Предпосылки появления машин

Важнейшим фактором успешного развития озимых культур является своевременная весенняя подкормка азотом. В зависимости от местных условий она может осуществляться как удобрениями в гранулах, так и жидкими растворами. Высокими темпами растут объемы производства и масштабы применения карбамидно-аммиачной смеси (КАС). Применяется и чередование применения удобрений в твердой и жидкой формах: часто первую подкормку проводят чистым КАСом, а вторую – карбамидом. И на рынке уже появились предложения самоходных машин, на шасси которых установлено одновременно оборудование и опрыскивателя, и разбрасывателя. «Переобуваем» такой «самоходник» в шины низкого давления и поехали в поле ранним мартовским утром!

Но не все так просто с точки зрения соблюдения действительно оптимальных сроков внесения. Главный ориентир – это время возобновления весенней вегетации озимых (ВВВВ). Как правило, началу этого периода соответствует устойчивый переход среднесуточных температур через отметку в 50С. Продолжительность этого наилучшего для роста и развития растений периода не превышает 5-7 дней. «По мерзлоталому» начинать подкормку рано, а подкормил вовремя – и получил прибавку урожайности, по самым осторожным оценкам, не менее 8-12%. Состояние пахотного слоя на этот момент в количественном выражении следующее: объем твердой фазы составляет 43-44%, пористость, заполненная водой, – 34-35%, пористость, заполненная воздухом, – 21-23%. Это параметры, усредненные по полю, а в таких местах, как изображенные на фото, вода занимает до 50% объема пахотного слоя.

Традиционная техника на кордовых шинах низкого давления в таких условиях в поле выйти не может, необходимо ждать, когда подсохнет. В итоге, необходимо применять авиацию или новую вездеходную технику, специально созданную для движения по слабонесущим переувлажненным почвам. Ее первые образцы изначально создавались для движения по снежному насту Заполярья.

 Новые шины с 20-летней историей

В качестве движителя машин «ROSA» используются шины-оболочки, в беговой и боковой частях которых корд отсутствует. Площадь пятна контакта с опорной поверхностью одного такого колеса составляет 0,25 м2, что обеспечивает 1 м2 общей площади контакта, с которой снимается тяговое усилие. Эластичность шин-оболочек обеспечивает не только высокую опорную проходимость, но и позволяет двигаться машине по полю с высокой скоростью. При движении по пересеченной местности все динамические нагрузки малой амплитуды поглощаются самой шиной-оболочкой, что и обеспечивает непревзойденную плавность хода на высокой скорости.

Известные изготовители самоходных опрыскивателей, позиционирующие свою технику как самую производительную (рабочая скорость ~25 км/час) указывают технические характеристики своих машин с оговоркой «normal field conditions». И это вынужденное ограничение появляется именно из-за наличия грунтозацепов и жесткости беговой части шин низкого давления, традиционно применяемых в рассматриваемых условиях. А машины комплекса «ROSA» движутся со скоростью 30 км/час и выше на реальных полях с микрорельефом верхнего слоя, далеким от идеально ровной поверхности.

Но есть и существенный ограничивающий фактор – это грузоподъемность шин-оболочек на уровне 450-500 кг на колесо. Данное ограничение и определило создание нового класса сверхлегких арктических вездеходов, на базе которых и были созданы машины комплекса «ROSA». Полная масса этих машин не может превышать 3 тонны. Эта полная масса машин с колесной формулой 6х4 складывается из конструкционной массы 1500-1900 кг и полезной грузоподъемности 1100-1200 кг в зависимости от модификации.

Модульность конструкции экономит деньги покупателя

В комплекс сельскохозяйственной техники «ROSA» входят три самоходных машины: опрыскиватель ОС «ROSA», машина для внесения твердых удобрений МВТУ «ROSA» и машина мониторинга ММ «ROSA» (автоматический почвоотборник). Каждая из них включает универсальное энергетическое средство с колесной формулой 4х4 и агрегатируемое оборудование на одноосном полуприцепе. Для замены полуприцепа достаточно 2-3 часа работы без применения подъемно-транспортного оборудования. Рама полуприцепа присоединяется в шести точках к раме энергосредства и образует с ней единую жесткую конструкцию машины с колесной формулой 6х4.

