Опыт адаптирования ноутила под кубанские условия. В рамках выставки «Югагро» (г. Краснодар) Клуб агрознатоков ИД «Крестьянин» провёл форум «Агротехника-2018». Предлагаем вашему вниманию выступление на нём авторитетного агронома-консультанта Олега Трояновского из Ленинградского района Краснодарского края и его ответы на вопросы участников мероприятия.
Междурядья против летних засух
Трояновский: – Прежде чем выбирать технику, нужно определиться с системой земледелия. Если вам надоели растущие траты на горючее, если вы обеспокоены плодородием почвы, если растут расходы на зарплату, то вы задумываетесь о замене технологии, чтобы минимизировать или оптимизировать затраты, человеческий фактор. И появляются шараханья, иногда наводящие ужас. Мы в агрохолдинге «Степь» испытывали различные технологии. Хочу предостеречь от прямого копирования опыта Аргентины, Бразилии. У нас есть проблемы весеннего прогрева почвы, её созревания. Зимой в морозы почвенная микрофлора у нас в анабиозе. Её весной надо активизировать. А у них в Южной Америке самая низкая зимняя температура плюс 10-15. Что там сравнивать? Можно преклоняться перед упорством некоторых хозяйств Краснодарского края внедрять ноутил. Но из того, что у них нет хороших результатов, пора бы сделать выводы. Технология должна быть адаптирована под местные условия. В зоне, где выпадает осадков меньше 300-400 мм, ноутил идёт на ура.
В ставропольских, ростовских хозяйствах, где не надо сеять сахарную свёклу, ноутильные пары агрохолдинга всегда давали хороший плюс по сравнению с чёрным паром, по сравнению с любой обработкой почвы. Но в условиях Кубани должна быть адаптивная технология. Например, полосовая обработка под пропашники. По-американски, это стриптил. Мы с 2007 года внедряли эту технологию. Она очень достойная. При ней мы совмещаем плюсы двух технологий, исключая их минусы. То есть после уборки колосовой культуры мы имеем обычный ноутил – до весенней прочистки полосы. При этом у нас максимальное снегозадержание, максимальная защита почвы от разрушения осадками, у нас там биота здравствует и процветает. А весной нам надо прогреть землю. Даже не покупая фирменных рабочих орудий, мы переоборудовали итальянский пропашной культиватор на нарезку полос, впереди секции поставили сдвоенный ёж, переставили рабочие органы, чтобы не забралом, а «журавлиным клином» – чтобы не забивало пожнивными остатками. За неделю до посева прочищаем полосу, зону будущего рядка от пожнивных остатков плюс вносим локально жидкие удобрения не больше глубины посева, чтобы не подорвать посевное ложе. И получили дружные всходы. Причём одновременно с посевами по чёрной земле. Междурядья, засыпанные соломой, при этом продолжали работать против летних засух. То есть такая технология на Кубани себя оправдала. Сейчас уже есть современные орудия, которые заводы выпускают под эту технологию. Но хотелось бы предостеречь от глубокорыхлящих орудий для стриптила.
Сошлюсь на опыт одного хозяйства, где осенью нарезали полосу. И прорыхлённая глубокая борозда (на 25 см) весной плохо обрушилась. Это привело к зависанию семян кукурузы, которые не имели хорошего контакта с почвой. А весенняя нарезка на 5-7 см эту проблему исключает. Минимальная обработка на Кубани актуальна. В 2018 году фермеры, что посеяли после предпосевной культивации кукурузу и подсолнечник, не получили дружных всходов. На поверхности появилась лишь часть ростков. Через месяц, когда прошёл дождь, оставшаяся кукуруза и подсолнечник попытались вылезти, но урожая уже не дали. Сработали как сорняк, так как их заглушили всходы первой волны. Растения выросли, вытащили влагу, питательные вещества, но не сформировали початок, потому что отставали в росте и угнетены были первыми всходами. И в конце концов сработали на минус.– прямой весенний посев.
В 2018 году мы в КФХ «Оскар» спасли часть полей, применив довсходовый гербицид. То есть провели прямой посев без предварительной культивации. Для этого поля должны быть выровнены с осени. Конечно, здесь есть опасность ветровых эрозий. Но зато весной тогда можно сеять даже дисковыми сеялками, которые проблемно запускать весной по классике: сырая липкая почва после культивации не даёт им работать, происходит постоянное залипание сошников. В варианте прямого посева, когда сверху земля просушена, разрыхлена за зиму, сеялки прямого посева, даже тяжёлые дисковые, спокойно работают. Прямой посев, когда влага на глубине 2 см, гарантирует максимальные всходы без единого дождя. То есть 2-2,5 месяца после посева у нас не было дождя, а получили полевую всхожесть 70-80%. А рядом, на полях соседей, после культивации полевая всхожесть составила 30-40%.
