Количество почвообрабатывающей техники в стране неуклонно снижается. При этом доля агрегатов отечественного производства на рынке растёт. Что это: кризис отрасли или её расцвет? Как старые бороны разоряют крестьян и почему при выборе культиваторов и мотыг вредно изучать опыт соседей?

Говоря о потребностях аграриев в сельхозтехнике, большинство экспертов по традиции обращают внимание только на комбайны и трактора – от количества этих машин якобы зависят показатели валовых сборов и качество урожая. Но для сельских тружеников очевидно: не менее важно, что трактор за собой тянет. Ведь качество обработки почвы непосредственно влияет на её плодородие.

По данным Росстата, начиная с 1990 года количество почвообрабатывающей техники неуклонно и ежегодно снижается (эта же тенденция характерна и для других видов сельхозтехники). Количество плугов сократилось в девять раз, культиваторов – в семь раз. Более подробный учёт по различными видам почвообрабатывающей техники не ведётся. Это объясняется подвижностью рынка: с течением времени появляются новые виды агрегатов, а старые уходят из производства или модернизируются. Учёт производимой техники осложняется ещё и «теневым сектором» – так представители заводов называют народных умельцев, которые варят агрегаты в гаражах на продажу.

Эксперты оценивают долю отечественной почвообрабатывающей техники на рынке в 60%. Но с учётом «гаражного» производства она может быть ещё больше. Стимулом для российского производства является высокий курс валют.

Также как комбайны и тракторы, почвообрабатывающая техника субсидируется по программе 1432. Однако, по словам представителя завода, выпускающего культиваторы, мотыги и бороны, финансирование техники для обработки почвы идёт по остаточному принципу.

– 60% денег субсидируется комбайновым заводам, ещё 30% – тракторным, оставшаяся доля распределяется между производителями почвообрабатывающих агрегатов. Это ничтожная сумма, к тому же субсидию приходится ждать до трёх лет, – сообщил собеседник «Крестьянина».

Вероятно, причиной такого подхода является разница в цене: стоимость почвообрабатываю­щей техники в разы ниже стоимости трактора или комбайна. В связи с этим, должно быть, в правительстве считают, что агрегаты и так доступны сельхозтоваропроизводителям. Из-за неполноценного учёта трудно оценить и процент износа почвообрабатывающей техники в сельхозпредприятиях.

– Создаётся впечатление, что для страны количество борон, культиваторов и прочих агрегатов в наличии – не столь важный вопрос, – считает представитель завода. – Но это неверный подход. Зачастую с таким же пренебрежением относятся и дилеры – им выгоднее продавать более дорогие комбайны и тракторы. Между тем, выбор почво­обрабатывающих агрегатов намного сложнее выбора колёсной техники.

По мнению опрошенных газетой экспертов, несмотря на обозначенные сложности, рынок техники для обработки почвы всё же переживает свой расцвет и в перспективе доля отечественной продукции будет расти. То, что количество плугов и культиваторов ежегодно сокращается, само по себе ни о чём не говорит: агрегаты модернизируются, увеличивается ширина захвата, появляются комбинированные орудия, растёт их производительность.

Отечественные производители более оперативно реагируют на такие важные факторы, как изменение качества почв, и вносят необходимые изменения в конструкцию агрегатов.

Так, например, в 1990-е годы было много залежных земель, для их обработки использовались тяжёлые четырёхрядные дискаторы. Сейчас же потребность в них сокращается.

– Мы сохранили четырёхрядные дискаторы в своём модельном ряде, но объём их производства и реализации из общей массы составляет всего 15%, с 2010 года на смену им мы стали выпускать трёхрядные дискаторы, – рассказал замдиректора компании «Диас Агро» Валерий Курносов.

Трёхрядные дискаторы имеют ряд преимуществ перед четырёхрядными: повышение курсовой устойчивости (за счёт зеркального расположения рабочих органов первого ряда), большая ширина захвата и за счёт этого – снижение уплотнения почвы и расхода ГСМ.

– Хотя правительство ставит задачу ежегодно осваивать по миллиону гектаров неиспользуемой земли, на юге таковых практически нет, большая часть полей окультурена. Поэтому здесь высок спрос и на двухрядные дискаторы – они помогают сохранять влагу в почве, снижают расход ГСМ, – отметил собеседник «Крестьянина».

Таким образом, ориентация на новые дискаторы может сыграть важную роль в экономике сельхозпредприятий.

Ещё одной заметной тенденцией стал переход многих хозяйств на минимальную обработку почвы. Вот почему растёт спрос на чизельные плуги, предназначенные для глубокого безотвального рыхления на глубину 
до 45 см.

– Обработка почвы и орудия для неё – основа в формировании урожая и поддержания плодородия почвы, – считает Валерий Курносов. – Всё, что нужно сделать – это добиться оптимальной структуры в разных слоях почвы. Причём для разных культур и полей нужен свой подход. 

По словам эксперта, аграрии всё больше внимания уделяют послойной обработке почвы. Для этого используют комбинированные агрегаты, которые совершают 2-3 операции за один проход – поверхностную и подповерхностную обработку, а также глубокое рыхление.

Отразилось на модернизации почвообрабатывающей техники и изменение климата. 

– На Кубани в определённые периоды бывает много проливных дождей, почва переувлажняется. Мы запатентовали новую конструкцию дисков и предложили вариации катков, оснастив их чистиками. Простые спиральные катки на переувлажнённых почвах превращаются в брёвна, – объяснил Валерий Курносов.

Преобладание на рынке отечественной техники для обработки почвы эксперт считает, скорее, преимуществом, так как российские производители изначально ориентируются на местные климатические условия. Это выражается в том, что отечественная почвообрабатывающая техника получает больше регулировок, в том числе регулировку угла атаки рабочих органов. 

Другой вопрос – что не все производители стремятся работать открыто и честно, развивать сотрудничество с наукой, а без этого развитие отрасли под вопросом.

– В последнее время пошла мода на лущильники – это европейская тенденция, но у нас такие агрегаты тоже производят. В их конструкции диски на пружинных стойках, орудия используются для лущения стерни, уничтожения сорняков, основной и предпосевной обработки в системе минимальной обработки почвы, – рассказал Валерий Курносов. – В принципе, все те же операции может выполнять и дискатор, однако среди аграриев растёт спрос на такой специализированный агрегат.

По словам собеседника, суть в том, что не у всех сельхозтоваропроизводителей есть достаточно чёткое понимание, как работать с почвой и какую технику использовать. Именно поэтому компания «Диас Агро», например, сотрудничает с КубГАУ, проводит исследования различных подходов в обработке почвы.

– Единого совета, как подбирать комплекс машин, нет – это многолетний труд, в котором необходимо учитывать много критериев. Также важно подбирать правильные настройки техники, поэтому универсальных решений нет, производители техники, также как и аграрии, в постоянном поиске. От результатов этой работы в значительной мере зависит успех аграриев, – уверен Валерий Курносов.

agrobook.ru