Самоходный разбрасыватель МВТУ «ROSA»

На раме полуприцепа с бункером объемом 1 м3 размещено оборудование, механическую основу которого составляет рассеивающий и дозирующий механизмы от Kverneland. Оборудование поставляется от немецкого производителя в комплектации, адаптированной к шасси вездехода. Для работы на стерне после уборки подсолнечника, рапса и других жестких фонах вместо шин-оболочек могут быть применены шины низкого давления.

Имея безупречную «механику» Kverneland Exacta EL, ООО «Агромашресурс» (разработчик и изготовитель техники «ROSA») создал систему управления внесением удобрений, соответствующую современным требованиям технологий точного земледелия. Ушло в прошлое требование по поддержанию фиксированной скорости движения машины для соблюдения заданной дозы внесения. Вместо традиционного кардана от ВОМ-трактора установлен гидропривод редуктора рассеивателя. Насос гидросистемы поставляется в комплекте с двигателем энергосредства от японской фирмы Kubota, что позволяет с минимальными энергопотерями и высокой надежностью отбирать мощность с силовой установки на агрегатируемое оборудование. Схема управления гидромотором позволяет зафиксировать ширину рассеивания удобрений независимо от текущей передачи механической или автоматической коробки передач. Ширина захвата составляет 18-24 метра в зависимости от баллистических характеристик гранул минерального удобрения. Это техническое решение позволило перейти к реализации второй, еще более актуальной задачи: поддержанию заданной дозы внесения независимо от текущей скорости движения.

На машине установлен бортовой компьютер-навигатор ПН-2 – 100% белорусская инновационная разработка. Он управляет через устройства линейного электропривода степенью открытия/закрытия дозирующих заслонок в зависимости от текущей скорости, обеспечивая заданную дозу внесения на единицу площади. В трех диапазонах рабочей скорости 7-14, 10-20 или 14-29 км/час не только вносится доза, не зависящая от текущей скорости в выбранном диапазоне, но и предусмотрен интерактивный режим взаимодействия с водителем для упреждения закрытия заслонок из-за его ошибочных действий. Это при работе по электронной карте в так называемом «полуавтоматическом режиме», когда доза неизменна по всему полю. А в режиме полного автомата управление оборудованием осуществляется по введенной с USB-флэшки карте-заданию без участия механизатора. Задача водителя сводится к квалифицированному параллельному вождению по навигационным привязкам, отображаемым на мониторе того же бортового компьютера ПН-2. Смена доз осуществляется автоматически при пересечении границ элементарных участков (зон плодородия). Машина поставлена на серийное производство в 2016 году после двухлетних типовых испытаний на Белорусской машиноиспытательной станции.

Самоходный опрыскиватель ОС «ROSA»

С осени 2018 года на серийное производство поставлен новый опрыскиватель ОС «ROSA» с гидрофицированной системой раскладывания штанг. Такое вполне обычное для традиционных опрыскивателей решение становится действительно инновационным для техники на шинах-оболочках, где каждый дополнительный килограмм собственной массы машины «претендует» на килограмм полезной грузоподъемности. Разработка базировалась на проверенных годами технических решениях: объемно-пространственная конструкция секций сочетается с тросовой системой удержания и амортизации. Легкость штанг из стали и алюминия позволила обеспечить грузоподъемность машины в 1100 кг, имея на борту основную емкость под КАС объемом 850 литров.