Что касается осенних обработок, то, например, озимые колосовые спокойно выдерживают ноутил. Но всё-таки у нас бывает уборка по влажной почве. Кто придерживается хорошей системы земледелия, там большегрузы на поле не заезжают, разгружаются только на краю поля. Но всё равно: след комбайна, неровность, предыдущая колея опрыскивателя требуют небольшого выравнивания. Под классические сеялки надо 2-3 раза дисковать. И можно потерять почвенную влагу.
В 2018 году была благодатная погода, выпали дожди, и была задача сохранить эту влагу для получения озимых всходов. Кто сделал 2-3 дискования, её потерял. Они получили всходы после следующего дождя, по колее не взошло, там взошло – и пошли эти полосы, которые до сих пор не выровнялись.
Кто успел использовать эту влагу минимальными обработками, те в дамках: получили дружные всходы. Что для этого надо? Поймать этот дождь, сделать довсходовую обработку гербицидами, чтобы снять сорняки. И получить хорошие всходы. Конечно, С Зешкой нет вариантов посеять по прямому посеву. Но джондировская сеялка 1890, например, спокойно справляется с этой работой. Система земледелия, которую вы выбираете, должна быть комплексной. Не должно быть шараханья, которое мы наблюдали в одном из кубанских колхозов. У них везде был «ноль». Затем решили заниматься сахарной свёклой и под неё стали пахать. Ну что это за принципы?
Если «ноль», то это «ноль». Но по нему сахарную свёклу не вырастишь. Тогда эту землю надо хотя бы чизелевать. Но это уже будут элементы «нуля». А что нам мешает назвать это адаптированной технологией для кубанских условий? В наших условиях, когда 600 мм осадков выпадает в последние годы даже на севере края, растительная прослойка не сформируется. А уровень урожайности у нас не ставропольский и не ростовский. Получить по «нулю» 70-80 ц/га пшеницы проблематично. Кондитерский подсолнечник по «нулю» тоже не идёт. Мы раньше сеяли по стриптилу. Да, масличный гибрид получается. Урожай, если всё нормально, тоже неплохой. Но вы же видели растения кондитерских сортов: мощные, с толстым стеблем. И на необработанной плотной почве корневая система у этого подсолнечника совсем другая. Она слабая. И если будет какой-то катаклизм в виде большого шквала, какой был в 2018 году, когда у нас даже шпалерные сады поваляло, этот подсолнечник ложится лоском. Мы такое и раньше наблюдали. На краях поля, где была сделана противопожарная глубокая обработка, полегание кондитерского подсолнечника оказалось вдвое меньше, чем на основной части поля, где применялся стриптил. Если мы выбрали систему минимилизации обработки почвы, то должно быть принципиальное соблюдение этих условий.
В зоне рядка ни одно колесо не топчется
Модератор: – Насколько применимы дисковые бороны для кубанских почв? Директор Северо-Кавказской МИС Геннадий Жиков на одном из наших мероприятий говорил, что борона с большим диском для южно-российских почв неприменима, потому что нарабатывает огромную плужную подошву.
Трояновский: – Если у вас технология классического земледелия и вы сеете сеялкой СЗ 5,4, то для посева на 5 см вам надо задисковать на 10 см. Кроме БДМ с этой работой ничто не справится. Но это уже вчерашний день. Мы должны стремиться к тому, чтобы не нарушать посевное ложе. Поэтому тяжёлые диски для подготовки почвы под озимые колосовые, я считаю, неуместны.
Надо работать на глубину, не превышающую глубину посева. Это позволит сохранить влагу, которая, например, минувшей осенью была. Орудия должны быть комбинированные, чтобы за один проход не только дисковали, перемешивали пожнивные остатки, но и шлейфовали, прикатывали, выравнивали. То есть минимум тройники должны быть – с катком, бороной. И орудия должны быть грейдирующими, выравнивающими. Потому что бугры на почве потом будут нам и крылья опрыскивателей обламывать. Поэтому комбинированное орудие, на котором опорные колёса могут держать заданную глубину: надо 5 см – будет 5 см, надо 4 см – будет 4 см. Для кубанских обработок такое орудие самое универсальное. А глубокая обработка уместна, если, допустим, поле безотвально чизелюем под сахарную свёклу, под пропашники. Там уместно стерню глубоко зарыхлить, чтобы заделать удобрение поглубже, перемешать пожнивные остатки, потому что пожнивные остатки должны быть или на поверхности, или равномерно перемешанные. На поверхности – это ноутил. А равномерное перемешивание – это уже мульча. Но если они заделаны максимум в посевное ложе, то там потом и пропашники расти не будут. Там будет сплошная мобилизация азота из почвы. Потеряем и кукурузу, и подсолнечник из-за азотного голодания.
