Пространство для движения техники в садах, возделываемых по интенсивным технологиям, и на виноградниках весьма ограничено. И для работ в подобных условиях обычные тракторы универсального назначения не подходят. В современном садоводстве и виноградарстве имеет смысл использовать специализированные энергонасыщенные машины с узкой колеей.

Небольшие размеры садовых тракторов позволяют не сбивать урожай с веток и не портить плоды

Каковы особенности выбора данной техники, и на что нужно обратить внимание при эксплуатации этих энергосредств, журналу «Агротехника и технологии» рассказали представители компаний-производителей и поставщиков техники: New Holland, Goldoni, AGCO, «МТЗ-ХОЛДИНГ», Deutz-Fahr.

Основная особенность тракторов для садоводства и виноградарства — нестандартные размеры: короткая база, минимальная ширина, колея и высота, и, как следствие, небольшие колеса и компактная кабина. «Это продиктовано шириной междурядий, которые в среднем составляют в садах около 3 м, что изначально было связано с дефицитом земли для плодоводства в принципе, — поясняет менеджер по продукту (тракторы) компании «АГКО-РМ» Михаил Северин. — И хотя в России количество земель не так ограничено, как в Европе, и сады могут располагаться на больших площадях, расстояния между рядами деревьев и лоз высокомаржинальных сортов все равно остаются слишком скромными, что обусловлено технологическими и агротехническими требованиями, например, особенностями переопыления растений».

Габариты тракторов общего назначения (универсальных пропашных) в среднем таковы: длина — около 4 м, высота — примерно 2,3 м, величина колесной базы — 2,5 м. Соответственно, для работы в современных садах на карликовом подвое и тем более на виноградниках они уже не подходят, констатирует коммерческий директор компании «Конструкции интенсивных садов К. И.С» (официальные представители компании Goldoni) Александр Коновалов.

В интенсивных садах с междурядьем 3-3,5 м особенно необходимы машины с минимальными размерами. «Поэтому на помощь садоводам приходят специальные тракторы. Небольшие размеры садовых тракторов позволяют не сбивать урожай с веток и не портить плоды (это особенно важно для столового производства)», — отмечает Александр Коновалов.

В садоводстве важна еще и высота трактора, чтобы он мог свободно проходить под нависающими ветками, подчеркивает бренд-менеджер компании Deutz-Fahr Алексей Савин. Ограничения по высоте машины, по его словам, могут достигать 2,3-2,4 м. Особенно важными габаритные размеры машины становятся в период сбора урожая.

Минимальные габариты трактора накладывают ограничения на его компоновку. Так, в специализированных тракторах трансмиссионный тоннель может быть выдвинут в пространство кабины. Как объясняет Алексей Савин, он проходит по полу, между ногами водителя, что несколько затрудняет вход и выход оператора, однако позволяет идеально приспособить машину для специфических условий работы.

На виноградниках требования к тракторам еще жестче, добавляет руководитель компании «Колт ЛТД» (дилеры New Holland) Александр Колтаевский. Ширина междурядий в элитных виноградниках может достигать 1,5 м, соответственно, для работы в таких условиях нужен трактор шириной не более 1,08 м.

«Кабина в таких машинах настолько узка, что фактически равна ширине плеч плечистого механизатора, — иронизирует Алексей Савин. — И взмахнуть руками в ней он может, только выставив их в проемы дверей».

Компании-производители, например, AGCO (Fendt 200), New Holland (серии T4) и пр., специально выпускают свои тракторы под различными маркировками — F, V, Р, N и др. Тракторы серии F (для садов), как правило, шире, тяжелее и у них больше дорожный просвет, по сравнению с серией V (для виноградников).