Опрыскиватель оснащен IT-оборудованием, поддерживающим алгоритмы управления по технологиям точного земледелия. Достаточно ли пользователю изменения значения дозы внесения в пределах +40% от среднего значения по полю? Отвечая на этот вопрос утвердительно, ООО «Агромашресурс» предлагает достаточно бюджетную опцию для дифференцированного внесения удобрений. Каждая из пяти/семи секций штанги управляется на ходу без участия человека. Механизатору достаточно один раз обработать поле по контуру (или ввести карту поля с USB-флэшки), и после этого посекционная подача/отключение жидкости осуществляется без его участия по местоположению машины на поле с учетом границ, препятствий на нем и ранее обработанных гонов. Важно подчеркнуть, что электровентили управления потоком от TeeJet (США) действительно обеспечивают суммарный расход до 300 литров/минуту при отсутствии паразитных перепадов давления в моменты включения/отключения секций. Это оборудование в сочетании с мощным насосом Imovilli (Италия) позволяет за один проход машины на скоростях от 10 до 30 км/час вносить дозы от минимальных значений до 230 литров/гектар чистым КАС32.

Независимость дозы внесения от скорости движения машины обеспечивается синхронным приводом насоса «от колеса» и дополняющим воздействием регулирующей электроники для доведения характеристики расхода до близкой к линейной в широком диапазоне изменения рабочей скорости. В такой схеме управления достигается минимальное время реакции системы на изменение скорости, данные о котором поступают от навигационной составляющей бортового компьютера. Управление и параллельное вождение поддерживает один бортовой компьютер ПН-2 с одной версией программного продукта для работы со всей линейкой агрегатируемого оборудования.

С оснащением опрыскивателя гидрофицированной штангой появляются новые возможности и в части работы со средствами защиты растений. Ранее высота штанги относительно опорной поверхности была неизменна. В новой же модели нижнее положение штанг на уровне 60-80 см в сочетании с инжекторными распылителями от Lechler обеспечивает качественную обработку и при умеренном ветре, а верхнее – 120-140 см – позволяет работать на предельных скоростях (до 30 км/час) при благоприятных метеоусловиях. Для совмещения в одном проходе машины подкормки культуры разбавленным КАСом с обработкой гербицидами предусмотрена возможность установки на один корпус двух разных по конструкции инжекторных распылителей. В результате формируются два фронта распыла: передний – с крупной каплей и задний накрывающий – с каплей среднего размера.

И еще одна важная деталь. Установка опрыскивателя на сменные узкопрофильные кордовые колеса превращает его в легкую самоходную машину, позволяющую «закрыть» основной спектр работ с СЗР на подсохших полях. В качестве примера можно указать на возможность выполнения всех обработок сахарной свеклы с междурядьем 45 см. Формирование технологической колеи при посеве в данном случае не требуется, поскольку ширина шины не превышает 21 см, а агротехнический просвет энергосредства соответствует значению этого параметра для универсального трактора МТЗ-82. Колея машин «ROSA» на любых типах сменных колес может быть 210 или 225 см для междурядий 45, 70 и 75см.

P.S. Если у вас получается зарабатывать деньги на земле без оборудования точного земледелия, то покупайте машины комплекса «ROSA» без дополнительных опций, но с мотором от Kubota (Япония) в базовой комплектации. Устанавливаемый на машинах турбодизель – пример надежности и экономичности для любого мирового производителя сельхозтехники. Расход дизельного топлива на гектар обрабатываемого поля не на десятки процентов, а в 2-3 раза меньше, чем на аналогичных операциях, выполняемых универсальным трактором с соответствующим прицепным оборудованием. Разработчики комплекса «ROSA» всегда помнят о заботах инженерных служб сельхозпредприятий, о необходимом уровне надежности и показателе ремонтопригодности машин. Но все же показатели по назначению ставятся во главу угла, – требования агрономии по качеству внесения удобрений и СЗР имеют безусловный приоритет.

Руководителя одного из предприятий, оказывающего услуги по внесению КАС, спросили: почему он не применяет свои Челенджеры на этой операции на подсохших полях? Последовал ответ человека, умеющего считать деньги: «жалко Челенджеров, на химпрополку пойдут. А ROSA себя за год, ну максимум два, окупает». Три опрыскивателя ROSA это предприятие эксплуатирует с 2010 года по сегодняшний день.

rynok-apk.ru