При стриптиле сеется в очищенное от пожнивных остатков, прогретое и локально удобренное посевное ложе и кроме этого в зоне будущего рядка ни одно колесо трактора никогда не топчется. То есть при нарезке сам культиватор перемещается так, что колёса идут по зоне будущих междурядий. И колёса трактора идут по зоне будущих междурядий. Поэтому сев проводится в ни разу не топтанное место.
Вячеслав Легкодух, полпред губернатора Краснодарского края по взаимодействию с КФХ: – Какая урожайность в вашем хозяйстве?
Трояновский: – Меньше 70 ц/га зерна мы не получали. Рентабельность пшеницы всегда была порядка 60%. По ставропольским и ростовским хозяйствам урожайность была порядка 50 ц/га – по ноутильному пару. Эти урожаи для них тоже очень достойные.
Легкодух: – Наверное, надо ещё смотреть на структуру почвы. В центральных районах края, где тяжёлые почвы, например в Выселковском, до сих пор применяют царь-бороны, потому что глыбы невозможные.
Трояновский: – Так они ж сначала напашут. Высушат это всё. И начинают бороной этой бить. Вопрос в том, когда проводить основную обработку почвы, чем и на какую глубину. Пахота в любом случае – это потом проблема выравнивания, проблема уплотнения – надо прикатать. Мы сначала напашем, а затем это всё исправляем.
Легкодух: – То есть вы даже на плотных почвах предпочли бы не пахать?
Трояновский: – Слитые чернозёмы – это уже другой разговор. Хотя первый опыт выращивания сахарной свёклы без оборота пласта я привёз из Гиагинского района Адыгеи, где мои однокурсники первыми начали выращивать сахарную свёклу после чизелёвки. А на карбонатных, выщелоченных чернозёмах, которые вы назвали, элементы технологии ноутил вполне применимы.
Под сахарную свёклу, под кондитерский подсолнечник надо рыхлить, но без оборота.
Соя, горох, лён, нут, рапс, пшеница выдерживают плотную почву. Но чтобы сеять по ноутилу, нужны специальные сеялки.
В поле на метровых колёсах
Вопрос из зала: – У вас есть хороший опыт выращивания рапса и сидератов. Можете поделиться?
Трояновский: – Рапс – культура интересная. Но в последние годы его экономическая эффективность была не очень высокая. И культуру отодвинули на второй план. К тому же она имеет много рисков. Нужно обязательно получить осенью достойные всходы, развить нормальную корневую шейку, чтобы он и не перерос, и не недорос, не заглушился падалицей. Весной тоже проблемы. А цена семян была не очень интересная.
О сидеральных культурах. Всё зависит от погодных условий. Если погода позволяет выращивать сидераты, ими надо заниматься. Мы пошли ещё дальше – стали заниматься покровными культурами, выращивать коктейли, в которых культуры имеют разносторонние преимущества. У нас есть дармовой источник энергии – солнце. Оно должно работать на аккумулирование органики в почве, на повышение плодородия. Ведь раньше голой земли не было. Растения ловили солнечную энергию, использовали осадки и накапливали плодородие. Сейчас мы либо вытравливаем поле глифосатом, либо запахиваем. Голая земля прокаляется солнцем, нарушаются биоценозы. Это зло.
Вы знаете, что на квадратном метре пахотного горизонта живет до 2 кг живых микроорганизмов. Пахотой мы их стерилизуем. Пустое место занимают чаще всего патогены, которые более живучи, более активны. Вопрос из зала:
– Когда нарезаете борозды, трактора у вас на какой резине?
Трояновский: – Мы в последнее время и сев, и внесение удобрений, и нарезку полос проводили на метровых колёсах с пониженным давлением. Можно и на стандартной резине, так как настройки культиватора, как на сеялке секции, смещены на 35 см, в результате колесо трактора и опорное колесо культиватора идут по будущему междурядью. Рядок не притаптывается ни разу за весь сезон выращивания. Но лучший вариант, конечно, это широкие колёса, они вообще не уплотняют почву.
«Деловой крестьянин», март 2019г.