Например, «фруктовая» серия тракторов New Holland серии T4 имеет минимальную габаритную ширину машины 1,44 м, которая на 26 см больше «виноградной» с габаритной шириной 1,18 м. А Fendt 200 Vario с литерой F имеет габаритную ширину машины 1,34 м, которая на 10 см больше «виноградной» — Fendt 200 V Vario с габаритной шириной 1,07 м. А Fendt 200 P Vario — это специальный трактор с более широкими мостами и увеличенной грузоподъемностью, его габаритная ширина 1,68 м, добавляет Михаил Северин.

Уже колея — шире шины

Логично, что при выборе машины прежде всего стоит отталкиваться от ширины междурядий, высоты крон и других требований по габаритам, рассуждает начальник бюро реализации продуктов на внешних рынках Сморгонского агрегатного завода (входит в состав «МТЗ-ХОЛДИНГ», специализируется на выпуске малогабаритной техники для садоводства) Петр Макеенко.

«Соответственно, активное участие в выборе машины должен принимать агроном, отвечающий за технологию возделывания сада или виноградника, — убежден генеральный директор «Завода гидромеханических передач» (Республика Беларусь) и эксперт в области производства и эксплуатации сельхозмашин Андрей Горгодзе. — Машина должна свободно проходить между рядами деревьев или лозами и при этом не оказывать давление на прикорневой слой, так как лоза, например, очень чувствительна к кондициям почвы — ей требуются регулярные рыхления и окучивания». Он подчеркивает, что при выборе садовой техники важны не только габариты — длина, ширина, высота — но и вес машины. За сезон трактор делает около 35-40 проходов по саду: косит траву несколько раз в год, обрабатывает приствольную полосу гербицидами, а деревья — химпрепаратами против болезней, насекомых и грибков, проводит подкормку, обрезку, рыхлит междурядья, перемещает прицеп с урожаем и т. д.

«При высочайшей интенсивности проходов техники в виноградниках и садах через некоторое время не только непосредственно под колесами, но и на 50 см в глубину образуется серьезное уплотнение почвы, — замечает Андрей Горгодзе. — Соответственно, возникают проблемы с водопроницаемостью почвы, увеличивается риск засухи». Задачу снижения уплотнения почвы в садах эксперт рекомендует решать установкой на трактор более широких шин. При этом продавцы техники могут и не предложить такие шины в стандартной комплектации машины, и хозяйству следует позаботиться об их приобретении самостоятельно еще на этапе выбора энергосредства, учитывая свою технологию возделывания культуры.

Снизить нагрузку на почву помогут и модификации тракторов (в основном предназначенных для виноградарства) на гусеничном ходу. «Учитывая, что производственные площади виноградников располагаются на крутых склонах, желательно, чтобы центр тяжести техники был достаточно низким, — это позволит предотвратить опрокидывание машины, — замечает глава компании «Колт ЛТД». — Использование гусеничных машин в этом отношении еще более безопасно и комфортно для оператора».

Кроме того, по словам Александра Колтаевского, у гусеничных тракторов лучше проходимость. «В грязи и на каменистых почвах колесный трактор может на подъеме или спуске “сыграть” в сторону. В ограниченном пространстве сада или виноградника не исключено, что он может задеть плодовую стену и повредить урожай, — объясняет Колтаевский. — Трактор на гусеницах в этом отношении более стабильный: его тяговое усилие и сцепные характеристики гораздо выше, чем у колесных моделей».

Кстати, на рынке имеются модели совмещающие гусеницы на заднем мосту и колеса на переднем (например, у компании BCS). Такое сочетание позволяет не только сделать трактор более устойчивым на склонах, но и добиться равномерной нагрузки на грунт, распределив ее на передний и задний мосты по 50 %.

За сезон трактор делает около 35-40 проходов по саду

С минимальным радиусом

При выборе трактора в сад или виноградник Петр Макеенко также советует обратить внимание на радиус разворота. «Ограниченное пространство для маневра обуславливает поиск машины с минимальным радиусом разворота, — констатирует он. — Кроме того, уменьшенный радиус разворота дает экономию топлива. Как правило, решение этого вопроса реализовано в специализированных тракторах с помощью увеличенного угла поворота колес».

