В России из сельского туризма попытаются сделать бизнесПакет законопроектов о сельском туризме поддержало правительство России. Фактически, как оценивают эксперты, на уровне федерального законодательства впервые появилось само понятие «сельский туризм». Речь идет о законопроектах, внесённых в Госдуму группой депутатов, в том числе Светланой Максимовой и Андреем Исаевым, которые предлагают отнести к основным целям государственной аграрной политики развитие малого и среднего предпринимательства на сельских территориях, в том числе туризма. Также предлагается к видам деятельности крестьянских и фермерских хозяйств отнести услуги по продвижению внутреннего туризма на сельских территориях.

Согласно сообщению на сайте кабмина, правительство России в целом поддерживает пакет законопроектов о развитии внутреннего туризма на селе, однако по мнению чиновников, документам требуется доработка. В частности, предлагается «проработать вопрос содержания понятия «внутренний туризм на сельских территориях (сельский туризм)» и рассмотреть целесообразность установления особенностей нормативно-правового регулирования в предлагаемой документом сфере». Также упомянуто, что законом «О развитии сельского хозяйства» предусмотрены меры господдержки в сфере развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий, а распространение мер господдержки на хозяйства, оказывающие услуги по продвижению туризма на сельских территориях, может привести к увеличению расходов федерального бюджета или к необходимости их перераспределения.

Впрочем, как отмечают опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ» эксперты, в России не надо «изобретать велосипед» в агротуризме - меры поддержки сельского туризма, в частности, в области налогообложения, давно опробованы не только в Европе, но и даже в соседней Белоруссии. Однако для начала чиновникам придется ответить на вопрос – для чего нам сельский туризм, и кто за него отвечает?

«Законопроекты революционные. Так же, как и внесение понятия «сельский туризм» в федеральное законодательство. Сложно развивать то, что ещё не закреплено в терминологии. Мы видим, что интерес к сельскому туризму устойчиво растёт, как со стороны наших соотечественников, горожан, так и со стороны иностранных туристов. Сельский туризм, это не только «грядки и козочки», это совокупность многих видов досуга - это и этнографический, и гастрономический, и культурный, и экологический туризм, и интерес к традиционным ремеслам и промыслам, фольклору, и многое другое», - прокомментировала корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Ива Лебедева, представитель АНО «Агентство развития сельских инициатив». При этом эксперт отметила, что эту инициативу ждали давно: в некоторых субъектах Российской Федерации сельский туризм отнесен к приоритетным видам туризма на уровне регионального законодательства. Если эти законопроекты будут приняты - количество предложений на рынке сельского туризма, безусловно, увеличится.

«Доля сельского туризма в России пока невелика и на сегодняшний̆ день, по данным Ростуризма, составляет 1.5-2 процента. Однако в России есть все предпосылки для развития этого вида туризма. При создании необходимых условий и развитии инфраструктуры сельского туризма у нас есть все шансы для того, чтобы в будущем наша страна стала одним из мировых лидеров сельского туризма», - оценила Ива Лебедева.

«Появление этого закона соответствует нашим ожиданиям. Эта тема длится не первый год. Разрабатывался проект о сельском туризме, было предложение на региональном уровне – по Татарстану. Но ничего утверждено не было», - рассказала Руфия Мухамадеева, председатель РАСТ (Региональная Ассоциация Сельского Туризма Татарстана). По ее словам, во многом развитие сельского туризма на региональном уровне и «застревает» потому как нет никаких федеральных распоряжений. «Нам это крайне необходимо – если будут федеральные законы, то всем в регионах станет проще работать», - подчеркнула Руфия Мухамадеева.

При этом эксперт отметила, что нет никакой необходимости «изобретать велосипед». Сельский туризм – успешно функционирующая отрасль во многих странах. Например, Польша и Белоруссия вполне могут послужить образцом в налоговом вопросе: там, если фермер, соответственно, содержит до пяти гостевых домов или принимает до двадцати человек – то он не платит никаких налогов. Из Германии в качестве примера можно взять сам механизм работы – существует специальный факультет «менеджмент сельского туризма» с учебными программами и т.д.

