Сегодня стабильное и прибыльное развитие молочного скотоводства во многом зависит от внедрения технологических инноваций. Именно они могут обеспечить увеличение прибыльности предприятия, снижение потерь, улучшение здоровья и продуктивности стада, а также способствовать производству безопасных и привлекательных для потребителя продуктов.
Один из важнейших показателей в молочном скотоводстве — продуктивность коровы. Генетика скота только определяет потенциал его возможностей, а их раскрытие зависит от технологий содержания и выращивания, а также от применяемых программ кормления. В связи с этим неизмеримо возрастает роль передовой науки и племенного дела в объективной оценке ресурсов животных имеющихся пород, а также новых типов молочного скота.
РАЦИОН ПО-НАУЧНОМУ
Ни для кого не секрет, что вся проводимая в сельскохозяйственных предприятиях работа по голштинизации коров осуществляется в целях увеличения объемов надоев. При этом она реализуется на фоне внедрения инноваций в кормопроизводстве и кормлении, новых технологий содержания и доения коров, повышения интенсивности выращивания ремонтного молодняка. Мировой опыт развития животноводства показывает, что прогресс в увеличении продуктивности и снижении себестоимости продукции лишь на 30–35 процентов определяется достижениями в генетике и селекции, а на 50–60 процентов зависит от научно обоснованного кормления. Именно организация полноценного рациона молочных коров является решающим условием их высокой продуктивности и увеличения объемов производства. При этом наиболее приемлемым является питание, гарантирующее крепкое здоровье, нормальные воспроизводительные функции поголовья и хорошее качество продукции при наименьших затратах корма. Такой рацион выступает одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех племенной работы, и является основой совершенствования существующих пород и типов, а также создания новых.
Основываясь на данных фактах, специалисты ФГБНУ «Татарский НИИ сельского хозяйства» провели важные научные исследования. Основной их целью стало изучение продуктивности и физико-химических показателей молока крупного рогатого скота молочных пород в тесной взаимосвязи с особенностями полиморфизма генов каппа-казеина (CSN3), бета-лактоглобулина (BLG), пролактина (PRL), соматотропина (GH) и тиреоглобулина (TG5), несущих в себе хозяйственно полезные признаки, при сбалансированном и научно обоснованном кормлении.
ПРОГРАММА ОПЫТА
Исследования на дойных коровах холмогорской породы татарстанского типа проводились в ФГБНУ «Татарский НИИ сельского хозяйства» и СХПК «Агрофирма “Рассвет”», расположенном в Кукморском районе Республики Татарстан. Содержание животных было привязным. В их основной рацион входило 1,5 процента люцернового сена и восемь процентов сенажа из этой же культуры, девять процентов сенажа из кормосмеси, 12 процентов кукурузного силоса, шесть процентов специального комбикорма для дойных коров, два процента зерна кукурузы, по одному проценту пивной дробины и маслосемян рапса, а также 0,5 процента пропаренного овса. Для достижения оптимального баланса в меню всех животных дополнительновводили комплексную кормовую добавку в количестве 0,7 кг на голову в сутки. Она состояла из продуктов биоферментации зерна, верхового торфа, отходов пищевых производств и микронутриентов. Формирование групп коров и приемы постановки научно-хозяйственного опыта осуществлялись по методике А. И. Овсянникова. Полученные в ходе исследований результаты обрабатывались с применением математической статистики.
ПОКАЗАТЕЛИ ЖИРА
При реализации опыта проводилось генотипирование животных по локусам генов каппа-казеина, бета-лактоглобулина, пролактина, соматотропина и тиреоглобулина. Первые три локуса подразделялись на генотипы АА, АВ и ВВ, ген GH — на аллели VV, LV и LL, а ген TG5 — на варианты CC, CT и ТТ. Уровень продуктивности и качество сырья у скота с разными генотипами оценивались по указанным генам. В подготовительный период кормление осуществлялось на базе основного рациона, а комплексная кормовая добавка в дозировке 0,7 кг на голову в сутки включалась в меню во время проведения исследований. Количество опытных животных в стаде равнялось 81 корове.
