Логистические инновации на грузовом транспорте невозможны без использования новейших разработок. Гибридные установки, позволяющие максимально использовать электроэнергию вместо дизельного топлива, унификация узлов и агрегатов, встроенные системы телематики — все эти нововведения призваны не только снизить расходы на обслуживание и ремонт, но и сделать управление грузовым автомобилем максимально эффективным. Кроме того, по мнению экспертов, данные инновации позволят свести к нулю количество ДТП и выбросы вредных веществ в окружающую среду.

Иностранные разработчики систем управления транспортными потоками в своих продуктах обычно не учитывают широкую географическую протяженность нашей страны

Но как разработки в области транспортной логистики, связанные с использованием альтернативных способов транспортировки, отразятся на расходах компаний? И повлияют ли они на количество промежуточных остановок для погрузки/разгрузки? В этом разбирался корреспондент журнала «Агротехника и технологии».

Сегодня мировыми трендами, по мнению главного конструктора по инновационным продуктам Научно-технического центра компании «КАМАЗ» (расширение модельного ряда, улучшение потребительских свойств автотехники, освоение новых для компании ниш автомобильного рынка) Сергея Назаренко, являются автономизация движения, электрификация транспортных средств и подключаемость автомобилей к единому информационному пространству. Специалист уверен, что данные инновации позволят свести к нулю количество дорожно-транспортных происшествий и снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду. Как правило, производители автотранспорта занимаются совместными разработками с такими НИИ и ВУЗами, как Казанский федеральный университет (КФУ), Казанский государственный технический университет им. Туполева (КГТУ им. Туполева), Московский государственный технический университет им. Баумана (МГТУ им. Баумана), Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), Университет Иннополис, НАМИ, и др., поскольку эти ВУЗы и НИИ обладают необходимой компетенцией, опытом и ресурсами, не сомневается Назаренко.

Специалист убежден, что сегодня России необходимы «умные» дороги, интернет 5G, зарядная инфраструктура для электромобилей, а также законодательная программа ужесточения технических регламентов по автомашинам, касающаяся введения требований к безопасности транспортных средств в части внедрения активных и пассивных систем помощи водителю (ADAS).

В компании «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» (Набережные Челны; производство грузовых автомобилей) добавляют, что весьма востребованными являются также разработки в сфере автоматизации операционных процессов, сокращения бумажного документооборота и административных процессов, внедрения систем SAP и MES (система управления производством). Кроме того, важное место занимают исследования в области транспортной логистики, связанные с использованием альтернативных способов транспортировки и позволяющие сократить расходы и количество промежуточных остановок для погрузки/разгрузки.

«На рынке грузоперевозок будущее за системами управления транспортными потоками как в масштабах страны, так и внутри отдельно взятых населенных пунктов, — убежден директор по взаимодействию с отраслевыми организациями группы компаний «Деловые Линии» (Санкт-Петербург; транспортная компания) Александр Лашкевич. — Причем наибольшую применимость находят именно разработки российских компаний. Иностранные коллеги в своих продуктах зачастую просто не учитывают широкую географическую протяженность нашей страны». В качестве примера отечественных решений, которые использует в работе компания «Деловые Линии», специалист привел разработки TMS и Optimus от российской компании BIA-technologies.

Встроенная система телематики позволяет предоставлять документальное подтверждение непрерывности холодильной цепи и обеспечивает постоянный онлайн-доступ к температурным данным полуприцепа и холодильного агрегата.

Сегодня в автомобилестроении есть масса интересных технологий: от инфракрасных камер для определения пешеходов на обочине дорог до систем экстренного автоматического торможения.

Тормоз промежуточного вала коробки передач уменьшает время переключения передач вверх на 45%.

 

Полезные инновации

Президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС) Виталий Момот уверен, что все логистические инновации невозможны без использования предпринимателями транспорта с новейшими разработками. Среди таких разработок сегодня очень актуальны гибридные установки, позволяющие максимально использовать электроэнергию и минимально дизельное топливо, а также системы телематики (сбора и передачи данных), отмечает директор по развитию бизнеса в России и СНГ компании Thermo King EMEA (США; производство транспортного холодильного оборудования) Михаил Ватник. С ним соглашаются специалисты компании Schmitz Cargobull AG (Германия; производство седельных полуприцепов, прицепов и надстроек). Они не сомневаются, что трайлеры со встроенной системой телематики пользуются популярностью на европейском рынке, ведь такая функция позволяет пользователю рефрижераторов предоставить документальное подтверждение непрерывности холодильной цепи и обеспечивает постоянный онлайн-доступ к температурным данным полуприцепа и холодильного агрегата.

Павел Саломатин, специалист отдела управления продуктом Департамента поддержки бизнеса компании «Скания-Русь» (Москва; продажа грузовых автомобилей, автобусов и двигателей), актуальными трендами современных разработок в отрасли считает унификацию узлов и агрегатов, повышение топливной экономичности, уровня экологичности и производительности автомобилей, а также снижение расходов на обслуживание и ремонт. Также специалист уверен, что к инновационной находке можно отнести разработку модуля опорного управляемого моста, который программируется при монтаже и может устанавливаться в любое положение относительно ведущего моста на шасси с любой базой.

