Успехи молочного бизнеса сегодня неразрывно связаны с быстрыми темпами распространения в мире голштинской породы.

Продуктивность коров этой породы составляет более 10-12 тыс. кг молока в год и постоянно повышается в результате селекционной работы. Именно поэтому, в настоящее время системы кормления молочного скота ориентированы на базовые параметрах голштинов.

В структуру таких систем кормления входят:

  1. способы нормирования кормления животных;
  2. выбор основного показателя питательности кормов и рационов;
  3. принципы определения химического состава кормов;
  4. алгоритмы балансирования рационов.

 Современные способы нормирования кормления молочного скота

 В практике нормирования кормления сельскохозяйственных животных используются два основных метода – обобщённое нормирование и факториальное нормирование.

Первый – обобщённое нормирование - предлагает одновременное определение потребности организма в энергии и питательных веществах и для выполнения всех жизненных функций животного и для его продуктивности. Это основное положение советской школы до 2010 года возглавлял академик Алексей Петрович Калашников.

Второй способ – факториальное нормирование – активно используется в США, Канаде и странах Западной Европы. Здесь за основу приняли сводное составление суточной нормы в энергии и питательных веществах как суммы отдельных потребностей на жизнедеятельность, лактацию, прирост живой массы и развитие эмбриона. Каждая из потребностей определяется отдельно, в комплексе физиологических опытов, на основании чего выводят уравнения регрессии. На постсоветском пространстве разработчиком и координатором этой системы является академик Виктор Георгиевич Рядчиков.

Необходимо отметить, что оба эти способа нормирования кормления имеют как свои достоинства, так и свои недостатки. Обобщенный способ нормирования достаточно хорошо работает на среднем уровне продуктивности молочного скота. Впрочем, сейчас такое производство вряд ли может иметь высокие показатели рентабельности. Факториальный способ, является более понятным и прозрачным. При этом он обеспечивает максимальную эффективность системы кормления коров с высоким уровнем продуктивности и наибольший уровень трансформации энергии и питательных веществ кормов в молоко.

Кормовые единицы и их эффективная альтернатива

Длительное время в странах СНГ при нормировании кормления молочных коров и составлении их рационов использовали овсяную кормовую единицу (ОКЕ).

Данная кормовая единица имела статус основного показателя питательности кормов и рационов практически во всех областях животноводства. Структуры рационов в это время определяли как удельный вес различных групп кормов от основного показателя питательности – ОКЕ. На основе такого подхода был накоплен большой практический опыт, позволяющий получать молочную продуктивность коров до 5-6 тыс. кг молока за 305 дней лактации. В то же время применение ОКЕ при составлении рационов высокопродуктивных коров оказалось неэффективным. Причиной этому могут быть расчетные ошибки, связанные с разными схемами распределения энергии и питательных веществ в организме вола (на котором была выведена овсяная кормовая единица) и других половозрастных групп скота (коровы, молодняк).

То, что ОКЕ не может эффективно работать на высоких уровнях продуктивности животных, было известно еще в 60-х годах прошлого века. Тем не менее, обширная практическая база использования этой кормовой единицы прочно закрепила этот показатель питательности в деятельности молочных хозяйств СНГ вплоть до конца 90-х. В последние годы уровень молочной продуктивности крупного рогатого скота здесь существенно повысился. Взамен ОКЕ была введена энергетическая кормовая единица (ЭКЕ), но на практике она так и не стала популярной.

Не так давно в качестве основного показателя питательности кормов и рационов скота стали использовать показатель концентрации обменной энергии (КОЭ) в одном килограмме сухого вещества кормов. Данный вариант является интересным, поскольку в молочном скотоводстве продуктивность животных, а также их рост и развитие, напрямую зависят от концентрации энергии в рационе.

Современные методики определения содержания клетчатки в кормах

Оптимизация нормы кормления высокопродуктивного скота привело к необходимости усовершенствования методик химического анализа кормов по содержанию питательных и биологически активных веществ. В связи с этим для молочного скота особое значение имеет точное определение содержания клетчатки в кормах.

