Перед молочной и мясоперерабатывающей отраслями АПК особо остро стоит проблема обеспечения животных качественным силосным кормом в зимний период. Существенную роль в решении вопроса протеинового питания крупного рогатого скота следует отвести формальдегиду, минеральному азоту и препаратам на их основе.
Из средств данного сегмента ранее предлагалось использовать карбамид, однако его высокая скорость всасывания в организме нередко приводила к отравлениям, по причине чего это вещество не нашло широкого применения на практике. Альтернативой ему могут служить препараты на основе формальдегидных смол, спектр сфер применения которых очень широк — от строительства и деревопереработки до животноводства. Именно разработка и освоение новых марок подобных средств — один из способов решения проблемы полноценного питания крупного рогатого скота.
Апробация образца
Наиболее эффективным и безопасным методом применения формальдегида является его использование в составе консервирующих смесей для силосования злаковых растений. В этом случае данное вещество выступает в качестве консерванта и препарата, замедляющего разложение растительного протеина и карбамида до аммиака в рубце жвачных животных. Применение такой смеси в рационах крупного рогатого скота позволяет снизить токсичность мочевины, способствует более низкому уровню образования аммиака и газов в рубце, уменьшению потерь азота и лучшему отложению его в организме, что приводит к увеличению среднесуточных приростов животных.
Сегодня ассортимент средств на основе синтетических смол расширяется за счет новых бесфенольных марок. В этом направлении ведут научные разработки некоторые российские предприятия, одно из которых создало препарат КФ-КТ. Он представляет собой твердое вещество, помимо формальдегида содержащее 25–33 процента связанного азота, восемь процентов жидкости и один процент золы. Показатель активности водородных ионов суспензии с массовой долей 10 процентов составляет 2–7 рН. Специалисты данной компании совместно с учеными ФГБНУ «ВНИИ использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве» провели опытные исследования созданного препарата. В рамках эксперимента он использовался в качестве консерванта растительной массы кукурузы, заложенной на хранение в фазе восковой спелости зерна.
Критерии изучения
Научно-производственный опыт осуществлялся на молодняке крупного рогатого скота предприятия «Сосновское», расположенного в Тамбовской области. Основной рацион животных включал зерносмесь, сено, патоку и минеральные добавки. В ходе исследования растительная масса кукурузы в объеме 500 т закладывалась в облицованные наземные траншеи в двух вариантах: с использованием консерванта в дозировке 4 кг/т и без его внесения. Полученный корм включали в основной рацион и скармливали телочкам симментальской породы с примесью голштинизированной крови. По принципу аналогов с учетом физиологического состояния и возраста были сформированы две группы животных по 32 головы в каждой. Первый блок стал контрольным, поскольку коровы получали силос, заготовленный без консервирующих средств, а второй — опытным.
Растительная масса кукурузы и силос были проанализированы после вскрытия траншеи. В них определялся уровень содержания общего, белкового, небелкового и аммиачного азота, а также легкогидролизуемых сахаров. Концентрация летучих жирных кислот устанавливалась методом Флига — Леппера, рН — потенциометрически, аэробная стабильность корма — визуальным способом при контакте с воздухом в течение нескольких суток. Расчет питательности и энергетической ценности осуществлялся по ГОСТу 26488-85. При проведении эксперимента также учитывались поедаемость кормов, продуктивность скота в виде прироста живой массы, а также биохимические показатели крови животных по общепринятым методикам. Содержание формальдегида в органах и тканях телок устанавливалось с помощью газожидкостной хроматографии. Полученный опытный материал оценивался статистически посредством критерия Стьюдента, а результаты рассматривались как достоверные со значения Р < 0,05.
Обогатить рацион
Как показали наблюдения, аэробная стабильность, которая определяется состоянием питательных веществ и наличием нежелательной микрофлоры, особенно плесени, на поверхности корма после вскрытия траншеи в силосе с исследуемым препаратом была в 1,1–1,2 раза выше, чем на варианте без его использования. Несмотря на увеличение содержания небелкового азота в образце с консервантом, его количество от общего азота было ниже по сравнению с контрольными значениями. При этом возрастание концентрации аммиачной разновидности данного элемента в опытном варианте было связано с его внесением вместе с антисептическим веществом и не являлось отрицательным показателем. По системе М. Т. Таранова для консервированных кормов силос с рассматриваемой добавкой был определен как «очень хороший» и получил высокую оценку качества — 90 баллов.
Применение препарата в производственных условиях позволило получить силос не только с большим содержанием питательных элементов, но и с лучшей их способностью к хранению в течение длительного времени. Кроме того, потери сухого вещества сократились более чем в 1,9 раза, протеина — в 2,6 раза, причем разность в степени сохранности этих компонентов в корме двух групп была высокодостоверной. Убытки легкогидролизуемых углеводов в силосе с консервантом были меньше всего в 1,04 раза, однако данный факт положительно повлиял на его кислотность. Питательность рационов была одинаково высокой в обоих вариантах — 0,89–0,91 энергетических кормовых единиц на один килограмм сухого вещества, однако животные опытной группы потребляли на 2,2 процента больше обменной энергии. Более того, использование препарата при закладке силоса позволило обогатить рацион второй группы переваримым протеином, содержание которого оказалось выше контрольных показателей на 75 г, или на 16,4 процента.
Прирост массы
Исследование крови опытных животных показало, что скармливание силоса, приготовленного с формальдегидной добавкой, не оказало отрицательного влияния на их здоровье. Более того, обмен веществ коров был в большей степени направлен на усвоение питательных веществ рациона, что отразилось на некоторых показателях. Белковый комплекс находился практически на одном уровне в обеих группах и не выходил за рамки нормальных значений. Недостоверное увеличение содержания мочевины в крови коров из второго блока вполне объяснялось более интенсивным обменом белка в их организме при скармливании силоса, заложенного с концентратом, и свидетельствовало о постепенной утилизации азота, «защищенного» препаратом.
Результаты определения экономической эффективности и продуктивности коров показали, что прирост живой массы в течение проведения опыта в группе, получавшей силос с добавкой, был больше на 6,6 кг. При этом на каждый килограмм прироста было затрачено на пять процентов меньше кормовых единиц, на 11,4 процента — силоса и на 7,6 процента — сухого вещества. В ходе эксперимента среднесуточный прирост массы телочек на корме с препаратом был выше, чем у получавших обычный силос животных, на 8,4 процента, или на 75 г. При этом эффективность от скармливания рациона, заложенного на хранение с концентратом, составила 882,5 рубля на голову. Таким образом, на каждый рубль дополнительных затрат было получено 5,16 рубля дохода относительно контрольной группы.
Следует отметить, что при использовании препарата с формальдегидом в качестве консерванта и азотистой добавки в рационах КРС количество этого вещества в органах и тканях опытных животных не превышало его содержания в период зимнего кормления коров обычными кормами в аналогичных условиях. Таким образом, проведенный опыт позволил установить, что включение в добавку для силосования кукурузы формальдегида в небольшой дозе способствовало улучшению качества получаемого силоса, причем он оставался безвредным для животных, поскольку является естественным метаболитом организма телок. Данные факты дают возможность предположить, что дальнейшее создание и использование подобных препаратов будет способствовать повышению темпов увеличения поголовья КРС и обеспечению нашей страны мясомолочными продуктами собственного производства.
Е. Ф. Саранчина, канд. биол. наук, вед. науч. сотр., ФГБНУ «ВНИИ использования техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве»; В. Е. Шредер, гл. инженер проекта «Смолы», ПАО «Пигмент»
agbz.ru