость к засухе, имеет отрицательную корреляцию с урожайностью.
Кроме того, в противостоянии губительному воздействию засухи нельзя сбрасывать со счетов и агротехнические приёмы, такие как меры по снегозадержанию в регионах с низким снежным покровом, переход к минимальным технологиям и сокращению проходов техники по полю весной, начало посевной в оптимально ранние сроки, чтобы дать кукурузе дольше расти в наиболее благоприятных условиях. И, конечно, на качество зерна влияют генотип гибрида, режим минерального питания, складывающиеся в течение вегетационного периода погодные условия, а также фитосанитарное благополучие посевов».
Помимо этого, продолжает Павловский, дороговизна сбалансированной системы питания приводит к выбору более дешёвых стратегий по применению удобрений, у которых, безусловно, есть серьёзные недочёты, например, перекос в использовании только азотных удобрений при дефиците других элементов питания. «Но в целом, сегодня всё больше профессиональных сельхозтоваропроизводителей, которые учитывают не только свою практику выращивания, но и обращают внимание на опыт соседей. Это показывает статистика по средней урожайности культуры, которая, по данным Федеральной службы государственной статистики, по России составляет 50-55 ц/ га. Стало быть, в России внедряются новые технологии, генетика с большей потенциальной урожайностью, системы удобрений и новые и современные сельхозмашины».
Дорогостоящие ошибки
Наиболее распространённая ошибка заключается в неправильном выборе гибрида, уверен Борис Вороничев. «Именно поэтому наша команда агрономов работает с аграриями по принципу: каждому полю — свой гибрид», — делится эксперт. По его словам, большой выбор гибридов для технологий с любым уровнем интенсивности позволяет сельхозпроизводителям добиваться коммерческого успеха при реализации технологий, применяющихся в каждом конкретном случае. Поэтому при выборе гибрида, в первую очередь, нужно обращать внимание не на потенциал его урожайности, а именно на те характеристики, которые позволят ему наилучшим образом приспособиться к условиям в хозяйстве.
Тонкостей очень много, говорит Вороничев. Помимо стандартных (ФАО, скорость влагоотдачи, уровень технологии возделывания), стоит учитывать и другие моменты. Например, если хозяйство практикует ранний сев, необходимо выбирать гибриды, позволяющие производить посев в почву при температуре от +7°С. Если недостаточно посевной техники, из-за чего посевная может быть затянута, стоит выбрать часть гибридов, подходящих для более позднего сева. И обязательно следует учитывать культуры-предшественники: после колосовых зерновых или кукурузы, нужен гибрид с повышенной устойчивостью к общим заболеваниям, после сахарной свеклы и овощей может понадобится гибрид с повышенной устойчивостью к гербицидному стрессу и тяжёлым почвам. А после гороха или сои, которые являются наиболее предпочтительными предшественниками, можно выбирать гибрид с высоким потенциалом урожайности.
На основе мониторинга
Перед любым применением каких-либо средств защиты или ростостимулирующих препаратов нужно проводить мониторинг полей, советует Марина Чистова, глава Дальневосточного представительства «Щелково Агрохим». На основании обследований возможно применение нескольких схем применение ХСЗР:
1) почвенный гербицид + внесение гербицидов в фазе 2-5 листов кукурузы + уходовые обработки во время вегетации (листовое питание, инсектицидная, фунгицидная, междурядная обработка с подкормкой минеральными удобрениями);
2) без почвенного гербицида, но с усилением гербицидной нагрузки в период вегетации + уходовые обработки. Любая экономия на гибриде, удобрениях, ХСЗР, агротехнических приемах, подкормках неизбежно приведёт к потере урожая.
Чтобы минимизировать возможные риски и найти свой идеальный портфель гибридов, рекомендуется выбирать гибрид для каждого конкретного участка, будь то целое поле или даже его часть. «Ведь роль может сыграть не только минеральный состав почвы, но даже направление склона. И если гибрид высевается впервые, мы рекомендуем воспользоваться агросопровождением производителя семян, даже если хозяйство имеет колоссальный опыт возделывания кукурузы», — советует Вороничев.
Самые распространённые ошибки технологии всегда и самые хрестоматийные. Например, к потере урожая приводит слишком ранний или слишком поздний посев. «Ранний посев в непрогретую почву приводит к неравномерным всходам и плохой всхожести семян, — констатирует Алексей Галай, менеджер по развитию продуктов компании «КВС РУС». — В дальнейшем, поздно взошедшие растения будут угнетаться более мощными ранними всходами. С другой стороны, слишком поздние посевы кукурузы, особенно в южных регионах, страдают от атмосферной и почвенной засухи. Поэтому кукурузу необходимо сеять, когда температура почвы на глубине заделки семян прогреется до +10°C».
Другая ошибка — выращивание кукурузы на одном поле в течение нескольких лет. «Чем дольше эта культура возделывается на одном месте, тем выше становится инфекционный фон пыльной и пузырчатой головни, стеблевой и корневой гнили, возрастает численность хлопковой совки и кукурузного мотылька. Поэтому агроному необходимо контролировать фитосанитарное состояние каждого поля и при превышении экономического порога вредоносности патогена отказаться от посева кукурузы на заражённом участке», — рекомендует Галай.