В ряде хозяйств до сих пор используется методика Геннеберга и Штомана, разработанная еще в 1860 году. Она основана на использовании жестких реагентов (кислот и щелочей). Эти соединения растворяют находящиеся внутри клетки белки, жиры и неструктурные углеводы (крахмал, сахар и прочие). В осадке остаются только оболочки клеточных стенок растений (лигнин, целлюлоза и гемицеллюлоза), сумма которых и называется «сырой клетчаткой». Данная методика хорошо отработана и реализуема во всех лабораториях по химическому анализу кормов. Однако она имеет большую погрешность и дает очень неточный результат. Отклонения могут достигать 50 %, потому что сильные реагенты в ходе реакции растворяют и существенную часть клеточных оболочек, в основном целлюлозу и гемицеллюлозу. В результате лабораторные значения содержания клетчатки в кормах не соответствуют ее фактическому содержанию.

Такие неточности могут быть проигнорированы в свиноводстве и птицеводстве, где содержание клетчатки в рационах незначительно. В скотоводстве, особенно высокопродуктивном, это абсолютно недопустимо, потому что клетчатка здесь является базовым источником энергии для организма животных.

В странах с развитым молочным скотоводством, для исключения методических неточностей определения содержания в кормах клетчатки, вместо методики Геннеберга и Штомана используют методику голландского ученого Ван Соеста, которую он разработал в 1991 году. В этой методике вместо жестких растворителей используют мягкие (ЭДТА, лаурилсульфат натрия), которые имитируют реальное преобразование клетчатки в рубце жвачных животных.

При этом получают значение содержания в кормах нейтрально-детергентной клетчатки (НДК). Дальнейшая обработка НДК кислотами способствует ее превращению в кислотно-детергентную клетчатку (КДК). На сегодняшний день это наиболее точная методика определения клетчатки в кормах, которая применяется в мире.

Расщепляемость протеина – важный показатель химического анализа кормов

Еще один вопрос, на который нужно обратить внимание в практике химического анализа кормов в молочном скотоводстве – это расщепляемость кормового протеина в рубце животных. Известно, что белок сочных и зеленых кормов, например, расщепляется на 75-80 %, белок зерна кукурузы – на 60-65 %, а жмыха подсолнечника – на 50-55 %. Переработка разного вида белка в организме также будет происходить по-разному.

Белок силоса, сенажа и зеленой травы почти весь будет быстро расщеплен рубцовой микрофлорой, превращен в аммиак и перестроен в собственные аминокислоты. При большом количестве белка с высокой степенью расщепляемости (РП), он будет превращен в аммиак и выведен печенью из организма с мочевиной, а эффективность его использования окажется невысока (не говоря уже о вреде для организма коровы). Вместе с тем, половина протеина жмыха подсолнечника переваривается уже не в рубце, а в кишечнике, где его аминокислоты напрямую принимают участие в обмене веществ. В рационе высокопродуктивной молочной коровы так будет проще выдержать необходимое нормированное соотношение лизина к метионину (L/M = 2,5-3,1).

Таким образом, эффективность использования кормового белка в значительной мере зависит от его расщепляемости в рубце коровы. Этот момент обязательно необходимо учитывать в процессе химического анализа кормов.

Почему необходимо контролировать содержание крахмала в кормах для высокопродуктивных коров

Для точного анализа справочник химического состава кормов должен включать, как минимум, 26 показателей питательности кормов. Среди этих показателей также необходимо также определять содержание сырого жира (СЖ), крахмала и сахара. Ситуация с колебаниями содержания сырого жира в рационе нежелательна, но и не критична, потому что избыток жира легко может быть превращен в летучие жирные кислоты (ЛЖК) и в запасную энергию. Вместе с тем, превышение нормы по крахмалу, связанное с большим количеством комбикорма в рационах (более 8-10 кг), может фактически убить корову.