«Что бы мы хотели получить в законе дополнительно? Например, нам нужна формулировка по личным подсобным хозяйствам, которые надо зафиксировать в законодательстве, чтобы и они имели право заниматься сельским туризмом. У нас всегда острый земельный вопрос – например, нам необходимо, чтобы у земли, занятой под сельский туризм, не менялось назначение земли. По нашему опыту, «на земле» занятой сельским туризмом, чтобы выйти «в плюс», необходимо три-пять лет, при проблемах с землей – и, соответственно, с налогами – от восьми лет. Но никто при таких условиях заниматься этим не будет», - подчеркнула Руфия Мухамадеева.

Впрочем, проблемы есть и более глобального плана. Сельский туризм сложно и необходимо «приписать» к какому-то ведомству. «Наша главная проблема - межведомствоенное разобщение. За предпринимательство отвечает Минэкономики, аграрное развитие контролирует Минсельхоз. Туризм курирует Ростуризм. При этом туристу недостаточно есть, жить и ночевать, ему нужен содержательный отдых – культура, история, интерактив – а это уже область Минкульта, а также Минэконологии, если мы говорим о заповедниках. Кроме того, такой туризм нужно продвигать – фермеры этого не умеют и им некогда – тут может быть задействован Ростуризм». И, как замечает эксперт, в любой ситуации, где задействовано несколько ведомств, проблему успешно «спихивают» друг на друга. Причём это происходит и «внизу». «Из муниципальных чиновников никто не смог ответить, зачем им сельский туризм – единственной причиной они назвали патриотизм. Понятно, что в нас видят только проблему. При этом мы затрагиваем больной вопрос налоговых льгот – и понятно, что нас никто не слышит», - подчеркнула Руфия Мухамадеева.

При этом ответы на вопрос «зачем?» - бесспорно есть. «Сельский туризм не требует крупных капиталовложений, более того – они ему противопоказаны, пятизвездочные гостиницы «в чистом поле» не окупятся никогда. Это самый простой и действенный способ действительно узнать страну, действительно изменить сознание людей, в том числе и живущих на земле: когда они видят, что к ним специально приезжают что-то посмотреть, меняется само отношение», - подчеркнула эксперт. При этом в сельском туризме существенно задействован и детский туризм: «У нас фактически туризм – это несколько крупных городов, плюс несколько музейных точек – таких как Кижи, а вся остальная Россия остается никому не известной. При этом детям та же Третьяковка может быть не столь интересна – в отличие от сельского туризма, где все доступно и настоящее. И удивительное, особенно для городских детей, которые считают, что «хлеб на деревьях растет», - подчеркнула Руфия Мухамадеева. При этом эксперт отметила, что не надо забывать, что сельский туризм – доступный туризм, сориентированный во многом на «местного» туриста.

Соответственно, отметим, в нем может найтись место для нишевых туроператоров, так как в целом «сельский» туризм проходит мимо «большого» турбизнеса как по интересу целевой аудитории, так и по ёмкости. «У нас сельский туризм практически не задействован в числе предложений. Могу назвать только Белоруссию, где несколько усадеб предлагают различные «сельские» активности, но это скорее экскурсионный маршрут, т.к. туристы там не ночуют», - рассказал Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». По его словам, интерес российских туристов к «сельской жизни» значительно ниже, чем у европейцев, так как «экзотикой» для наших туристов сельская жизнь ещё не стала.

«Как экскурсионные объекты сельские усадьбы в основном интересны нишевому турбизнесу, а как объекты размещения – практически исключительно «частникам» - по объективным причинам человекоёмкости. «Сельские усадьбы – это маленькие гостиницы, ориентированные максимум на 10 человек одновременного размещения. Туроператорам такие объемы просто неинтересны, мы в целом практически не сотрудничаем с настолько мелкими средствами размещения. Да и их владельцы не особенно заинтересованы в крупном турбизнесе. Как правило, свой турпоток они нарабатывают с помощью «сарафанного радио» - за пару лет работы вполне можно набрать клиентуру в 100-200 человек, которую в течение года такой миниотель сможет «потянуть». Расширяться дальше у большинства из них нет ни сил, ни средств», - подчеркнул Сергей Ромашкин.

Однако в целом перспективы все оценивают положительно. «При приложении сил, если с людьми на территории работать целенаправленно, применять тот самый менеджмент, начиная с оценки потенциала территории – мы просто обречены на успех. Поэтому мы «руками и ногами» за любые подвижки в нашей области на государственном уровне. Сельский туризм для нашей страны – это очень важная и нужная тема», - резюмировала Руфия Мухамадеева.

www.tourprom.ru