Особый контроль
Из-за высокого требования к качеству сырья в особом контроле нуждается сахарная кукуруза. «Один из профилирующих вредителей — хлопковая совка — может наносить значительный ущерб початкам, после чего они не будут соответствовать требованиям, предъявляемым со стороны закупщиков сахарной кукурузы, — поясняет Дмитрий Белов, начальник отдела развития продуктов компании «Август»».
По его словам, для контроля хлопковой совки, необходимо иметь высококлиренсные опрыскиватели, а также применять специализированные инсектициды из класса диамидов, в частности: пиридилпиразолы, оксадиазины, авермектины. Препараты на основе данных групп д. в. имеют высокую стоимость, что не может не сказаться на себестоимости продукта. Тем не менее, рентабельность может сохраняться весьма высокая. Безусловно, есть решения менее дорогие, продолжает эксперт, — пиретроиды, однако их эффективность ниже по сравнению с первой группой. Что же касается фосорганических инсектицидов (ФОС), то они по большей части либо уже запрещены для применения на кукурузе, либо скоро окажутся под запретом. В паре с хлопковой совкой вредит кукурузный стеблёвой мотылёк, у них немного разные циклы развития, однако при хорошем прогнозе можно совмещать и предвосхищать повреждения данной группой вредителей, говорит Белов.
В целом же, на кукурузе не так много защитных мероприятий, скажем, в отличие от сахарной свёклы, картофеля или рапса, поэтому экономить особо не на чем, считает эксперт. Так как большая доля семян кукурузы на рынке реализуется семенными компаниями, имеющими свои семенные заводы за рубежом и в России, семена, по большей части протравлены фунгицидным протравителем, что защищает культуру от болезней всходов и снижает риск возникновения пузырчатой (инфекция на семенах) и пыльной головни. Однако на заводах далеко не всегда делают протравливание инсектицидным протравителем, а это очень важно для хозяйств, где проволочники и подгрызающие совки являются профилирующими вредителями. Поэтому сельхозпроизводителям приходится делать это самостоятельно. Для этих целей лучше выбирать д. в. из класса финилпиразолов или пиретроидов с высоким давлением паров, советует Белов. Он также обращает внимание на то, что сейчас постепенно в систему защиты вводятся листовые фунгициды. «Их доля в защите кукурузы пока невелика, — говорит эксперт. — Однако такие болезни, как фузариоз зерна (початка), гельминтоспориозы и, некоторые виды головни могут привлечь к себе внимание агрономов по защите».
Не менее важно и механическое уничтожение сорной растительности, добавляет Павел Ищенко. На рынке существует великое множество орудий, которые позволяют подобрать оптимальный агрегат согласно стратегии обработки почвы. Что же касается гербицидов, то очень важно соблюдать регламент применения препаратов, поскольку гербициды — один из основных стресс-факторов, воздействующих на растения кукурузы на ранних этапах вегетации, когда закладывается потенциал будущего урожая.
При этом не стоит забывать об инсектицидах и фунгицидах. В последние годы нарастание численности вредителей и ущерб, наносимый ими, становятся всё более заметным, констатирует Ищенко. Поэтому профессиональные производители кукурузы, особенно ориентированные на экспорт, уже не могут обходиться без применения инсектицидов. Фунгициды же все чаще включаются в схему защиты на сельхозпредприятиях, применяющих орошение или расположенных в зонах с достаточной или повышенной влагообеспеченностью, а также имеющих высокую долю кукурузы в севообороте.
«В любом случае, использование неоправданно низких дозировок средств защиты растений, исключение из агротехники мероприятий, которые необходимы в конкретных почвенно-климатических условиях может привести к плачевным результатам. Как известно, скупой платит дважды», — заключает Ищенко.
Гербицидная защита
Важным этапом является защита кукурузы от сорняков, что требует отдельного описания — насколько она разнообразна и гибка в зависимости от условий, сорняков, экономики и задач, рассуждает Дмитрий Белов, начальник отдела развития продуктов компании «Август». Однако есть гербициды, обладающие широким базовым спектром действия. Они контролируют широкий спектр сорняков, не требуют приготовления баковых смесей и по стоимости относятся к премиальному сегменту. Тем не менее, по ряду сорняков, в особенности, многолетних корнеотпрысковых и корнестежневых, эти препараты обладают недостаточной эффективностью и требуют таких партнеров как 2,4-Д, дикамба, пиклорам, клопиралид, флуроксипир. Есть мнение, что данные д. в. (синтетические аналоги ауксинов) негативно влияют на урожайность кукурузы. Однако по таким сорнякам, как полынь, вьюнок полевой, молочай лозный, бодяк полевой, повой заборный и некоторым другим только эти д. в. могут снизить вредоносность. Просто необходимо соблюдать технологию: фаза применения — 3-5 лист культуры, оптимальные погодные условия, ФАО гибрида. И, конечно, учитывать цели выращивания кукурузы».
www.agroinvestor.ru