В некоторых хозяйствах вполне типичной является ситуация, когда в рационе присутствует большое количество зерна, ведь без этого не получишь молока! Но большое количество зерна приводит к превышению содержания крахмала. Так для коровы живой массой 600 кг с удоем 24 кг молока в сутки в рационе может содержаться 3,6 кг крахмала. А это на 41 % выше нормы. Казалось бы – что может быть плохого в большом содержании крахмала в рационе коровы? На самом деле это плохо, потому что крахмал с высокой степенью переваримости в рубце быстро превращается в молочную кислоту. Скорость дальнейшего преобразования молочной кислоты в 10 раз меньше, чем уксусной, пропионовой и масляной. Накопление в больших количествах молочной кислоты приводит к снижению рН рубцовой жидкости от 6,8 до 4,5 и ниже. Как результат – возникает ацидоз, при котором о высоких удоях можно надолго забыть.

Ситуация с ацидозом усугубляется в связи с технологической экономией в кратности раздачи кормов. Обычно на молочно-товарных фермах принят график раздачи кормов 2-3 раза в сутки. Это приводит к тому, что за раз скармливается более 2 кг комбикорма. При этом ацидоз просто неминуем!

Что делать, если в рационе коровы комбикорма содержится 12 кг? В контексте высокой молочной продуктивности (более 20 кг молока) кратность обязательно необходимо увеличивать. В таком случае нужно кормить животных шесть раз.  Но на это вряд ли пойдет администрация хозяйства, потому что будет заметно увеличена себестоимость молока. Вот почему срок жизни высокопродуктивных коров краток. В среднем он составляет 1,5-2 лактации.

Впрочем, знание химического состава и особенностей переваримости кормов позволяет смягчить данную проблему. Например, переваримость белка кукурузы в рубце невелика, а в кишечнике высока. Это значит, что при использовании в комбикорме больших количеств зерна кукурузы не будет критичного накопления молочной кислоты в рубце. Именно поэтому ученые в области кормления скота рекомендуют использовать в рационах зерно кукурузы, и его удельный вес в составе комбикорма не должен быть менее 30 %.

Основные макроэлементы кормов должны быть под контролем

В типичном химическом анализе кормов для крупного рогатого скота выделяют следующие основные макроэлементы: кальций (Са), фосфор (Р), магний (Mg), калий (K), натрий (Na), хлор (Cl) и сера (S). При этом натрий и хлор вносят в рационы коров и молодняка вместе с поваренной солью (NaCl). Уменьшить значение соли в организме животных сложно, поскольку натрий (Na) обеспечивает обмен его клеток с внешней средой (калиево-натриевый насос), а хлор (Cl)  создает кислую среду и оказывает бактерицидное действие.

Кальций (Са) и фосфор (Р), необходимы для роста костей молодняка и поддержания в нормальном состоянии конечностей взрослого поголовья. В данном случае магний (Mg) является одним из ключевых элементов для усвоения кальция (Са). Разбалансированность рационов скота по этим макроэлементам приводит к неприятным последствиям. Корова с высокой продуктивностью постоянно нуждается в больших количествах кальция для формирования молока. В ее организме почти все время идет и параллельный процесс – рост теленка. Для формирования его костей также необходимы кальций и фосфор. Соотношение Са/Р в рационе дойной коровы должно составлять примерно 2/1.

Также обязательно необходимо и ультрафиолетовое облучение животных. Активная форма витамина Д вырабатывается в верхних слоях их кожи лишь под воздействием ультрафиолета с длиной волны 256 нм. Если этим пренебрегать, то возможна хромота животных. 

Спектр определяемых в кормах микроэлементов и витаминов постоянно расширяется

 Микроэлементы вносят в рацион молочного скота вместе с премиксом, обычно в количестве 1 - 1,5 % по массе комбикорма. При этом более 90 % массы премикса составляет наполнитель, в котором равномерно распределены следующие основные микроэлементы: медь (Cu), цинк (Zn), марганец (Mn), кобальт (Co), йод (I). В подавляющем большинстве рационов крупного рогатого скота нет потребности балансировать рационы по содержанию железа – в наших кормах его достаточно. Что же касается меди, цинка, марганца, кобальта и йода, то по ним в рационах, как правило, наблюдают дефицит. В настоящее время также идет научная работа над определением нормы кормления крупного рогатого скота по селену (Se) и кремнию (Si).

