Правильная настройка и использование сельхозтехники (и навесной, и самоходной) способны сэкономить хозяйству миллионы рублей. А могут, наоборот, привести к незапланированным потерям, а то и к поломке дорогостоящей машины. Но кто подскажет, как эффективно настраивать (а для начала – покупать с учётом конкретного агрофона) технику? Пока государство этим не занимается, аграрии справляются собственными силами – сами проводят испытания, консультируются с сервисниками. О проблемах выбора сельхозмашин шла речь на первом форуме «Агротехника-2018», который ИД «Крестьянин» провёл в рамках недавней выставки «ЮгАгро». 

В советское время выбор техники для тех или иных культур и почвенно-климатических условий определялся на государственном уровне. Научные институты проводили масштабные исследования, на основе которых составлялись рекомендации. Сейчас всё иначе, считает главный инженер ООО «СК “Октябрь”», председатель кубанской Ассоциации производителей сельхозтехники и обрудования АПК Василий Абаев.

– Научных испытаний практически не проводится, и аграрию приходится рассчитывать исключительно на свой опыт и знания, – рассказал он. – Нет единой госполитики в технической сфере. На рынке представлены сотни российских и иностранных машин, и какая из них лучше? Как это определить? Недавно я пришёл работать в крупное многоотраслевое хозяйство. Здесь обрабатывают более 30 тысяч га, в сево­обороте 15-16 культур. Посмотрел номенклатуру – в холдинге более тысячи наименований техники! Системности в данном вопросе не было: покупали то одно, то другое... Тяжело разобраться. Нужна система – чёткие рекомендации, понимание общей технологии выращивания культуры и того, какие машины для неё нужны.

Научные институты как могут занимаются сравнительной работой. Скажем, несколько лет назад Новокубанский филиал ФГБНУ «Росинформагротех» проводил исследования эффективности комбайнов с различными типами молотильно-сепарирующих устройств (МСУ), рассказал заведующий отделом филиала Дмитрий Петухов. Однако из-за ограниченных возможностей в сравнительную линейку попали только машины «Ростсельмаша» (Torum 750, Acros 550, RSM 161) и «Полесья» («Десна GS12»). Зарубежных альтернатив там представлено не было.

– В итоге наибольшую производительность (24,4 тонны в час) показал Torum с роторно-аксиальным типом МСУ, – привёл результаты учёный. – Это объясняется большей мощностью двигателя и шириной захвата жатки. На втором месте был двухбарабанный RSM 161. При этом у однобарабанных комбайнов отмечен более низкий расход топлива. Наилучшие результаты по суммарным потерям – у RSM 161 (1%), следом идёт «Полесье»... Но стоит отметить, что у всех машин этот показатель не превышает предельно допустимых 2%. Из приведённой техники наименьшее дробление зерна зафиксировано у Torum и RSM 161.

В кубанском КФХ «Оскар» испытания комбайнов проводятся на собственной базе – в хозяйстве работают и на отечественной технике («Дон», Acros, Torum), и на иностранной (Claas Tucano, John Deere). Для повышения достоверности на такие «соревнования» приглашаются представители компаний-производителей, они контролируют объективность «проб», говорит замдиректора хозяйства Артём Застрожников. Сейчас аграрии пытаются следовать двум важным принципам: «одномарочность» техники (облегчает ремонт) и приоритет качественного сервиса перед изначальной ценой машины. Комбайн служит не один год, а десять, и в случае поломки сервисники должны быть на месте в течение двух-трёх часов. 

– По нашему мнению, с сервисом дилера John Deere на Кубани никто не может поспорить, – считает Застрожников. – Да, тот же Tucano при прочих равных стоит на четыре миллиона дешевле. Но нам важна оперативность и качество ремонта. Что касается настройки – самая рентабельная культура у нас – это крупноплодный подсолнечник. Мы загоняли наши комбайны на уборку с одинаковой жаткой, раскладывали на фракции собранный урожай... Первое место по обрушению семечки показал Tucano, чуть отстал John Deere. На 3-4% отстал Torum – и это немало. На наших 700 га это вероятные потери в сумме до трёх миллионов рублей. Поэтому используем такое распределение комбайнов: на пшенице и кукурузе работает Torum, здесь они вполне сопоставимы с импортной техникой. Данные культуры тяжёлые, и на комбайне проще настроить решёта. А Tucano и John Deere убирают подсолнечник и оставшуюся часть пшеницы.

По словам директора ООО «Первая межрегиональная ассоциация МТС» Романа Джалилова, эффективность работы комбайна в первую очередь зависит от компетенции и добросовестности механизатора.

– Хорошему мастеру дайте любой комбайн, и он у него будет работать без потерь, – утверждает Джалилов. – Если же этот «мастер» не может перенастроить решёта и техника не вымолачивает зерно, значит, в поле вышел неподготовленный комбайн и неподготовленный специалист, который неизвестно на что надеялся. И ошибку вы совершили ещё в тот момент, когда наняли такого человека...

agrobook.ru