В министерстве сельского хозяйства Ставропольского края началась подготовка к  конкурсному отбору ведомственных целевых программ  «Поддержка начинающих фермеров», «Развитие  семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», «Развитие сельскохозяйственной кооперации».

 

Информация  о проведении конкурсного отбора на участие в этих программах в 2016 году будет объявлена ориентировочно в марте. Объявление об этом  ищите в газете «Ставропольская правда» и на  официальном сайте министерства сельского хозяйства Ставропольского края (www.mshsk.ru).

Участники конкурсного отбора должны  предоставить необходимые документы в министерство сельского хозяйства Ставропольского края  или через многофункциональный центр  не позднее даты окончания подачи заявок, указанной в извещении о проведении конкурсного отбора.

Проекты участников конкурсного отбора оценит  конкурсная комиссия в соответствии с балльной шкалой.

Прежде чем принять решение об участие в этих программах, надо иметь в виду следующее. 

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Это означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей в установленные сроки.

В соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления грантов, гранты предоставляются участникам программ поддержки малых форм хозяйствования на конкретные цели.

Получатель гранта заключает с министерством сельского хозяйства Ставропольского края соглашение сроком на 5 лет, которым предусматриваются условия предоставления гранта, обязательства и ответственность сторон.

Получатель гранта обязуется израсходовать грант на цели, указанные в соглашении, в течение срока, указанного в соглашении.

В случае неиспользования гранта в указанные сроки, остаток средств гранта подлежит возврату в бюджет Ставропольского края в течение 60 календарных дней со дня истечения срока израсходования гранта.

Грант предоставляется получателю при условии расходования им по плану расходов собственных средств, включающему расходы в разрезе наименований (статей), соответствующих предусмотренным соглашением целям.

Обязательным  условием  предоставления  гранта  является  согласие получателя  на  осуществление  министерством  Ставропольского края и  органами  государственного финансового  контроля  проверок  соблюдения  получателем  условий,  целей и порядка предоставления гранта.

Кроме того, получатель гранта представляет в министерство сельского хозяйства Ставропольского края:

1)                ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

отчет о целевом расходовании гранта по форме, утверждаемой министерством сельского хозяйства Ставропольского края;

выписку из расчетного счета получателя о движении денежных средств по данному счету, заверенную банком;

копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов собственных средств получателя гранта, заверенные получателем гранта (представляются по мере реализации плана расходов);

копии документов, подтверждающих целевое использование гранта по перечню документов, подтверждающих целевое использование грантов, заверенные получателем (представляются по мере целевого использования гранта);

2) ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным, начиная с года, следующего за годом получения гранта, – отчет о реализации соглашения.

Возврату в доход бюджета Ставропольского края подлежат гранты в случаях:

неисполнения условий предоставления гранта;

установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта;

установления факта невыполнения условий соглашения;

установления факта нецелевого использования средств гранта;

образования остатка средств гранта, не использованного получателем гранта в отчетном финансовом году.

Кроме того, получатель гранта несет ответственность, в том числе уголовную, за достоверность представляемых им в министерство сельского хозяйства Ставропольского края документов и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

ВНИМАНИЕ!  Типичные ошибки, допускаемые получателями грантов при реализации программ поддержки малых форм хозяйствования.

Распространенным видом ошибок при составлении бизнес-плана и плана расходов является базирование финансовых прогнозов реализации проектов на излишне оптимистических предположениях, причем это может осуществляться, например, в целях «подгонки» получателями грантов количества и стоимости приобретаемого имущества (работ, услуг). Разработчики бизнес-планов и планов расходов как завышают, так и занижают действительные потребности проектов в собственных и заемных средствах,  реальные сроки реализации проектов, при определении стоимости проекта не всегда учитывают фактор (риск) непредвиденного увеличения затрат с необходимостью адекватного и оперативного дофинансирования проекта при заблаговременном определении источника финансирования.

Нарушение сроков исполнения бизнес-плана и плана расходов при реализации проектов приводит к несвоевременному предоставлению в министерство сельского хозяйства Ставропольского края документов, подтверждающих целевое использования грантов. В связи с этим министерство сельского хозяйства Ставропольского края не выдает банку разрешение для дальнейшего использования гранта, что может привести к нарушению сроков израсходования гранта.

Также при составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что оформление прав на земельные участки занимает длительное время. В связи с этим затягивается получение разрешения на строительство,  что приводит к нарушению сроков строительства и в целом реализации проекта.

Необходимо обращать внимание на то, что грант предоставляется получателю гранта при условии расходования по плану расходов собственных средств в размере не менее 40 процентов на развитие семейной животноводческой фермы и не менее 10 процентов начинающим фермером.

В качестве собственных средств получатель гранта на развитие семейной животноводческой фермы может предъявлять не более 30 процентов несубсидируемых кредитов.

При привлечении заемных средств необходимо учитывать увеличение банками процентной ставки с момента одобрения кредита до фактического оформления заемных средств.

При несвоевременной предоставлении отчетности в министерство сельского хозяйства Ставропольского края в  соответствии с условиями соглашения в отношении получателя гранта органами государственного финансового контроля осуществляется проверка, по результатам которой в случае выявление нецелевого использования гранта копии актов проверки направляются в правоохранительные органы. Кроме того, на основании актов проверки  министерство сельского хозяйства Ставропольского края направляет получателю гранта требование о возврате средств гранта в течение 60 календарных дней.

При нарушении получателем гранта срока возврата средств гранта, министерство сельского хозяйства Ставропольского края принимает меры по взысканию указанных средств в доход бюджета Ставропольского края в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края. 

И ЕЩЕ!    Законодательство допускает сбор и подачу документов от лица заявителя по доверенности. Но будьте внимательны к тем, кому вы хотите доверить это ответственное дело.  По итогам прошлых лет правоохранительные органы выявили  правонарушения, совершенные представителями участников конкурсного отбора по доверенности. Например, установлены факты предоставления в заявке на участие в конкурсном отборе недостоверных и ложных сведений, поддельных документов.

СПРАВОЧНО:

Ведомственные целевые программы поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств реализуются на территории края с 2012 года.  За четыре года  гранты получили 365 крестьянских (фермерских) хозяйств. Участники программ поддержки малых форм хозяйствования осуществляют свою деятельность в сфере: растениеводство (зерновое производство, овощеводство, садоводство, виноградарство) - 45 хозяйств, мясное животноводство - 131 хозяйство, молочное животноводство -  98  хозяйств, овцеводства - 63 фермерских хозяйства, птицеводство - 15 хозяйств, прочие направления (звероводство, коневодство, рыбоводство, пчеловодство, переработка сельскохозяйственной продукции) - 13 хозяйств.  

Финансовое обеспечение программ поддержки малых форм хозяйствования за четыре года составило 765,8 млн. рублей, в том числе 600,4 млн. рублей за счет средств федерального бюджета и 165,4 млн. рублей за счет средств бюджета Ставропольского края.

По итогам 2015 года крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено сельскохозяйственной продукции на общую сумму 75,3 млн. рублей, в том числе начинающими фермерами на сумму 11,8 млн. рублей, семейными животноводческими фермами – 63,5 млн. рублей.

Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами – участниками программ поддержки малых форм хозяйствования, составила 997,4 млн. рублей.

Общий объем налоговых отчислений крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими грантовую поддержку, составил 44,9 млн. рублей.

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами создано 321 рабочее место.

- Ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2015-2017 годы» утверждена приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 17 октября 2014 г. № 447.

- Ведомственная целевая программа  «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015-2017 годы» утверждена приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 17 октября 2014 г. № 448.

www.mshsk.ru