Нынешнее законодательство обязывает фермеров 70% своей деятельности посвящать производству сельскохозяйственной продукции. Остальное может занимать «сопутствующая деятельность».

Этот термин привычно трактуют как сбыт или организацию первичной переработки. Можно ли добавить сюда агротуризм? И как его развивать? Ведь специальных законов об агротуризме в России до сих пор нет.

Аграрный туризм имеет большое будущее в нашем крае и вообще в стране. Люди, живущие в городах, стараются вырваться на природу. Поэтому аграрный туризм будет востребован. В Евросоюзе около 15-20% [прибыли] приносит именно это направление. Рано или поздно и мы к этому придем. Но мы столкнулись с тем, что в России в законах нет такого понятия. Есть понятия событийного туризма, гастрономического туризма, а вот именно агротуризм – в законодательстве не обозначен. И мы сталкиваемся с вопросом пользования землей. Потому что сразу же возникает вопрос: почему у вас стоят соломенные фигуры, а не колосится пшеница или подсолнечник? ...Наши законодатели не успевают за жизнью. В ближайшей перспективе это нужно решать.

Министерство сельского хозяйства нам помогает в этом вопросе. Есть конкретные предложения от министра сельского хозяйства, от земельного отдела. А министерство туризма пассивно. А должно быть само заинтересовано. Есть обширный круг вопросов, чем мы можем заниматься. Крестьянское хозяйство должно быть сельхозпроизводителем: не менее 70% валового продукта должно быть сельскохозяйственным. Тогда идут субсидии, и хозяйство считается сельхозпроизводителем. Но например, Росреестр говорит, что земли сельхозназначения служат только для производства, хранения и переработки продукции. Но, извините, а где же реализация?

При нынешнем положении дел в сети ритейлеров мы не готовы идти. На рынке царят перекупщики и другие законы – нам разрешением проблем на рынке некогда заниматься. А те люди, которые торгуют на рынках, не занимаются производством. Им тоже некогда – они с утра до вечера на рынках. Нам тогда лучше с поля и торговать.

Мы придумали решение: сделали соломенный парк, здесь же торгуем арбузами нашими. Это сельскохозяйственный торгово-развлекательный комплекс получается.

Сюда люди приезжают, чтобы детки первый раз попробовали, что такое солома наощупь, попрыгали на соломе, поели арбузов, овощи собрали. Это и является начальной стадией развития агротуризма.Мы видим, что это нравится людям. Люди приезжают, здесь душевная обстановка, семейный отдых. Люди пишут в социальных сетях (мы все это читаем, анализируем для понимания, куда нам двигаться), что это одно из мест, куда можно приехать с семьей отдохнуть. Может быть, это пока ново, но мы видим в этом хорошую перспективу. И считаем, что законодательство нам должно помогать.

Мы хотим, чтобы отрасль сельского хозяйства была более рентабельной. Поймите, основной сельхозпроизводитель вкладывает деньги и продает перекупщику по оптовой цене. Вот представьте, цена 10 рублей на овощ. Но в нем рублей 6-7 – это только затраты сельхозпроизводителя. И он, чтобы иметь хотя бы 20% рентабельности, продает перекупщику. А полученные 20% он обратно вложит. То есть маржа очень маленькая для овощевода. Перекупщик в два раза повышает цену, продавая на рынке. А затраты на торговлю мизерные. Они не сравнимы с тем, что овощевод вкладывает в пленку, в семена и все такое. Получается, что в конечном продукте себестоимость – те затраты, которые понес производитель – несоизмерима с тем, что произвела торговля. И основную маржу получает торговля – перекупщик, ритейлер или еще кто-то. Оптовик может за неделю 2-3 раза обернуть деньги. А нам нужен год, чтобы обернуть. Представляете, какая разница? И не всегда налоговая инспекция у нас следит за перекупщиками. Кто у нас основной плательщик налогов? Это сельхозпроизводители. А те, кто торгует на рынках – они неуловимые, сегодня есть, завтра их нет. А мы все время на месте. Торгуя сами на рынке, мы навлекаем на себя все эти проверки, потому что нас проще поймать.

newstracker.ru