В современной редакции норм кормления молочного скота Всероссийского Института Животноводства (ВИЖ) имени академика Льва Константиновича Эрнста от 2018 года предложено балансировать рационы по каротину, а также витаминам D и Е. Рационы для среднего уровня продуктивности коров, содержащие качественные грубые и сочные корма, обычно дефицитом каротина не отличаются, а витамины D и Е вносят в составе премиксов.

Для высокопродуктивных коров с удоем более 7 тыс. кг молока за лактацию рецептура премикса (на 1 т) может быть следующей:

  • витамин А (ретинол стабилизированный) = 1350 млн. МЕ,
  • витамин D3(холекальциферол стабилизированный) = 200 млн. МЕ,
  • витамин Е (токоферол) = 1100 г,
  • марганец (Mn) = 1040 г,
  • медь (Cu) =  450 г,
  • цинк (Zn) = 6650 г,
  • кобальт (Co) = 125 г,
  • йод (I) = 175 г.

Дальнейшее уточнение норм кормления коров по ряду микроэлементов и витаминов будет способствовать оптимизации обмена веществ у животных при интенсивной эксплуатации в условиях промышленной технологии производства молока.

Современные алгоритмы балансирования рационов молочного скота

В процессе эволюции системы кормления молочного скота несколько раз менялись и алгоритмы составления рационов животных. В первой половине XX века считалось достаточным сбалансировать рацион по нескольким показателям. Вначале это были только кормовые единицы, переваримый протеин, кальций и фосфор. Как описано в учебнике по кормлению сельскохозяйственных животных Ивана Семёновича Попова от 1957 года. Балансирование рационов по четырем показателям, в принципе, было довольно простым, но такое их количество не позволяло существенно увеличить молочную продуктивность коров.

В 70-80-х годах число показателей питательности в рационах крупного рогатого скота увеличилось до 18, а сегодня – до 26 и более. Такая ситуация вызвала необходимость разработки более сложных методик составления рационов. В Советском Союзе при этом использовали схему структурирования рационов на грубые, сочные и другие объемистые корма, а также на концентраты. Структуры (соотношения отдельных групп кормов, в процентах от общего показателя питательности – овсяной кормовой единицы), были разработаны и уточнены на практике. Самым значительным недостатком здесь было то, что они опирались на овсяную кормовую единицу (ОКЕ), которая в начале XXI века была полностью выведена из справочной литературы.

В последние годы на постсоветском пространстве исключили из норм кормления овсяную кормовую единицу и внедрили факториальную системы нормирования кормления молочного скота. Но соответствующая методика составления рационов до сих пор недостаточно разработана. Предложенный зарубежными учеными способ составления рациона коровы по сухому веществу практичен, но не учитывает целого ряда факторов, прямо влияющих на молочную продуктивность. Именно поэтому важно заполнить данный пробел в науке о кормлении молочного скота.

Модуль «Кормление» программы «1С: КРС»

Для решения задачи повышения молочной продуктивности коров и увеличения интенсивности роста молодняка с минимальными затратами кормов можно использовать модуль «Кормление» программы «1С: КРС» (https://www.matrix24.ru/krs/). Алгоритмы этого модуля учитывают передовые научные достижения. Вместе с тем, они максимально приближены к приемлемым для отечественных специалистов принципам составления рационов. Здесь обеспечен корректный экономический анализ и учет расхода кормов по молочно-товарной ферме с одновременным заполнением документации в утвержденных стандартами формах.

В модуле «Кормление» представлен справочник химического состава кормов по 26 показателям и внедрена факториальная система нормирования кормления коров и молодняка. В качестве основного показателя питательности рационов использована концентрация обменной энергии (КОЭ) в 1 кг сухого вещества. На этой основе автоматически определяются структуры рационов путем точного распределения сухого вещества между объемистыми кормами и концентратами.

agroxxi.ru