По словам Павла Саломатина, такая система позволяет обеспечить трехосному автомобилю максимальный уровень маневренности, аналогичный двухосному автомобилю. «Это особенно важно для грузового транспорта городского применения: мусоровозов и различных развозных фургонов, которые работают в условиях ограниченного пространства дворов и других городских территорий», — поясняет он. Благодаря универсальности модуля и возможности его установки на любые конфигурации шасси, удается уменьшить номенклатуру запчастей, снизить стоимость закупки комплектующих и трудоемкость техобслуживания. Подобная унификация легче как в производстве, так и в эксплуатации, не сомневается специалист.

«При выборе вида живорыбного транспорта для перевозки рыбы или посадочного материала (малька) на дальние расстояния большое значение имеет устойчивость транспорта на шоссе и свобода совершения маневров автомобиля при движении, — рассказывает исполнительный директор компании «Марикультура Мурманск» Владимир Мазанов. — Поскольку рыба перевозится в контейнерах с водой, которые на поворотах могут увеличить крен автомобиля, что в свою очередь может привести к опрокидыванию автомобиля, маневренность и устойчивость живорыбного транспорта превыше всего». По словам специалиста, все оборудование такого транспорта комплектуется отдельно, ставится на трейлер или платформу и цепляется к тягачу. Так, в компании «Марикультура Мурманск» контейнеры фирмы SDK установлены на базе шасси Volvo.

Важным атрибутом современных грузовых автомобилей являются и электронные системы безопасности, в частности, функция экстренного торможения, которая может быть реализована с помощью системы EBA (Emergency Brake Assist), уверены специалисты компании MAN. Задачей системы EBA является предотвращение или минимизация последствий при столкновении в случае возникновения внезапного препятствия перед грузовиком (резко перестроившегося или резко затормозившего автомобиля). «Кроме того, система EBA предупреждает водителя, если определяет слишком быстрое приближение к впередиидущему автомобилю. Если водитель не реагирует на предупреждение и возникает риск наезда сзади, EBA производит экстренное торможение», — рассказали в MAN.

Действительно, сегодня в автомобилестроении применяется масса интересных технологий: от инфракрасных камер для определения пешеходов на обочине дорог до систем экстренного автоматического торможения, соглашается Лашкевич из «Деловых Линий». Последняя наработка — ЕВA — представляется ему наиболее актуальной для грузового транспорта. В целом специалисты ГК «Деловые Линии» регулярно отслеживают инновации автомобилестроения в сфере безопасности, надежности и экологичности транспортных средств, добавляет он.

Павел Саломатин из «Скания-Русь» обращает внимание на еще одну разработку — тормоз промежуточного вала коробки передач, который уменьшает время переключения передач вверх на 45%. По его словам, в этом случае разгон производится быстрее, а необходимый для него путь становится ощутимо короче. При этом снижение потерь времени на переключение передач улучшает приемистость автомобиля без увеличения расхода топлива (только за счет сокращения длительности пассивных фаз разгона). Специалист уверен, что это особенно чувствуется в городских условиях, где много светофоров. «Быстрее разгон — быстрее выход на крейсерскую скорость. В результате растут и средняя скорость автомобиля, и его производительность. Кроме увеличения производительности, тормоз промежуточного вала обеспечивает более плавное и мягкое переключение передач с минимальной нагрузкой на синхронизаторы», — констатирует он.

Исполнительный директор компании «Марикультура Мурманск» считает настоящей находкой специальный 40-футовый контейнер, оборудованный танками для содержания моллюсков с замкнутой системой циркуляции, насыщения кислородом и биологической очистки воды для перевозки товарных моллюсков, таких как мидия и устрица, голландской компании Aqualife. «Обычно продукция марикультуры является скоропортящейся, а удаленность ферм от основных центров потребления заставляет рыбоводов отправлять продукцию авиатранспортом в специальной таре, что, естественно, увеличивает ее конечную стоимость, — поясняет Владимир Мазанов. — Кроме того, во время транспортировки, перевалки и хранения обычно часть продукции погибает». По словам рыбовода, использование специализированного 40-футового контейнера увеличить срок доставки до 30 дней. Однако российским рыбоводам данный инновационный агрегат пока не по карману: его стоимость составляет около 100 тыс. евро, сожалеет специалист.

Даже на европейской части России до сих пор более распространены дизельные двигатели, поскольку инфраструктура газовых заправок слишком плохо развита

 

Новые двигатели

По-прежнему важным инновационным направлением остается разработка новых двигателей. Так, по словам Павла Саломатина, внимание заслуживает выпущенный недавно 7-литровый двигатель для городских грузовых автомобилей с полной массой до 18−25 т, поскольку его применение благодаря легкой и компактной конструкции позволяет облегчить автомобиль (т.е. увеличить полезную грузоподъемность), опустить кожух моторного отсека кабины автомобиля и повысить уровень комфорта водителя. Кроме того, автомобиль, оснащенный этим двигателем, отличается низким уровнем шума, что очень ценно при движении в жилых зонах.