У некоторых садоводческих тракторов есть специальные опции, позволяющие еще сильнее уменьшить радиус разворота, например, в Deutz-Fahr и Goldoni для уменьшения радиуса разворота можно отключать тормозной контур. А на машинах New Holland серии T4, N и F опция SuperSteer (устанавливается на передний мост) позволяет уменьшить радиус разворота на 15 % — с 3,4 до 2,9 м. На некоторых моделях итальянских тракторов, например, BCS и Landini, реализована система шарнирных (складывающихся) рам, что позволяет сократить радиус разворота до 2,4 м.

Кроме того, в самых экстремальных условиях (актуально для виноградников) могут понадобиться тракторы, оснащенные реверсивным постом управления: кресло водителя складывается вместе с рулем и на 180 градусов разворачивается назад. Иными словами, трактор может ехать задом наперед, причем не теряя в скоростных качествах и комфорте управления.

Узкий, но сильный

Александр Колтаевский напоминает, что для успешной работы в тракторах малые габариты должны сочетаться с энергонасыщенностью и мощностью.

По наблюдениям Петра Макеенко, порой аграрии пытаются приспособить для работы в садах малогабаритные тракторы общего назначения, но такие энергосредства, как правило, не имеют достаточной мощности, а работа в саду предполагает использование огромного количества навесной и прицепной техники.

Тренд на удорожание ручного труда, который давно уже существует в Европе, сейчас начинает проявляться и в России, замечает Александр Колтаевский. «Использование ручного труда и содержание для этой операции специального человека становятся постепенно все более невыгодными, — отмечает он. — Сегодня это уже обходится виноградарям в 2-5 тыс. руб./день. И, соответственно, выгоднее купить хорошую технику и все функции по уходу в саду или винограднике переложить на нее».

Мировой опыт показывает, что 90 % операций на винограднике уже можно производить механизировано, в садах эта цифра чуть ниже — около 80 %. «Задача садоводов и виноградарей — загрузить имеющийся трактор орудиями по полной программе, использовать его с максимально возможным и доступным количеством агрегатов, — убежден он. — Работы по уходу за междурядьями (рыхление, обработка почвы, мульчирование и т. д.), опрыскивание, уход за лозой и ветками (чеканка, обрезка, кронирование и т. д.), прореживание цветов, непосредственно сбор — все это можно выполнять с помощью различной навесной техники. А значит, трактор должен обладать большой мощностью».

Например, по словам Андрея Горгодзе, один из самых распространенных в садоводстве тракторов — МТЗ 921.3 — представляет собой садовую модификацию колесного универсально-пропашного трактора МТЗ 922.3 тягового класса 1,4. Мощность двигателя данной модели, несмотря на уменьшенные габариты (ширина 1,6 м, высота 2,4 м), составляет 95 л. с. А импортные специализированные тракторы, которые еще уже по габаритам, имеют не меньшую мощность. Например, тракторы Agroplus 410 (шириной 1,4 м) имеют мощность около 90 л. с., специализированные модели Fendt 200 Vario при ширине 1,34 м достигают мощности 110 л. с.

«Соответственно, при выборе трактора необходимо принимать во внимание мощность машины и сопоставлять ее с имеющимися или предполагаемыми орудиями обработки почвы и ухода за садом», — резюмирует Михаил Северин.

Помнить о гидравлике

Типичной ошибкой при выборе трактора Андрей Горгодзе называет расчеты, где фигурирует только мощность машины, тогда как для эффективной работы оборудования важна мощность на ВОМе и производительность гидравлики (масляного насоса). «Часто, думая о мощности мотора, забывают о том, какова она на выходе, и неправильно рассчитывают мощность, необходимую для работы орудий либо для привода активного навесного оборудования», — утверждает он.