В результате анализа влияния научно обоснованного сбалансированного питания с использованием добавки было установлено, что животные разных генотипов в опытный период неодинаково отзывались на воздействие кормового фактора. Наибольшее увеличение молочной продуктивности по гену каппа-казеина у коров с генотипом АА составило 10,16 процента, или 2,89 кг, в то время как по бета-лактоглобулину максимальная прибавка наблюдалась у поголовья с вариантом ВВ — 9,41 процента, или 2,64 кг. По гену PRL, то есть пролактину, существенный прирост надоев отмечался у скота с аллелью BB — 10,22 процента, или 2,99 кг, по соматотропину — у подопытных с совокупностью генов LL, а по тиреоглобулину — у животных с генотипом ТТ. В двух последних случаях прибавка составила 10,62 и 14,26 процента, или 2,97 и 2,99 кг соответственно, причем у коров с аллелями ТТ прирост надоев был наибольшим.
Изменения физико-химического состава молока на фоне кормления поголовья согласно разработанной системе с применением комплексной кормовой добавки также проявлялись в разной степени в зависимости от генотипов животных. Наиболее высокое содержание жира в молоке по исследуемым генетическим маркерам по гену каппа-казеина было установлено у коров с аллелью АА — 3,73 процента; по бета-лактоглобулину — у особей с вариантом BB, а по пролактину — у животных с совокупностью генов BB, причем в последних случаях содержание жира равнялось 3,79 и 4,03 процента соответственно. Данный показатель у генотипов LV и TT по генам соматотропина и тиреоглобулина составил 3,92 и 4,59 процента соответственно. У поголовья с указанными генотипами, за исключением животных с аллелью BB по гену BLG, также отмечался максимальный выход молочного жира. По гену каппа-казеина у подопытных с генотипом АА он равнялся 55,25 кг; по пролактину у скота с совокупностью генов BB — 60,93 кг; по соматотропину с вариантом LV — 58,47 кг; по тиреоглобулину у коров с аллелью TT — 67,05 кг. По гену бета-лактоглобулина самая значительная прибавка молочного жира наблюдалась у животных с генотипом AA — 56,67 кг.
УСТАНОВИТЬ КАЛОРИЙНОСТЬ
Оценка уровня содержания белка в молоке показала выгодное отличие коров с несколькими генотипами: по гену каппа-казеина с вариантом АА — 3,31 процента, по бета-лактоглобулину с совокупностями генов АА и АB — 3,27 процента, по соматотропину с аллелями LL и VV — 3,27 и 3,27 соответственно. У животных с генотипами TT и BB по генам тиреоглобулина и пролактина концентрация белка, как и жира, в молоке оказалась наиболее высокой и составила 3,35 и 3,3 процента соответственно. Кроме того, данное поголовье наряду с высоким выходом молочного жира характеризовалось хорошей прибавкой молочного белка за весь период эксперимента — до 48,94 и 49,93 кг соответственно. Однако более высокие показатели имел скот с генотипом AB по гену каппа-казеина — 49,87 кг, а также коровы с аллелями VV и AA по соматотропину и бета-лактоглобулину — 50,45 и 50,46 кг. Данный факт обусловлен повышенной продуктивностью животных с указанными генотипами. Подобные изменения оказали непосредственное влияние на калорийность молока. По гену каппа-казеина наибольшее значение было установлено у сырья, полученного от коров с аллелями АА и ВВ, — 669,52 и 669,90 ккал соответственно. По генам бета-лактоглобулина и пролактина высокой калорийностью отличалось молоко животных с вариантами ВВ — 673,55 и 699,32 ккал. По соматотропину наивысший показатель был зафиксирован у поголовья с гетерозиготным генотипом LV — 687,53 ккал, а по тиреоглобулину данное значение оказалось максимальным у скота с совокупностью генов ТТ — 767,75 ккал.
Таким образом, проведенные специалистами ФГБНУ «Татарский НИИ сельского хозяйства» исследования показали, что в условиях однотипного сбалансированного кормления коров степень изменения их молочной эффективности и физико-химических показателей сырья обусловлена полиморфизмом генов-маркеров продуктивности и качества молока. По этой причине при покупке скота необходимо генетически грамотно подбирать животных, исходя из потребностей предприятия, а также организовывать для них полноценный рацион.
Текст: М. Ш. Тагиров, д-р с.-х. наук, академик ГНБУ «Академия наук Республики Татарстан», директор; Ш. К. Шакиров, д-р с.-х. наук, проф., руководитель Научно-технологического центра животноводства; Е. О. Крупин, канд. ветеринарн. наук, зав. сектором промышленной технологии производства молока, ФГБНУ «Татарский НИИ сельского хозяйства»
www.agbz.ru