Сергей Назаренко из компании «КАМАЗ» отмечает, что в серийное производство внедрены уже такие инновационные продукты, как автобусы, работающие на альтернативном топливе, в частности, на природном газе и электричестве.

Газовые двигатели сегодня не редкость, соглашается Саломатин. «Одна из новинок — 13-литровый газовый двигатель мощностью 410 л. с. Его появление открывает возможность использования газовых двигателей для работы в составе автопоезда массой до 40 т. В то время как раньше газовые моторы в основном ставились на относительно легкие грузовые автомобили», — приводит пример специалист. Еще одним преимуществом такого двигателя является его экологичность. Однако финальный выбор топлива делает покупатель, замечает Павел Соломатин. «Даже на европейской части России покупатель до сих пор чаще отдает предпочтение дизелю просто потому, что инфраструктура газовых заправок находится все еще на начальном этапе формирования», — поясняет он.

При выборе поставщиков автомобилей компании в первую очередь оценивают надежность техники и возможности сервисного обслуживания.

Сегодня в России инновационную технику могут себе позволить купить только крупные компании, среднему и малому бизнесу такие агрегаты не по карману.

 

Недоступные разработки

Какую бы выгоду ни сулили перевозчикам всевозможные инновации в сфере транспорта, вопрос стоимости разработок все равно будет оставаться на первом плане. Компания «НикоАвтоТранс» (Московская область; транспортная компания) на рынке грузоперевозок не новичок. Автопарк предприятия состоит в основном из грузовых автомобилей иностранного производства, в частности, компании MAN, и прицепной отечественной техники «Стилберг». При выборе агрегатов, по словам генерального директора предприятия Романа Николайзена, ориентируются прежде всего на соотношение цены и качества. И по этим показателям техника иностранного производителя оказывается выгодней российских. «Соотношение цена-качество пока на стороне иностранного производителя. Тягачи отечественного производства еще не дотягивают до уровня европейской техники», — сожалеет Роман Николайзен.

Автопарк ГК «Деловые Линии» состоит из автомобилей как российских, так и зарубежных производителей: Mercedes, Scania, Ford и ГАЗ. По словам директора по взаимодействию с отраслевыми организациями, машины для транспортной компании — это гарантия качественной и своевременной доставки грузов клиентам. Поэтому при выборе поставщиков автомобилей компания в первую очередь оценивает надежность техники и широкие возможности сервисного обслуживания. Кроме того, немаловажную роль играет лояльность поставщика и наличие широкой дилерской сети, добавляет Александр Лашкевич.

А вот в «НикоАвтоТранс» от техники с инновационными разработками пока решили воздержаться. «Все инновации заканчиваются на этапе получения денег за установку, а далее совершенствование и поддержание работоспособности продавцы данных инноваций отдают на откуп покупателям, снимая с себя ответственность», — возмущается Роман Николайзен.

Соотношение цены и качества является важным аргументом при выборе техники и для Виталия Стативки, генерального директора комбината «Статус» (Московская область; переработка мясной и рыбной продукции). Автопарк «Статуса» состоит из трех грузовых автомобилей Isuzu (Япония) и Volkswagen (Германия) грузоподъемностью 2 тонны, оборудованных холодильными установками Zanussi (Италия) и Thermo King (США). Специалист уверен, что сегодня в России инновационную технику могут себе позволить купить только крупные компании, среднему и малому бизнесу такие агрегаты не по карману.

Чем более технологичной является техника, тем выше ее стоимость, соглашается со Стативкой Лашкевич. «За безопасность и комфорт приходится платить. Также стоит учитывать и затраты на обучение водителей работе с новыми машинами», — говорит он. Однако зачастую такие расходы являются необходимыми и с лихвой окупаются в процессе эксплуатации, убежден специалист.

С ним соглашается Михаил Ватник из Thermo King EMEA. Он уверен, что в ряде случаев цена покупки возрастает, но эффект экономии, к примеру, топлива, при эксплуатации приводит к положительной эффективности. Назаренко из компании «КАМАЗ» также считает, что любые нововведения ощутимо увеличивают себестоимость автомобиля, однако со временем при росте объемов реализации себестоимость инновации значительно снижается. Это классическая экономическая особенность любой инновации, подчеркивает он.

Пока же, по мнению Виталия Стативки, у малого и среднего бизнеса нет средств на приобретения пусть и очень перспективной, но весьма дорогой техники. «В свете последних событий, в связи с увеличением стоимости топлива самой востребованной инновационной разработкой стал бы двигатель для автомобиля, работающий на расщеплении воды», — иронизирует он.