Кардинальное реформирование российского аграрного сектора привело к образованию большого количества крестьянских (фермерских) хозяйств, и в каждом из них насчитывается примерно от 2 до10 единиц отечественных тракторов, зерноуборочных комбайнов, автомобилей, как правило, запредельного срока эксплуатации.
Как свидетельствуют данные многолетнего мониторинга, только 15 % фермерских хозяйств имеют в своем распоряжении технические средства, приспособленные для перевозки нефтепродуктов и их временного хранения. Фермеры вынуждены заправлять свою технику или с «колес», или на автозаправочных станциях, арендовать емкости для хранения нефтепродуктов и топливозаправщики. В итоге затраты на приобретение, использование топлива и смазочных материалов из-за отсутствия собственных технических средств для хранения, доставки, перекачки и заправки нефтепродуктов возрастают в 1,2-1,6 раза.
Об остроте проблемы свидетельствуют следующие данные. За 2000-2015 гг. в среднем каждый третий рубль, потраченный фермерами, был использован на приобретение топлива и смазочных материалов. К сожалению, даже при таком очень высоком уровне затрат на приобретение и использование нефтепродуктов фермеры не могут в полной мере обеспечить себя топливно-смазочными материалами. Согласно проведенным расчетам, с учетом специфики использования техники в фермерских хозяйствах, структуры посевных площадей, степени изношенности фермерского машинно-тракторного парка, фактическая обеспеченность нефтепродуктами не превышает 75 % от технологически необходимой.
В немалой степени именно недостаток топливно-смазочных материалов предопределяет невыполнение в полном объеме и своевременно всех рекомендуемых технологических операций при возделывании сельскохозяйственных культур, что, несомненно, ведет к снижению урожайности и объемов производства продукции. Как показывает анализ, в настоящее время нет отечественного оборудования для доставки, перекачки и заправки нефтепродуктов, смены масел, которое в полной мере было бы адаптировано к условиям малых форм хозяйствования на селе. Имеющиеся на сегодняшний день зарубежные технические средства заправки машин затратно оправданы при использовании в хозяйствах парка машин от 30 и более единиц, причем обязательным «приложением» являются обременительные расходы на сервисное обслуживание оборудования, расходные материалы и т. д.
Лабораторией использования смазочных материалов и лабораторией использования производственных ресурсов в фермерских хозяйствах ФГБНУ «ВНИИТиН» разработан комплекс малозатратных технологий повышения эффективности использования топлив и масел в сельхозтехнике, используемой предприятиями малых форм хозяйствования.
Основными оценочными критериями эффективности применения технологии и оборудования для заправки, контроля качества и повышения эксплуатационных свойств топлив и масел являются минимальные затраты на приобретение оборудования и адаптированность к современным условиям хозяйствования.
На основании анализа хозяйственной деятельности предприятий малых форм собственности предлагается экономически целесообразный перечень и состав резервуаров, заправочных колонок и т. д. для хранения и выдачи топлив и смазочных материалов. В зависимости от объемов обрабатываемых площадей, удаленности хозяйства от объектов снабжения нефтепродуктами, финансовых возможностей хозяйства, количества техники рассчитывается резервуарный парк и необходимый минимум перекачивающих, заправочных приспособлений и универсальных колонок. В случае граничных значений эффективности организации поста хранения нефтепродуктов и целесообразности заправки техники непосредственно в хозяйствах рассматривается возможность кооперации с аналогичными малоудаленными хозяйствами.
Отдельной и достаточно актуальной является проблема качества приобретаемых и используемых фермерами топлив и масел. Так, анализ характеристик топлив и масел, используемых в фермерских хозяйствах, показал, что в 25 % случаев проверяемые масла не соответствовали требованиям ГОСТа по вязкости, щелочному числу и содержанию загрязнений. Контроль качества дизельных топлив, хранящихся в фермерских хозяйствах, и топлив, приобретенных фермерами и хранящихся на нефтескладах (на правах аренды) на нефтебазах районов, показал, что 37 % исследованных дизельных топлив имели отклонения от требований стандартов по содержанию воды, механических примесей, фракционному составу и содержанию фактических смол. Простейшие средства контроля качества топлив и масел имелись только в одном из 50 обследованных предприятий малых форм хозяйствования.
Для проведения контроля качества масел и дизельных топлив непосредственно в фермерских хозяйствах ФГБНУ «ВНИИТиН» разработаны простые и доступные методы анализа как приобретаемых, так и хранящихся нефтепродуктов. С помощью портативных экспресс-лабораторий контроля качества масел можно не только оценить свойства товарной продукции, но и, например, проводить замену масел не по наработке, а по их фактическому состоянию.
Для повышения эффективности использования отработанных масел разработаны доступные сельскому товаропроизводителю методы очистки масел от загрязнений с их осветлением без применения специального оборудования и дорогостоящих химикатов. Испытания очищенных отработанных моторных масел в гидравлических системах навесок тракторов и некоторых узлах трансмиссии показали, что за период наработки 300 часов по сравнению с использованием в тех же узлах отработанных масел без их очистки надежность работы агрегатов повышается в 2-3 раза.
Появляется реальная возможность многократно использовать смазочные материалы, снизить затраты на их приобретение, и, что немаловажно, решить проблему утилизации небольших объемов отработанных масел непосредственно на местах.
Получающие все большее распространение технологии безразборного ремонта деталей машин за счет применения ремонтно-восстановительных составов (РВС), вносимых в систему смазки двигателей, пока не нашли широкого применения в тракторах и автомобилях, эксплуатируемых в фермерских хозяйствах. Данный факт является следствием ряда известных объективных и субъективных причин, в первую очередь обусловленных высокой ценой трибопрепаратов и ограниченностью их «функциональных» возможностей.
ФГБНУ «ВНИИТиН» совместно со специалистами Саратовского ГАУ и ряда предприятий оборонного комплекса разработана многофункциональная смазочная композиция, позволяющая повысить ресурс двигателей внутреннего сгорания на 25…30 % и продлить срок службы работающих в них моторных масел на 30-40 %.
В целом решен целый комплекс задач повышения эффективности использования топлив и масел, контроля качества нефтепродуктов, продления сроков службы моторных масел, переработки отработанных масел для их использования в сельскохозяйственной технике. Все разработанные технологии и технические средства адаптированы к условиям применения в крестьянских (фермерских) хозяйствах малых форм хозяйствования АПК.
На основании анализа совместного ассортимента выпускаемых смазочных масел, их состава и свойств разработаны предложения по рациональному применению моторных масел. Эти предложения включены в пособие «Топливо, смазочные материалы и технические жидкости», подготовленное к публикации в Мичуринском государственном аграрном университете.
В качестве критерия оптимизации выбора необходимых масел принят минимум затрат и рекомендации лучших разработчиков и изготовителей масел российского производства.
Актуальные агросистемы, № 1-2 (44)январь-февраль2017