Качество семян – один из основных критериев успеха будущего урожая. Какие сорта выбрать, чтобы не прогадать? О том, каких результатов достигла отечественная селекция и с какими проблемами могут столкнуться аграрии в этом сезоне, рассказали на Дне поля в Национальном центре зерна им. П.П. Лукьяненко 28 мая.
Среди сортов пшеницы, допущенных в этом году к производству, мягкие Ваня, Граф, Дуплет, Караван, Маркиз, Степь и твёрдый сорт Ясенка.
– Если говорить о сортообновлении в семеноводстве, то стоит отметить, что только за последние три года государственная комиссия по сортоиспытанию включила в реестр 20 кубанских сортов мягкой и твёрдой пшеницы и тритикале, – сказала заведующая отделом селекции и семеноводства пшеницы и тритикале академик РАН Людмила Беспалова. – Эти сорта уже находятся в производстве.
Граф и его приближённые
После доклада академика РАН многочисленные гости на пяти автобусах отправились на демонстрационные поля для «личного» знакомства с сортами. Некоторые из новых уже допущены к производству. Как отметила доктор сельскохозяйственных наук Вера Филобок, Национальным центром зерна была выведена линейка сортов, устойчивых к фузариозу. В основном это мягкие пшеницы, морозостойкие, с высоким содержанием белка и клейковины Безостая100, Веха, Вилена и Сварог, районированные в прошлом году.
Одним из главных нововведений в центре считают сорт мягкой пшеницы Граф, впервые допущенный к производству в текущем году. По словам доктора сельскохозяйственных наук Александра Боровика, Граф – сильная пшеница. Он крупноколосый, «красивый», низкорослый, устойчив к полеганию, морозостойкий и среднепоздний. Презентации этого сорта выделили отдельное место, где посетителей мероприятия встречало образное воплощение Графа – молодой человек, одетый в костюм дворянина времён Петра I.
Специально для этой встречи выковали серию монет, в середине которых красуется название сорта, обрамлённое колосьями. Женщинам эти монеты вручил ряженый граф, мужчинам предоставилась возможность сделать их самим при помощи кувалды и наковальни.
Также среди сортов мягкой пшеницы, введённых в обращение с этого года, презентовали короткостебельного, среднеспелого и обладающего высокой устойчивостью к бурой ржавчине, но восприимчивого к фузариозу Ваню, полученного от скрещивания Вассы и Юноны. Его потенциал урожайности – 101 ц/га. А вот ровесник Вани под названием Степь, среднерослый и среднеранний и устойчивый к болезням, кроме фузариоза показал более высокую урожайность – 109 ц/га.
Грандиозный потенциал
Интерес присутствующих вызвали и новинки сортов твёрдой пшеницы. Среди них озимый сорт Одари, который должен прийти на смену Крупинке. При его создании преследовались такие цели, как повышение скороспелости и сохранение параметров урожайности. Также продемонстрировали яровую пшеницу Ясенка, которая за счёт твёрдости зерна формирует высокое содержание белка – от 14 до 17% – и показывает хорошее содержание клейковины. По словам представителей Национального центра зерна, из неё получаются отличные макароны, однако максимальная урожайность не столь высока – 40-50 ц/га.
На демонстрационных полях презентовали как недавно допущенные в производство сорта, так и те, что давно находятся в обиходе у аграриев
Ещё одной культурой, которую представили присутствующим, стала тритикале, чей потенциал сейчас как никогда высок. Как отметили представители центра, основная задача сейчас – стабилизировать зерновое производство. Эта культура не призвана заменить пшеницу и ячмень. Её цель – дополнить их там, где они снижают свою продуктивность за счёт природных, экономических или организационных факторов. Тритикале более адаптивна по сравнению с остальными культурами и показывает себя стабильнее в стрессовых условиях.
По словам учёных, сейчас необходимо добиваться генетической стабильности. Однако уже есть достижения с сортом Тихон, который планируется допустить в производство с 2019 года. Во время испытаний позапрошлого года он показал абсолютный рекорд за всю историю отдела – 143 ц/га. Ни один сорт пшеницы такого результата не получал.
– Это планка, к которой мы должны стремиться, но технологию надо дорабатывать, – добавил представитель Национального центра зерна. – Первой культурой, у которой будут сногсшибательные урожаи, станет тритикале. Ёмкость его колоса позволяет получить до двухсот центнеров. Главное – его озернить.
Год септориоза
Одной из основных тем, заинтересовавших аграриев, стали болезни зерновых. О «новинках» в этой области рассказала доктор сельскохозяйственных наук Ирина Аблова, чья сфера научных интересов во многом сосредоточена вокруг лечения заболеваний у растений.
По её словам, прежде жёлтая ржавчина была основной проблемой в Центральной Азии, а Западная Европа, по сути, игнорировала эту проблему, но сейчас болезнь перекочевала туда, и в течение последних двух лет наблюдаются очень серьёзные поражения. Также Ирина Аблова отметила, что несмотря на определённые успехи в борьбе с фузариозом колоса, нельзя ставить точку и забывать о нём, даже несмотря на относительно сухой климат и сильный ветер в нынешнем сезоне. По её мнению, основная проблема в этом году – септориоз.
Защищаться от него необходимо комплексно.
– 2018-й войдёт в историю как год септориоза, – отметила Ирина Аблова. – Он начал нас беспокоить с ранней зимы, примерно в январе его уже было полно. Заражение произошло осенью, за которой следовала очень тёплая зима. Уже в феврале у нас шли разговоры о том, что нужно «держать ушки на макушке», своевременно и правильно защищать, предлагали набор сортов, которые успешно самозащищаются и которым надо помогать. Мы курируем селекционно-генетический метод защиты, постоянно контролируем устойчивость и восприимчивость, смотрим, как «наши дети ведут себя в отсутствии родителей», изучаем проблему на разных инфекционных фонах. Сейчас септориоз выходит на первый план.