Система нулевой обработки почвы только начинает приживаться на воронежской земле. Примерно треть районов области так или иначе практикует ноу-тилл. Полноценное применение эта система получила в ООО «ЭкоНиваАгро», отделение «Левобережное» Лискинского района Воронежской области
С оглядкой на засуху
Лискинский район специализируется на кормопроизводстве – 40% в севообороте занимают именно кормовые культуры. И это хорошо видно на примере «ЭкоНиваАгро» – воронежского подразделения холдинга «ЭкоНива», крупнейшего в России и Европе производителя молока.
Деятельность подразделения строится в основном вокруг молочного животноводства и производства кормовых культур. Вот и сейчас на люцерновое поле вышла целая бригада с мощнейшей техникой. Главный зоотехник Андрей Перетокин сказал, что люцерна пойдет на сенаж:
– Стараемся добиваться в нем высокого содержания протеина. Делается это в том числе за счет своевременной уборки. Мы тщательно следим за ходом заготовки кормов, особенно за содержанием сухого вещества. Вместе с главным агрономом хозяйства Алексеем Низкодубовым мы приехали на люцерновое поле утром. Алексей Петрович давал последние наставления механизаторам, а я оценивал эффективность системы ноу-тилл как раз на этой культуре. Люцерна действительно оказалась хороша. Растения по пояс – по самым скромным прикидкам первый укос даст три тонны в сухом веществе, как и должно быть по плану.
Об этой технологии мы говорили много. Причем Низкодубов делал упор на нехарактерные для хозяйства масличные культуры. Показал, например, посевы сои. И здесь ноу-тилл приходится как нельзя кстати. Осадки в основном выпадают в зимнее время, и вероятность засухи в вегетационный период здесь вполне допустима. – Лимитирующим фактором повышения урожайности становится сохранение влаги, – Алексей Петрович переходит на агрономический язык. – Одним из способов решения проблемы становится внедрение нулевой технологии выращивания посевов. Все начинается с мульчи и даже раньше – с уборки предыдущей культуры. При обычной технологии после уборки той же пшеницы проводят лущение стерни и дальнейшую культивацию, а здесь наша основная задача – по максимуму сохранить пожнивные остатки. Это способствует накоплению влаги и ее сохранению в зимний период. Плюс экономия ресурсов: не нужна основная обработка почвы с осени и весенняя предпосевная.
Как добиться оптимальных сроков сева
Сев при нулевой технологии обработки почвы начинается позже – мульча сохраняет влагу и держит температуру верхнего слоя на более низком уровне. В итоге это дает возможность растянуть время посевной и провести ее в оптимальные сроки как по нулевой технологии, так и при минимальной обработке. Третьего здесь нет: от классической технологии в «ЭкоНиваАгро» отказались. Главный агроном утверждает, что если бы использовали только один вид обработки почвы, то техники потребовалось бы гораздо больше.
– Получается, сеем в оптимальные сроки, – подводит некоторые итоги Низкодубов. – Минимум техники: у меня три кукурузные сеялки. В этом году разместили кукурузу на 6,5 тысячи гектаров, засеяли 1,5 тысячи гектаров подсолнечником.
Почва на половине пахотных земель хозяйства – плодородный чернозем. Но вторая половина – супеси, а местами просто пески. Вот там особенно сильно и проявляются проблемы с влагой, там и стараются по максимуму использовать нулевые посевы. Ноутилл способствует снижению водной и ветровой эрозии за счет сохранения корневой системы после уборки. Нет оборота пласта – меньше смыва и выдува почвы. К плюсам «нулевого сева» можно смело отнести экономию времени на ушедшей в прошлое пахоте.
Подъезжаем ко второму полю сои. На первом предшественником была суданская трава, здесь – кукуруза на зерно. Разницы в состоянии посевов – почти никакой. Разве только одни растения чуть опередили в росте вторые из-за различных сроков сева.