«Очень многое зависит от производительности гидравлики, и в таких тракторах необходимо иметь мощные гидравлические насосы, — подтверждает Александр Колтаевский. — Для стабильной работы того огромного количества навесного и прицепного оборудования, которое используется в современных садах и виноградниках, нужны насосы с производительностью не менее 65 л/м, причем зачастую с системой дополнительного охлаждения масла. Виноградники расположены чаще всего в южных областях, и в работающим в них машинам важно не просто обеспечение гидропотока, но и соблюдение требований к отводу тепла, ведь это поможет избежать перегрева».

Кроме того, для полноценного и эффективного использования навесного оборудования необходимо, чтобы уже с завода трактор для садово-виноградных работ был оборудован максимальным количеством гидровыходов: в передней, задней и боковой частях машины.

«В садоводстве много активных навесных инструментов обработки с гидравлическим приводом рабочих органов, — замечает Алексей Савин. — Подрезание, выравнивание, чеканка, удаление листьев и другие операции в основном делаются орудиями, рассчитанными на стабильный и мощный поток гидравлики. И если планируется использовать одновременно несколько инструментов или агрегаты, требующие большого потока масла, то необходимо с завода заказывать машины с увеличенной производительностью гидронасоса».

Например, в специализированных виноградных тракторах Deutz-Fahr может быть установлено до 7 пар гидровыходов (суммарно в передней, задней части трактора и боковых пар).

Андрей Горгодзе предупреждает, что не стоит экономить на мощности масляного насоса и количестве гидровыходов, если планируется полноценно использовать набор орудий, которые имеются в хозяйстве для ухода за плодовыми деревьями и кустарником. Иначе производительность агрегатов и эффективность их применения будет снижена. Кроме того, многие садовые навесные агрегаты (например, кусторезы, чеканщики, предобрезчики, опрыскиватели и т. д.) требуют переднего навешивания, а значит, уже при заказе необходимо помнить об установке на заводе передней навески, которая чаще всего предлагается опционально.

ВОМ

В садоводстве и виноградарстве есть масса орудий, которые приводятся в движение валом отбора мощности машины. И опрыскиватель — одна из главных единиц техники, работающих от ВОМ, объясняет Александр Коновалов. В садово-виноградарской отрасли на опрыскивание приходится основная часть проходов техники, поэтому для стабильной работы тракторов необходимо обязательно обращать внимание на характеристики ВОМа, советует он.

Эксперты отмечают, что большей надежностью отличаются тракторы с независимым приводом ВОМ (через отдельный диск сцепления или через многодисковую муфту в масляной ванне). А модели с ленточным приводом (например, МТЗ Беларус 921) при больших нагрузках чаще ломаются, истираются и выходят из строя.

«Ремонт ленточного привода несложен и достаточно дешев, — уверяет начальник цеха сборки тракторов Сморгонского агрегатного завода Павел Жаворонок. — Дело в том, что обычно проблемы кроются не в самой системе». Ошибкой, приводящей к поломке, специалист называет неправильную регулировку натяжения ленты. «На заводе мы выставляем ее в номинальное положение, но, в зависимости от вида работ, ленты необходимо регулировать под каждую навеску (поджимать или ослаблять в соответствии с оборотами), — продолжает он. — И если соблюдать это условие и не лениться корректировать положение ленты под требуемые обороты орудия, проблем с перегревом и истиранием не возникает».

Значения оборотов к навесному орудию прописаны в паспорте агрегата, и соответствующие указания по регулировке ленты есть в техпаспорте трактора. Кстати, в садоводстве часто приходится одновременно задействовать орудия, навешиваемые спереди и сзади машины (например, при выметании веток в междурядье передним орудием и мульчировании задним), напоминает Александр Коновалов. Значит, при заказе следует обговорить установку на трактор переднего ВОМа и трехточечной навески.