– Там, где сеяли по кукурузе, вариантов было два. Либо пустить поле под пар, либо «по нулю» под сою, – пояснил главный агроном. – Кукурузу у нас убирали поздно, в октябре и ноябре, так что вовремя обработать почву не было возможности. Мы понимаем, что на парах тоже идет накопление влаги, а значит, почва обогащается азотом при разложении гумуса. Но с переходом на ноу-тилл мы частично решаем проблему влагообеспеченности. Поэтому было принято решение сеять сою после кукурузы, занимающей в севообороте от 25 до 35 процентов.
Нулевая технология против плужной подошвы
Кажется, не ошиблись ни с культурой, ни с технологией. Заходим с главным агрономом в посевы сои – душа радуется. Ровные, чистые, росток к ростку. Низкодубов выковыривает ножом из земли парочку растений, чтобы показать отличную корневую систему – ей ничто не мешает, никакого уплотнения почвы. И это еще один плюс нулевой обработки. Минимум проходов техники за сезон – и никакой плужной подошвы, этого вечного бича пахоты.
– Подошву создает не только плуг, но и любой другой агрегат, – рассказывает главный агроном. – А здесь, по сути, лишь три операции – сев, обработка глифосатом и уборка. Правда, остаются все химические обработки по всходам – их при ноу-тилл никто не отменял, бороться с сорняками приходится всеми средствами. Но химобработки были бы и при «минималке».
Однако вернемся к плужной подошве. В хозяйстве есть прибор для определения плотности почвы. Он показывает, что даже при минимальной обработке, когда культиватор работает на глубину до 10 сантиметров, создается чтото вроде подошвы. Тут в дело вступает нулевая технология, и через два-три года уплотнение пропадает.
Главный агроном признает: есть у технологии ноу-тилл и свои нюансы. Для сева требуется специализированная техника. – Например, сеялки с турбоножами, необходимые для прорезания борозды, чтобы снизить нагрузку на сошники, – поясняет Алексей Петрович. – В связи с переходом на ноутилл мы приобрели две зерновые сеялки «Амити», которые могут работать как по минимальной технологии, так и по нулевой. Также купили аргентинскую сеялку «Джерарди» для высева сои «по нулю». При этой технологии больше времени требуется на измельчение соломы и ее равномерное распределение по полю. Комбайны должны быть оборудованы измельчителями и почворазбрасывателями. Кстати, сеялку «Амити» в хозяйство купили этой весной именно для нулевой технологии. Мы оценили ноу-тилл в режиме реального времени – на бывшем кукурузном поле. Агроном участка Николай Слюсарев показал осот желтого, уже почти коричневого цвета. Хорошо были видны сухие стебли кукурузы, нарочно скошенной на высокий срез – чтобы было чему перепревать. Оттого земля и пахнет навозом. Приятный, почти забытый запах колхозных полей…
Когда погода против земледельцев
Порядка 10–15 тысяч гектаров в «Левобережном» отделении «ЭкоНиваАгро» возделывают по технологии минимальной обработки. При этой технологии нет оборота пласта. В основном мини-тилл применяют на плодородных землях, где хорошо растут технические культуры: соя, сахарная свекла, подсолнечник. На последней культуре главный агроном Алексей Низкодубов заостряет внимание:
– Подсолнечник – культура высокодоходная, и мы можем себе позволить больше на нее тратить. Технология мини-тилл дала, прежде всего, повышение производительности – отказавшись от плуга и перейдя на культиваторы, мы добились экономии ГСМ.
Предшественниками подсолнечника служат яровые, пшеница и ячмень. После уборки и лущения стерни начинается диверсифицированное внесение минеральных удобрений – фосфорных и калийных. Далее идет безотвальная обработка почвы, и поле оставляют в покое до ранневесеннего закрытия влаги штригельными боронами. В день сева подкармливают почву азотными удобрениями. Затем друг за другом следуют внесение почвенных гербицидов, предпосевная культивация и сев подсолнечника.
Из увиденного и услышанного стало ясно главное: погода для земледельца, конечно, основной фактор. Но современные технологи дают возможность брать хороший урожай и в плохих условиях (не важно, дожди или засуха на дворе, холод или зной) и при этом – избегать баснословных затрат на получение урожая. Считать в «ЭкоНиваАгро» умеют лучше других.
Земля и жизнь № 12 (164) 16–30 июня 2018 года