Трансмиссия

Коммерческий тренер компании CNH Industrial Радик Гараев также обращает внимание, что часто при работе во влажных условиях и на склонах трактору не хватает балластного груза спереди. Это ослабляет тяговое сопротивление при работе с прицепным орудием и приводит к запрокидыванию переднего моста. «И если на трактор не установлен передний балласт (для тракторов New Holland является базовой, но во многих других компаниях это дополнительная опция), такая проблема может возникнуть, — замечает он. — Конечно, балласт можно дозаказать, привезти отдельно и установить без проблем потом, однако все это тормозит производительность работ, поэтому лучше обдумать этот пункт еще на этапе формирования заказа на завод».

А вот трансмиссию изменить и дополнить уже не получится. И очень часто при сборе урожая во фруктовых садах требуется движение с очень малой скоростью — не более 200 м/ч. Такая необходимость возникает при одновременном сборе урожая и погрузке его в прицеп. Трактор при этом двигается по междурядью, позволяя увеличить производительность работ. «Однако с обычной трансмиссией постоянно держать такую малую скорость невозможно, и трактор будет ехать со скоростью не менее 2 км/ч, — сообщает Радик Гараев. — Но тогда оператор не успеет осуществить сбор плодов».

Таким образом, если в хозяйстве практикуют механизированный сбор урожая и погрузку с одновременным движением машины (обычно так и поступают, если на двух операциях задействован один и тот же человек), необходимо сразу, еще на заводе, оборудовать трактор ходоуменьшителем. «Или же выбирать модель с бесступенчатой трансмиссией, которая к тому же обеспечит отсутствие рывков при перемещении трактора и стабильное движение вниз по склону», — замечает Михаил Северин.

Кабина

Одним из требований, чаще всего предъявляемых к линейке садовых тракторов, Алексей Савин называет герметичность кабины. Опрыскивание — один из основных видов работ, которые приходится выполнят таким машинам. Это и защита от вредителей, болезней, грибков, солнечных ожогов, и подкормка, и борьба с сорняками в междурядьях и т. д. «Для оптимизации процесса тракторы двигаются навстречу друг другу по соседним междурядьям, как челноки, периодически попадая в облако распыляемого вещества», — рассказывает Савин.

«Сейчас большинство обработок в саду производятся форсунками под высоким давлением, и размер капли достаточно мелкий, что значительно ускоряет проникновение такой мелкодисперсной смеси в любые отверстия, — добавляет Радик Гараев. — Препятствовать проникновению этого тумана в кабину смогут лишь герметичность и усиленная фильтрация».

Многие европейские компании оборудуют кабины своей техники пакетом дополнительной фильтрации. Но, по наблюдениям Радика Гараева, в России такую опцию заказывают очень редко. «Это связано не только с лишними финансовыми затратами, но и с тем, что замена угольного фильтра в этом отдельном пакете должна осуществляться каждые 200 моточасов, — объясняет он. — Как правило, люди не хотят заморачиваться с расходниками и тратить время на обслуживание. Однако нужно помнить, что, лишая кабину дополнительной защиты, мы экономим на здоровье оператора».

«Замена фильтров в принципе является камнем преткновения во многих машинах, — рассуждает Михаил Северин. — В хозяйствах зачастую не спешат менять угольные фильтры в срок, тогда как после определенного времени они сами становятся источником опасности: накопленные в фильтрах ядовитые вещества после установленного срока замены начинают распространяться обратно в кабину».

В целом при выборе трактора садовой линейки советуют обращать внимание на комфорт в кабине: наличие подрессоренного сидения, удобство расположения основных инструментов воздействия на машину и т. д. Суженые габариты таких энергосредств вынуждают оператора находиться весь день в более стесненных условиях, чем в обычном тракторе. «Поэтому эргономика рабочего места в них и даже габариты самого оператора должны быть тщательно продуманы, — резюмирует Алексей Савин. — Особенно в машинах для виноградарства шириной 1,3 м».

agroinvestor.ru